Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 16:56:11
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Значение информационных технологий в транспортной логистике

В данной статье показано влияние информационных технологий на организацию транспортно-логистической системы. Рассмотрены результаты 27-го мирового конгресса Международного союза автомобильного транспорта в Брюсселе, а также обозначено начало функционирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического союза. Выделены стратегические информационные тенденции: информационный продукт, способность к взаимодействию,  ликвидация промежуточных звеньев,  глобализация и слияние. Перечислены главные особенности деятельности виртуального транспортного предприятия.

Ключевые слова: Информационные технологии, транспортная логистика, виртуальное предприятие, виртуальное транспортное предприятие, мультимодальность

A.A. Shinkarenko,

student,

E.V. Romanyuk,

candidate of economics, associate professor,

Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russia

The role of information technologies in transports logistics

This article shows the influence of information technologies on the organization of transport and logistics system. The results of the 27th World Congress of the International Road Transport Union in Brussels were considered. And the beginning of functioning of the Common Transport Space of the Eurasian Economic Union was marked.  The strategic information tendencies such as: information product, ability to interact, elimination of intermediate links, globalization and merging were distinguished. The key features of the virtual transport company were listed.

Key words: Information technologies, transport logistics, virtual enterprise, virtual transport enterprise, multimodality

 

Активное использование информационных технологий (ИТ) стало неотъемлемой частью транспортной логистики. Формирование и организация работы цепей доставки товаров не может осуществляться без интенсивного и оперативного обмена информацией между участниками транспортного процесса. В настоящее время очень сложно, практически невозможно, обеспечить требуемое потребителями качество обслуживания и эффективность транспортных операций без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений.

Все большую важность приобретает обеспечение непрерывности управляемых процессов в узловых точках, в которых осуществляется прохождение грузов и информации между сетями различных транспортных агентов. Это относится, например, к перевалочным пунктам (портам, железнодорожным станциям, аэровокзалам и т.д.), а также к организации бесперебойных смешанных перевозок. Логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высококонкурентном рынке транспортных услуг, благодаря развитию информационных систем и ИТ, которые обеспечили возможность автоматизации типовых операций в транспортных процессах.

В Брюсселе в мае 2000 г. на 27-м мировом конгрессе Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) говорилось о важности развития и совершенствования глобальных информационных технологий (мобильная телефонная связь, Интернет, мультимодальность) для оптимизации транспортного процесса. Участники конгресса пришли к выводу о том, что конкуренции между видами транспорта быть недолжно, а должно быть сотрудничество на основе мультимодальности и транспортной логистики. Это сотрудничество проявляется в формировании:

• единой евразийской транспортной системы (мультимодальные транспортные коридоры в России, проект возрождения великого шелкового пути из Европы в Китай через Кавказ и пр.);

• единого открытого информационного пространства на основе Интернета (виртуальные сети экспедирования, мониторинга грузов, информационной поддержки транспортных компаний);

• единых стандартов в электронных информационно-коммуникационных системах поддержки бизнеса на транспорте, обеспечивающих требуемую мобильность товаров и людей [5].

С 1 января 2015 года начало функционировать Единое транспортное пространство Евразийского экономического союза. Формирование Единого транспортного пространства (ЕТП) еще до создания Таможенного союза (ТС) в 2010 г. и Единого экономического пространства (ЕЭП) в 2012 г. России, Белоруссии и Казахстана являлось одной из приоритетных задач Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Для организации взаимодействия транспортных структур государств - членов этого интеграционного объединения в 2001 г. был образован Совет по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС и созданы четыре его вспомогательных органа. В рамках ЕврАзЭС были приняты основополагающие нормативно-правовые документы, направленные на развитие ЕТП и транспортное обеспечение процессов экономической интеграции [1].

Главным источником роста производительности и конкурентоспособности, а также одним из ресурсных элементов интегрированной логистики в современной экономике и транспортных системах являются ИТ. Главным принципом в развитии ИТ является переход к цифровым методам передачи, обработки и хранения информации. Эти методы являются технологическим направлением, обеспечивающим слияние информации и услуг. Безусловно, в их развитии большую роль играет динамика рынка и рыночная инфраструктура. Можно выделить пять стратегических информационных тенденций: 

1)информационный продукт;

2) способность к взаимодействию;

3) ликвидация промежуточных звеньев;

4) глобализация;

5) слияние.

На данном рисунке схематически изображено взаимодействие указанных тенденций.

 37e22a8206f3e561564fbefba56ed156.jpg

Рис. Стратегические информационные тенденции

Источник: [2].

Внедрение новейших ИТ создает удобное и доступное для пользователей информационное пространство, способствующее (см. схему) устранению промежуточных звеньев и взаимодействию на основе совместимости информационных стандартов.

Когда транспортный терминал обеспечивает прямой доступ к услугам и провозным мощностям, то автоматизация процессов уменьшает транспортно-логи­стическую цепочку до оптимального уровня. В ходе модернизации  внутренних логистических операций устранение избыточных звеньев будет происходить как внутри, так и между участниками цепочки. Таким образом, все участники транспортировки могут обмениваться информацией в электронном виде. При систематической электронной обработке информации взаимодействие достигается за счет использования высокопроизводительных компьютеров информационных систем, согласования конфигурации высокоскоростных каналов передачи данных и средств автоматизированного контроля и корректировки операций. В этой ситуации стандарты, определяющие взаимодействие, приобретают особое значение, а также важным фактором успеха становится участие пользователей и поставщиков ИТ. Фирмы, которые не делают ставку на высокопроизводительные технологии, являются потенциальными банкротами [2].

Необходимо отметить, что развитие ИТ, изменения конкурентной ситуации на рынке и все более узкая специализация в сферах производства и услуг предполагают появление новых форм ведения бизнеса. Одной из подобных форм являются виртуальные предприятия (предприятия, состоящие из сообщества географически разделенных работников, которые взаимодействуют в процессе производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций). Они приобретают все большее развитие как за рубежом, так и в России. 

В последнее время появилась новая форма интеграции — виртуальное транспортное предприятие. В его состав входят все участники транспортного процесса: перевозчики, экспедиторы, терминалы, подрядчики и т.д., причем каждый из них сохраняет свою юридическую и финансовую самостоятельность. Каждый участник выполняет определенные функции,
то есть вкладывает свои ресурсы в выполнение общего обслуживания. Перечислим главные особенности деятельности виртуального транспортного предприятия:

·        придание одному из предприятий, участвующих в интеграции, функций головного предприятия,  которое выполняет роль организатора процесса доставки грузов и отвечает перед заказчиком-потребителем;

·        сохранение экономической самостоятельности участников кооперации;

·        интеграция носит виртуальный характер, т.е. формируется для выполнения конкретного заказа, а не для решения долговременных задач;

·        четкая организация и управление материальными, информационными и финансовыми потоками между участниками кооперации.

Виртуальное транспортное предприятие можно рассматривать как набор модулей, собранных из множества стандартных модулей. Каждый модуль, выполняя свои функции, обеспечивает достижение общей цели логистической системы. Благодаря модульности, мягкой организационной структуре при достаточном количестве на рынке технологически совместимых модулей интегрированная система доставки обеспечивает высокое качество обслуживания, а именно:

·        комплексность обслуживания;

·        высокую гибкость для адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры;

·        экономичность за счет сокращения расходов (транспортные операции выполняются специализированными модулями);

·        эффективность из-за возможности автоматизации операций однотипного характера.

Очевидно, что с ростом степени интеграции расширяются потенциальные возможности системы, увеличивается степень многообразия и альтернативности. Это, в свою очередь, порождает проблемы, связанные с качеством функционирования системы, в частности, проблему формализации процесса формирования интегрированной системы доставки и оценки ее качества [3].

Таким образом, процесс внедрения информационных технологий и в том числе информационно-компьютерных технологий сегодня необходим и, более того, неизбежен. Это является результатом все возрастающего объема  информации требующей обработки данных. Традиционные способы уже устарели, с их помощью не удается извлечь всю полезную информацию и использовать ее для управления предприятием. Одним из самых важных факторов в управлении становится скорость обработки данных и получение интересующих нас сведений. На эффективность управления предприятием, его финансовый успех, все существеннее  оказывает влияние оборот информации. Более того, все чаще информацию называют "стратегическим сырьем".  На наш взгляд, влияние информационных систем и ИТ на транспортную логистику очень велико. Применяя их, можно получить эффективный инструмент для решения задач бизнеса. Транспортная логистика предполагает наличие современных ИТ, которые основаны на сборе, переработке, хранении, передаче логистической информации. Это позволяет обеспечить интегрированное  и эффективное управление всей транспортно-логистической цепочкой.

Библиографический список

1.      Лукьянович Н. В. , Котляров Н. Н. , Левченко Л. В. Перспективы создания Единого транспортного пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Экономические науки. 2014. №116. С. 126. (Журнал).

2.      Санькова Г. В. Геоинформационные системы и технологии в логистике: учеб. пособие / Г. В. Санькова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – 86 с.

3.      Миротин Л. Б. Транспортная логистика / Л. Б. Миротин.- М.: Экзамен, 2010. – 512 с.

4.      Концепция формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. № 374

5.      Васильев М. Ю. Организация складского хозяйства контейнерного терминала с применением технологий радиочастотной идентификации: автореф. дис. канд. экон. наук: 19.11.2009/ М. Ю. Васильев. - Санкт-Петербург. 2009, - 19 с.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 367-371


Количество просмотров: 14565
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама