В статье предложены дополнения к определению понятия региональной транспортно-логистической системы и раскрываются особенности управления ими в современных условиях.
Ключевые слова: логистическая система, регион, управление, системный подход
I.S. Kholtobina,
post-graduate student,
P.G. Shvalov,
Krasnoyarsk state agrarian University,
Krasnoyarsk, Russia
Concerning the question of transports and logistics systems formation and controlling in modern conditions
The article offers the addition to the definition of regional transports and logistic system and describes the consequences of their controlling in modern conditions.
Keywords: logistic system, region, controlling, system approach
Расширение социальных и экономических связей между городами и районами в рамках регионов приводит к формированию многокомпонентной динамической системы коммуникаций материальных, информационных и иных потоков. Вследствие этого, требования к уровню развития региональных транспортно-логистических систем (РТЛС) приобретают особенную актуальность в условиях современности. Развитие РТЛС находится в тесной взаимосвязи с региональными особенностями социально-экономических систем, что является особенно актуальным для Российской Федерации, отличающейся разнообразием социально-экономических и природно-климатических условий в различных регионах.
Данные особенности определяют особое соотношение спроса и предложения на продукцию, ценовую политику, специфику деятельности логистических посредников и другие региональные особенности. Кроме того, большое влияние на синтез логистических структур оказывают региональные транспортные коммуникации, эксплуатационные предприятия транспорта, а также наличие логистических посредников, состояние инфраструктуры и производственно-технической базы региональных систем распределения [1]. Таким образом, актуальность приобретают вопросы классификации и формирования методики управления РТЛС.
Существует ряд определений понятия «система», затрагивающих свойства системы. Из них выделим определение В.А. Анохина, приведенное в [2]: "система – это комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата, который принимается основным системообразующим фактором... система отличается от других систем постоянством своих действий, а стремление сохранить это постоянство является отличительным признаком любой системы".
Для целей нашего исследования систему можно рассматривать как упорядоченное множество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих целостность и реализующих общую цель. Любая трактовка системы уточняется через ее свойства и др.). Логистическая система – адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой [3].
Под региональной транспортно-логистической системой понимается совокупность субъектов транспортной логистики, объединенных в логистических цепях и каналах и взаимосвязанных в едином процессе управления материальными, информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками, создаваемыми или перемещаемыми на территории региона (субъекта федерации или федерального округа) с целью оптимальной и рациональной организации их движения в транспортном комплексе с минимальными логистическими издержками и максимальным полезным эффектом для всех участников системы и владельцев материальных потоков при соблюдении требуемого уровня сервиса.
РТЛС можно рассматривать как подсистему экономической системы данного региона и также как подсистему федеральной транспортно-логистической системы. РТЛС имеет главное ограничение по территориальному признаку - границы региона, транспортно- логистические субъекты которого она объединяет. Система направлена на оптимизацию движения грузопотоков на территории региона. Система должна стремиться к полному охвату всех транспортных потоков в пределах региона, то есть вовлечению всех грузоотправителей и грузополучателей [4].
В транспортно-логистической системе региона условно можно выделить управляемую и управляющую подсистемы. Управляемая подсистема включает организации (функциональные субъекты, исполнителей), предоставляющие транспортно-логистические условия. В логистике такой субъект принято специально синтезировать - это логистический центр, управляющий системой на основании логистического подхода [4].
Управляющая подсистема на данный момент включает множество субъектов управления - посредников и транспортно-логистических управленческих подразделений функциональных субъектов, действующих на территории региона. Данные субъекты автономны, самостоятельны, а сферы их управления распределены между ними не только по функциям, но и по подконтрольным материальным потокам и транспортно-логистическим условиям.
Рассматривая вопросы управления РТЛС, стоит отметить, что они, на настоящий момент, исследованы недостаточно. Существуют различные подходы к их решению. На практике используется несколько моделей управления логистической инфраструктурой городской агломерации [5]:
1. Создание многоуровневой модели управления РТЛС, когда на верхнем уровне создается координирующий элемент, охватывающий всю территорию региона, а на нижнем уровне функционируют более мелкие управляющие объекты, и функции разделены между ними тем или иным образом.
2. Согласование стратегий региона и инфраструктурных проектов, организация совместного предоставления услуг отдельными самостоятельными инфраструктурными муниципальными образованиями на территории городских агломераций.
3. Отказ от создания регулирующего органа на уровне региона и регулирование вопросов развития РТЛС в целом с уровнем региональной инфраструктуры.
4. Создание единой системы управления РТЛС, охватывающей всю территорию городской агломерации.
Эти модели в разной мере сочетают элементы централизованного и децентрализованного подхода к управлению. Очевидно, что выбор той или иной модели управления логистической инфраструктурой зависит от конкретных условий формирования и развития городской агломерации, сложившихся управленческих традиций, разделения полномочий между различными уровнями управления [6]. Кроме того, не последнюю роль в выборе оптимальной структуры управления РТЛС играет ее пространственная структура.
Для того чтобы система достигала поставленных перед ней целей и задач, ею управляют с помощью целенаправленного воздействия. Управление должно заставить систему развиваться по оптимальной траектории так, чтобы в каждый момент времени ее состояние соответствовало бы экстремуму.
Современной особенностью построения управляющей подсистемы РТЛС является децентрализация управления. В целом, управляющая подсистема РТЛС может представлять собой трехуровневую иерархическую структуру, основными уровнями которой будут являться уровень исполнителя транспортно-логистических условий, уровень транспортно-логистического центра-посредника и высший - уровень межрегиональной интеграции управления. В современной ситуации на рынке транспортных услуг интеграция субъектов осуществляется до второго уровня - посредника. Перспективой развития РТЛС является интеграция управляющих подсистем посредников и функциональных исполнителей на третьем высшем уровне [4].
Учитывая, что научно-теоретической основой интегрированной логистики является системный подход, участники РТЛС вынуждены взаимодействовать друг с другом, создавая системы. На наш взгляд, определение логистической системы, в соответствии с принципами системного подхода, необходимо дополнить следующими свойствами:
· эмерджентность - основное свойство системы, характеризующее ее интегративные качества, предполагающее способность выполнять целевую функцию только логистической системы в целом, а не отдельными звеньями;
· сложность - звенья, связи, отношения с внешней средой;
· иерархичность;
· структурированность. Логистическая система состоит из элементов и подсистем, между которыми существуют связи и отношения. Элемент - часть логистической системы, не подлежащая дальнейшей декомпозиции;
· нестационарность отдельных параметров логистической системы, стохастичность поведения логистической системы;
· уникальность и непредсказуемость поведения в конкретных условиях;
· наличие предельных возможностей - ресурсное ограничение;
· способность изменять структуру и формировать варианты поведения;
· самоорганизация (развитие) - адаптация;
· целеобразование - формирование целей внутри системы;
· отношения с внешней средой - коммуникативность;
· эквифинальность - способность достигать желаемого результата независимо от исходных параметров;
· оптимальность - изначально заданное для логистической системы свойство, так как цель создания логистической системы - положительная эффективность;
· интегрированность - способность взаимодействовать с другими функциональными и прочими системами в рамках хозяйственных систем;
· дифференцированиость - способность подсистем самостоятельно выполнять свои логистические функции и операции;
· автономность - отдельные подсистемы логистической системы могут входить одновременно в состав других логистических систем;
· сопряженность (единство) между элементами и подсистемами - технологическая, организационная и экономическая.
Таким образом, формирование региональных транспортно-логистических систем требует учета особенностей социально-экономического развития регионов, а также принципов системного подхода. Эти же особенности должны быть положены в основу формирования концепции управления РТЛС с целью максимальной интеграции её субъектов на различных уровнях.
Библиографический список
1. Ельдештейн Ю.М. Логистика. электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/index.html . КрасГАУ, 2006
2. Гайдес М. А. Общая теория систем (системы и системный анализ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.PolBu.ru . Библиотека «Полка букиниста», 2004.
3. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь [Текст] / А. Н. Родников. – М. : Инфра-М, 2000. – 194 с.
4. Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.И.Апатцев, С.Б.Левин, В.М.Николашин и др.; Под ред. В.М.Николашина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С.66-72 (304 с.)
5. А. Лола. Принципы управления крупнейшим городом [Электронный ресурс]. – http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_2_97.htm . Регионы: управление и развитие. 1997 – №2.
6.
Нещадин
А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического
развития регионов России [Текст] / А. Нещадин, А. Прилепин // Общество и
экономика, 2010 – №12.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 338-342