Регион: Выбрать регион
Сейчас: 3 декабря 20:28:46
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистическое моделирование реализации проектов стратегической трансформации инновационного предприятия

В статье анализируется проблема стратегического логистического менеджмента. Система рассуждений строится на принципах системного подхода к логистическому моделированию инновационного предприятия. На этом же подходе основывается структурно-функциональная модель реализации проектов трансформационных преобразований инновационных процессов. 

         Ключевые слова: логистическая модель, критические факторы успеха, робастное производство, стратегический логистический менеджмент, системный проект

D.S. Scherbakov,

 PhD, Post-Doctoral research fellow,

Rostov State Economic University,

Rostov-on-Don, Russia

Logistics modeling for strategic transformation innovative enterprise

         The paper analyzes the problem of strategic logistics management. The system of reasoning based on the principles of the system approach to the logistic modeling innovative enterprise. The same approach is based structural-functional model of the implementation of transformational changes projects of innovation processes.

         Keywords: logistic model, critical success factors, robust production strategic logistics management, system project

 

Отличительной особенностью функционирования российских инновационных предприятий в кризисных условиях является необходимость соотнесения задач стратегического управления с проведением трансформации, представляющей собой фундаментальное преобразование их деятельности и выражающееся в переходе от производства, ориентированного на потребителя, к производству, ориентированному на мир. В силу этого можно рассматривать  процессы трансформации в качестве объекта стратегического логистического менеджмента.

Характерной особенностью стратегического логистического менеджмента является комплексный проектно-процессный подход, обеспечивающий согласование возможностей конкретного предприятия и корпоративных интересов. Он включает в себя не только определение генерального курса деятельности инновационного предприятия, но и разработку комплекса мер по организации дела на основе определенного, научно обоснованного концепта. Стратегический логистический менеджмент предполагает разработку программы инновационного развития и методики принятия и выполнения решений. Такая методика может содержать набор качественных характеристик, отражающих приоритетность целей, обеспечивающих позитивную динамику развития, своевременность решений и действий, обоснованные прогнозы индикаторов опережающего инновационного развития, анализ последствий управляющих воздействий и инноваций. Стратегический логистический менеджмент основан на общей для управленческой деятельности модели, представленной в категориях «субъект», «объект», «средства», «процесс», «условия», «результат», «система», которые обретают новую качественную специфику благодаря функционированию в цикле управления.

Структурно-функциональная модель стратегического логистического менеджмента может быть представлена следующим образом:

1. субъект (координирующий центр, задающий целевые ориентиры инновационной деятельности с учетом прогнозов изменений в глобальной среде);

2. объект (система, деятельность которой регулируется субъектом управления);

3. процесс (системно-деятельностный акт, определяющий ход реализации стратегии);

4. условия (рамочные условия, характеризующие смешанную архитектонику взаимодействия субъекта и объекта);

5. средства (технологический компонент, связанный с прогнозированием и осуществлением объектом процессов в управляемой подсистеме).

Альтернативный импульс решению проблемы стратегического логистического менеджмента может придать так называемая конкурирующая стратегия, утверждение которой связано с именем М. Портера. В своих работах [1] М. Портер показал, что конкурентные динамики отрасли индустрии и анализ способности компании конкурировать в этой сфере требуются для того, чтобы определить главное направление формирования стратегии компании. Он сконструировал матрицу пяти сил с целью оказать помощь компаниям в оценке конкурентной обстановки на рынке. Главная цель стратегического изучения управления заключалась в определении перспективного подхода к новому рынку или отрасли, при этом возможности компании фактически работать на таком рынке и в конкретной отрасли в значительной степени игнорировались. Основная идея была такова: если компания могла составить правильный прогноз того, какие рынки будут активно развиваться в будущем, это рассматривалось как залог ее успеха в производстве товаров и услуг, имеющих наибольший спрос на перспективных рынках.

Сегодня можно признать, что благодаря работам М. Портера область стратегического логистического менеджмента была расширена, в ней нашла поддержку идея о конкурирующих факторах на новых рынках, которые должны принимать во внимание все разработчики стратегий. Как показывает практика,  несмотря на то, что идеи М. Портера были значительным вкладом в дело разработки теории стратегического логистического менеджмента, они применялись очень ограниченно. Многие компании использовали его наработки исключительно как аналитическое средство для понимания ситуации, но не как руководство к действию. Вопрос их практической их реализации продолжал оставаться вне зоны особого внимания и ученых, и практиков. Современный подход к решению проблемы стратегического логистического менеджмента учитывает, прежде всего, технико-технологическую компоненту экономической деятельности. Согласно У. Хамелу и К. Прахаладу, техническая и технологическая компоненты составляют ядро компетенций [3]. Основной тезис их подхода достаточно прост: каждая компания должна идентифицировать продукцию, которую она особенно хорошо делает, и строить свою стратегию на основе ее производства.

Новое слово в решении проблем стратегического логистического менеджмента связано с появлением такого феномена, как робастное производство [4], в котором приоритетами становятся  время выполнения бизнес-процесса,  тот полный набор действий, который создает нечто ценное для клиента. В настоящее время  специалисты расходятся во мнениях относительно оценки робастного производства. Некоторые исследователи отмечают его значительный потенциал для решения стратегических проблем инновационных предприятий, другие менее оптимистичны и приводят примеры неудачных попыток реализовать концепции робастности. Очевидно одно: в настоящее время проблемы стратегического логистического менеджмента имеют не только теоретическое, но и практическое значение в мировой экономической жизни.

Говоря о проектах разработки и реализации процессов стратегической трансформации инновационного предприятия, следует иметь в виду особую значимость для этого процедуры целеполагания. Известно, что в условиях неравновесности цели экономической деятельности обычно связаны с повышением эффективности производства. При наличии многоукладной экономики появляются и выходят на первый план и другие, дополнительные, цели, обусловленные характером необходимых эволюционных преобразований. Их нужно учитывать при разработке всей стратегии. В частности, полная трансформация предприятия выводит целеполагание в разряд особо важных задач, требующих пристального внимания. Современные российские менеджеры и топ-менеджеры, рассматривая текущую производственную реальность как жестко детерминированную, строго определенную систему, создают такие концепции преобразований, которые, во-первых, ориентированы на точную управляемость бизнес-процесса, а во-вторых, на достижение заранее жестко заданного результата.

В условиях неравновесности востребованной оказывается методология бизнес-логистики [2] с присущей ей спецификой определения целей и практической реализации. Методологические установки логистики можно применить к рефлексированию в контексте проблемы трансформации инновационного предприятия, в частности разработки проектов совершенствования бизнес-процессов. Разработка стратегии трансформации начинается с решения задачи целеполагания.

На первом этапе разработки целей проекта трансформации на основе методов выбора проектов определяются гипотетические условия инновационной деятельности, очевидные с точки зрения опыта, к ним добавляются ожидаемые специфические условия. Устанавливается краткий, но исчерпывающий перечень элементов (или факторов). В него входит не только инфраструктура наукоемкого производства, но и значимые факторы неравновесности, потенциальные положительные обстоятельства.

На втором этапе выполняется тестирование гипотез и выявление факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на эффективность деятельности хозяйственной единицы, их систематизация и выработка предварительных предложений относительно системы целей трансформационных преобразований. Затем проводится анализ механизма функционирования инновационного предприятия. Этот этап связан с выявлением критических факторов успеха, определением приоритетных направлений деятельности и ключевых задач, решение которых обеспечивает успех в долгосрочной перспективе.

Значение идентификации критических факторов успеха состоит в том, что эта процедура, наряду с систематическим сбором и обработкой информации, формирует базу для управления стратегией инновационного  предприятия. При сборе информации важно не только отсеять все не существенное с точки зрения стратегического планирования, но и выявить ряд принципиальных переменных, способных решающим образом повлиять на достижение успеха в долгосрочной перспективе и обеспечить его в рамках конкретного мероприятия. Выявление критических факторов успеха составляет особое направление аналитических исследований и значительный раздел стратегического планирования, для которого особенно актуален учет возможных изменений внешней среды. На основе данных проведенного анализа уточняют набор стратегических целей. Если на первом этапе разработки проекта выступали в качестве целей-ориентиров, то в процессе анализа они подвергаются уточнению и систематизации в форме концептуальной модели. Остается добавить, что в основу построения самой концепции стратегической трансформации инновационного предприятия предлагается положить логистическую модель, состоящую из таких измерений, как время, проект, жизненный цикл, функциональная подсистема, цикл управления, процесс (рис. 1.).

 

 ead2705dc32793463905d826edec3bf1.jpg 

Рис. 1. Логистическая модель инновационного предприятия

Следует отметить, что ни одна модель, даже самая совершенная, не может исчерпывающе описать такое сложное явление, как трансформирование, поэтому при разработке процессов стратегической трансформации необходимо использовать системную инженерию, охватывающий организационную динамику в целом. Системный анализ играет ключевую роль в решении наиболее серьезных задач управления трансформационными процессами. Он позволит проводить имитационные эксперименты, которые дают возможность учитывать динамическое взаимодействие всех переменных. Только при этом условии логистические модели смогут превратиться в эффективный инструментарий, с помощью которого можно не только описать желаемое состояние инновационного предприятия, но и прогнозировать возможности его развития в дальнейшем. Как единый, определяющий замысел, касающийся всех сторон деятельности инновационного предприятия, стратегическая трансформация в предельно общей форме концентрирует в себе наиболее значимые внешние и внутренние факторы успеха для долгосрочного планирования.

Библиографический список

1. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М. – «Альпина Бизнес Букс». – 2008.

2. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М. – «ИНФРА-М». – 2001.

3. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the future. – Boston. – «Harvard Business School Press». – 1994.

4. Windt K.  Robust Manufacturing Control: Lecture Notes in Production Engineering. – New York. – « Springer Science & Business Media ». – 2012.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 375-380 


Количество просмотров: 2174
теги:

Еще публикации: