В статье рассмотрены вопросы планирования грузовых перевозок нефтеперерабатывающей отрасли. В данной работе описана деятельность ТОО «ТЭК АНПЗ – Транс», связанных с доставкой груза.
Грузовые перевозки составляют более 90% всей приведенной продукции железных дорог. Для правильного планирования перевозок грузов необходимо хорошо знать потребность народного хозяйства в перевозках и сложившиеся грузопотоки, а также основные закономерности роста перевозок в хозяйстве.
Также представлена проблема объекта исследования, связанная совершенствованием структуры управления и обслуживания вагонного парка с путями ее решения.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, объем перевозок, перевозка груза, порожние вагоны
K.S. Chakeeva,
candidate of technical sciences, associate professor
R. Saginov,
master-student,
A.S. Sisenbaeva,
Satbayev Kazakh National
Technical University,
Almaty, Kazakhstan
Effective planning of freight transportation in Energy Industry of ANPZ — the Trance LLP
In article questions of planning of freight transportation of oil processing branch are considered. In this work activity of Energy Industry of ANPZ — the Trance LLP, connected with delivery of freight is described.
Freight transportation makes more than 90% of all given production of the railroads. For the correct planning of transportation of goods, it is necessary to know well need of a national economy for transportations and the developed freght traffics, and the main regularities of growth of transportations for economy.
The problem of object of research connected by improvement of structure of management and service of Carriage Park with ways of its decision is also presented.
Keywords: Railway transport, Volume of transportations, Transportation of freight, Empty cars
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Республики Казахстан и имеет большое экономическое, социальное и политическое значение. Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние национальной экономики. В связи с географическими условиями страны и особенностями размещения производства основные объёмы перевозок товаров выполняются железнодорожным транспортом, а средняя дальность перевозок в Казахстане в 3-5 раз выше, чем в Западной Европе.
Как правило, с увеличением производства продукции растет, и объем перевозок. Однако при одних и тех же размерах производства объем, и дальность перевозок могут быть больше или меньше в зависимости от того, как размещено производство по районам страны и каков характер межрайонных экономических связей.
По итогам производственной деятельности ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» (НПЗ) за 2013 год фактически переработано сырья 4 429,5 тыс. тонн. План по переработки нефти в сравнении с планом, утвержденным МНГ РК выполнен на 100,01%. Суммарный план производства выработки светлых нефтепродуктов выполнен на 100,9%. Фактическая глубина переработки составляет 59,76% при плане 58,6%.
Железнодорожными перевозками сырья ТОО «Атырауский НПЗ» занимается ТОО «ТЭК АНПЗ – Транс», который располагает необходимой базой для оказания всего комплекса услуг, связанных с доставкой груза от продавца к потребителю, а также всеми необходимыми технологиями.
Основным видом деятельности ТОО «ТЭК АНПЗ – Транс» является оказание транспортно-экспедиторских услуг, которая включает в себя:
1. согласование с АО «НК «КТЖ» заявок на перевозку грузов;
2. раскредитовка и оформление перевозочных документов на порожние вагоны Клиента;
3. оформление перевозочных документов на груженные вагоны с нефтепродуктами на весь маршрут следования во внутриреспубликанском, экспортном сообщении;
4. оформление и оплата провозных платежей;
5. расчет тарифов на перевозку грузов;
6. услуги по нанесению знаков опасности и пломбирование вагонов запорно-пломбировочными устройствами;
7. услуги по страхованию груза от имени страховой компании;
8. взаиморасчет за услуги, предоставляемые перевозчиком и другими организациями;
9. оперирование собственным, арендованным парком вагонов.
Основные показатели плана грузовых перевозок используются для определения объемов работы подвижного состава и парков транспортных средств. ТОО «ТЭК АНПЗ – Транс» ставит перед собой прогнозируемый объем перевозок на 2016 – 2018гг. (Таблица 1) согласно выработке ТОО АНПЗ.
Таблица 1. Прогнозируемый объем перевозок ТОО «ТЭК АНПЗ – Транс» на 2014 – 2015гг.
Наименование груза |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||||
тонн |
вагон |
ваг/тн в сутки |
тонн |
вагон |
ваг/тн в сутки |
тонн |
вагон |
ваг/тн в сутки |
|
Автобензин |
1320100 |
24446 |
67/3617 |
1745000 |
32325 |
89/4781 |
1745000 |
32325 |
89/4781 |
Дизельное топливо |
1296500 |
21975 |
60/3552 |
1640000 |
27797 |
76/4493 |
1640000 |
27797 |
76/4493 |
Топливо ТС-1 |
244000 |
4281 |
12/668 |
244000 |
4281 |
12/668 |
244000 |
4281 |
12/668 |
Печное топливо |
100000 |
1667 |
5/274 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Бензол |
114100 |
2113 |
6/313 |
132000 |
2444 |
7/362 |
132000 |
2444 |
7/362 |
Параксилол |
429400 |
7952 |
22/1176 |
497000 |
9204 |
25/1362 |
497000 |
9204 |
25/1362 |
Мазут товарный |
907500 |
15647 |
43/2486 |
193000 |
3328 |
9/529 |
193000 |
3328 |
9/529 |
Вакуумный газойль |
221600 |
3820 |
10/607 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кокс нефтяной |
116000 |
1933 |
5/318 |
116000 |
1933 |
5/318 |
116000 |
1933 |
5/318 |
Сера техническая |
20500 |
410 |
1/56. |
22000 |
440 |
1/60. |
22000 |
440 |
1/60. |
Итого: |
4769700 |
84244 |
231/13068 |
4589000 |
81752 |
224/12573 |
4589000 |
81752 |
224/12573 |
Основные показатели плана грузовых перевозок используются для определения объемов работы подвижного состава и парков транспортных средств:
- отправление и прибытие грузов по станциям отделения дороги и в целом по отделению;
- прием и сдача грузов по стыковым пунктам отделения;
- объем перевозок, грузооборот и грузонапряженность по участкам отделения дороги;
- средняя дальность перевозки грузов.
Объем отправления грузов определяется на основе договоров с отправителями о планируемых объемах отправления продукции по станциям и участкам отделения дороги.
Размеры прибытия грузов рассчитываются на основе анализа отчетных данных о прибытии грузов на станции и участки отделения и подтверждения грузополучателей о размерах поступления грузов в планируемом периоде.
Размеры приема и сдачи грузов по стыковым станциям отделения дороги устанавливаются на основе показателей межрегионального обмена грузов.
Размер сдачи груза по стыковым станциям определяется, исходя из данных о величине приема (Рпр ), отправления (Рот ) и прибытия грузов (Рприб ) на станции и участки отделения:
Эффективность прогнозирования, планирования и управления вагонным парком во многом зависит от информационного обеспечения и, в первую очередь, взаимодействия с системами.
Структура управления и обслуживания вагонного парка требует совершенствования. В отрасли должны заниматься не только регулированием и ремонтом вагонов, но и должны быть ответственные за конечные результаты содержания, использования вагонов и получаемые доходы. На смену административно-командным методам должны прийти финансово-экономические стимулы и реальные рычаги управления. После обеспечения порожними вагонами дорог массовой погрузки их технология должна предусматривать на входных станциях централизованный осмотр, ремонт и подготовку вагонов к погрузке, по номерное прикрепление порожних вагонов к заявкам на погрузку. Повышение действенности управления вагонным парком будет способствовать решению вопросов «обслуживания» грузовладельцев и создания рынка транспортных услуг.
Таким образом, работа подвижного состава планируется с таким расчетом, чтобы план перевозок грузов выполнялся полностью, высокопроизводительно и с минимальными затратами. В связи с этим ТОО «ТЭК АНПЗ – Транс» переходит на внедрение и организацию проекта «ШАТТЛ-поездов», который будет рассматривать следующие вопросы:
- Технология (Регламент) взаимодействия причастных структурных подразделении по курсированию Шаттл-поездов;
- Организация отправления вагонов по проекту «ШАТТЛ» поездов по маршруту Атырау–Кандагач-Алматы и обратно с грузоотправителями;
- Обеспечение своевременного развоза, подачи под выгрузку и отправление вагонов по проекту «ШАТТЛ»;
- Определение маршрутов для организации Шатлл поездов в разрезе отделения, по регионам РК и за пределы РК;
- Увеличение частоты курсирования Шаттл-поездов по мере роста грузовой и клиентской базы.
Повышение эффективности и качества работы железных дорог в большой мере зависит от уровня планирования и организации их эксплуатационной деятельности.
Библиографический список
1. Беленький М.Н. Экономика железнодорожного транспорта. - М., 2005.
2. Гусарова Е. В. Экономика и управление в ОАО «Российские железные дороги»: учеб. пособие / Е. В. Гусарова, Е. В. Котлярова. – Хабаровск : ДВГУПС, 2005.
3.
«Управление эксплуатационной
работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте»: Учебник для
ВУЗов/под ред. П.С. Грунтова – М: Транспорт, 1994 г.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 351-357