Важное место в становлении и развитии Евразийского моста отводится Новосибирской области, которая обладает высоким научно-производственным потенциалом и которая активно участвует в обеспечении населения региона мясными продуктами.
Ключевые слова: транспортный коридор, мясопродукты, биологическая безопасность, кластеры.
Yu.D. Schmidt,
Ph. d, associate professor,
E.P. Zhavoronkov
doctor of technical sciences, Professor
Novosibirsk State AgrarianUniversity,
Novosibirsk, Russia
The task of health and biological cluster formation for safer provision of meat products in the Eurasian development corridor of Novosibirsk
An important place in the formation and development of the Eurasian bridge is given to the Novosibirsk region, hhich possesses high scientific and manufactoring potential, and which is actively involved in the regions meat products provision.
Keywords: transport corridor, meat products, biological safety, cluster
В последнее время научные, сельскохозяйственные, биологические, экономические и политические круги все большее внимание начинают уделять обсуждению проблем качества и безопасности жизни российского общества. Ухудшение экологической ситуации в мире, связанное, прежде всего, с антропогенной деятельностью человека, повлияло на качественный состав потребляемой пищи. Именно c продуктами питания в организм человека из окружающей среды поступает до 70% токсинов различной природы. Эти вещества попадают и накапливаются в пищевых продуктах по ходу как биологической цепи, обеспечивающей обмен между живыми организмами и воздухом, водой и почвой, так и пищевой цепи, которая включает все этапы производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также их хранение, упаковку, маркировку и транспортировку.
В связи с этим обеспечение безопасности и качества продовольственного сырья и пищевых продуктов является одной из основных задач, определяющих здоровье человеческого общества и сохранение его генофонда [1]. Об этом свидетельствует и развитие мясопродуктового подкомплекса страны и регионов, зависящее, главным образом, от стабильной деятельности сельскохозяйственных организаций, в которых сконцентрирован основной объем продукции мясного животноводства.
Показатели безопасности и пищевой ценности мясных продуктов должны соответствовать гигиеническим нормам, установленным в соответствии с СанПин 2.3.2.-1078-01. Требования, которым должны соответствовать свойства пищевых продуктов, устанавливаются в нормативной и технической документации на ее производство. Безопасность пищевых продуктов оценивается по гигиеническим нормативам, которые включают биологические объекты, потенциально опасные химические соединения, радионуклиды и вредные растительные примеси. Присутствие их в пищевых продуктах не должно превышать допустимых уровней содержания в заданной массе (объеме) исследуемой продукции. Указанные показатели безопасности установлены для 11 групп продуктов. В первой группе представлены мясо и мясопродукты
В терминах принятых для характеристики безопасности пищевых продуктов рассматриваются: качество пищевых продуктов; медико-биологические требования к качеству продуктов; пищевая и биологическая ценность.
В продуктах животного происхождения регламентируется содержание ветеринарных препаратов: стимуляторов роста животных антибиотиков (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в числе антибиотиков), применяемых в животноводстве для целей откорма, лечения и профилактики заболеваний скота и птицы. При этом контроль над указанными ветеринарными препаратами основывается на информации, представляемой изготовителем продукции об использованных при ее изготовлении и хранении стимулятора роста животных и лекарственных препаратов.
Сегодня научно-промышленные комплексы в регионах России представляют собой, как правило, разрозненные организации, не объединенные между собой серьезными кооперационными и, более того, интеграционными связями. Единичные совместные проекты научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий нельзя назвать стратегией безопасного развития научно-промышленных комплексов. Однако, наметились определенные тенденции развития и взаимодействия промышленных и научных организаций, которые свидетельствуют о начале процесса объединения последних в единый комплекс путем кластеризации.
Кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих социально-экономических, экологических государственных и муниципальных структур и институтов, предприятий, систем и учреждений, осуществляющих мероприятия, дифференцированные в зависимости от региональных особенностей. В частности, биологические кластеры ориентированы на выполнение основных функций общества и решение задач по обеспечению благополучия и безопасности граждан при максимальном сохранении и развитии здоровья человека и окружающей среды.
Кластеры включают фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. Такую географическую близость рассматривают как место накопления «критической массы» человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов. В этой связи возникает целесообразность рассмотрения одного из приоритетных направлений развития, направленного на повышение конкурентоспособности государства, компаний, продукции, – создание отраслевых кластеров. Однако в российской науке пока нет единого подхода к определению кластера, нет ясности в том, какую модель кластерной политики следует использовать и насколько эффективно кластерное развитие для отдельных российских регионов.
Для российских ученых кластерный подход к развитию региона является относительно новым, поскольку отсутствуют конкретные методики выявления кластеров и разработки механизма их поддержки на уровне региона. Следовательно, для оптимизации процессов формования и развития кластеров необходимо четко сформулировать приоритеты и направления государственного воздействия, основа которого – государственно-частное партнерство.
В апреле 2012 года Правительством РФ была принята Государственная координационная программа развития биотехнологии. Ее цель – создание сектора биоэкономики. Она призвана стать основой модернизации сельскохозяйственной биотехнологии, биофармацевтики, пищевой биотехнологии, экологической безопасности и др. Запланировано формирование территориальных биотехнологических кластеров, разработка региональных биотехнологических программ, в том числе и для сельскохозяйственной отрасли. Предполагается производство ценных продуктов для медицины и сельского хозяйства, создание агрофармпроизводств по получению лекарственных препаратов, биологически активных добавок к пище и функциональных продуктов питания для улучшения здоровья населения.
Новые предприятия биотехнологической,
биофармацевтической направленности, специализированные фермерские хозяйства по
выращиванию лекарственного растительного сырья включаются в территориальные
биологические кластеры. Кластерная политика в ведущих странах рассматривается
как ключевая не только для повышения конкурентоспособности,
но и для повышения безопасности продукции и услуг. Термин «кластерное развитие»
все чаще используется при разработке стратегии (биологической, санитарной,
экологической) безопасности развития таких
крупных сельскохозяйственных российских
регионов, как НСО.
В России существуют потенциальные
региональные кластеры, но их выявлением пока не занимаются, или не опубликованы
результаты исследований. Также не разработаны и проблемы
транспортно-логистического обслуживания
при взаимодействии участников кластерного развития региона. При этом
задача выравнивания возможностей безопасного развития и использования
имеющегося трудового и экономического потенциала в регионе является
приоритетной. Сегодня перед кластером процессов безопасного жизнеобеспечения
стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, обеспечения их
безопасности, повышения качества и
эффективности.
Следовательно, особую актуальность приобретают разработка и практическая реализация мер по совершенствованию теоретических и методологических основ формирования и развития регионального кластера по производству и безопасному обеспечению мясопродуктами населения на примере НСО.
В условиях России, формирование агрокластеров должно основываться на следующих принципах: создание условий для технического перевооружения отрасли и привлечение инвестиций на основе реально действующих коммерческих механизмов; активное применение инноваций, как в технологиях, так и при управлении. Это обязательно обеспечит устойчивое развитие субъектов кластера и их конкурентоспособность на региональном и национальном уровнях.
В регионе должен быть благоприятный климат для ведения бизнеса – отсутствие коррумпированности, экономической преступности, заинтересованность властей в легальном ведении бизнеса без использования «теневых» схем. Кроме того, местные органы власти должны поддерживать кластер или своим государственным регулированием, или своим прямым участием в кластере (государственно-частное партнерство).
Библиографический список
1. Методические указания по дисциплинам: «Безопасность сырья и продуктов животного происхождения», «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» / Э.Б. Битуева, С.Н. Лебедева.- Улан-Удэ: изд-во ВСТТУ, 2004,- 28 с.
2. Жаворонков Е.П., Шмидт Ю.Д. Требования безопасности развития логистики Евразийского моста. г. Красноярск.- 2012.
3.
Е. Жаворонков, Ю. Шмидт. Безопасность логистических услуг
при доставке и хранении фармацевтических продуктов.- Логистика №1.- 2011г.-
с.18-20.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 372-375