В статье рассматривается опыт распространения кластерных инициатив в РФ. Определены особенности управления кластерными инициативами на региональном и федеральном уровне. В статье представлена характеристика центров кластерного развития в регионах РФ, способствующих продвижению кластерных инициатив на начальном этапе и интеграции участников в инновационные территориальные кластеры.
Ключевые слова: инновационный территориальный кластер, интеграция кластерных инициатив, центр кластерного развития
E.V. Stepanova
candidate of economics, associate professor
Krasnoyarsk state agrarian university
Krasnoyarsk, Russia
The integration of cluster initiatives through the centres of regions' cluster development
The author presents the experience of cluster initiatives in Russian Federation. The peculiarities of cluster initiatives management at the regional and federal level are determined. It the article is analyzed the characteristics of cluster development centers in Russian Federation, which help to promote cluster initiatives at the beginning and to integrate the participants into the innovative territorial clusters
Keywords: Innovative territorial cluster, cluster initiatives integration, cluster development centers
В настоящее время кластерная политика в регионах России, направленная на стимулирование развития существующих и пилотных территориальных инновационных кластеров успешно реализуются 18 регионах: Московской, Ленинградской, Нижегородской, Ульяновской, Калужской, Архангельской, Самарской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, Республике Татарстан, Башкорстан и Мордовия, Алтайском, Пермском, Хабаровском и Красноярском крае.
Интенсивность формирования кластерных инициатив в России значительно возросла в последние несколько лет. Параллельно задачи формирования территориальных инновационных кластеров вошли в число значимых приоритетов для федеральных и региональных органов власти. По экспертным оценкам в России, на сегодняшний день существует более 200 кластерных инициатив, функционирующих в широком спектре видов деятельности. Однако комплексное проведение кластерной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях осложняется отсутствием достоверной информации о количестве, масштабах деятельности, отраслевой направленности, степени зрелости и других важных характеристиках кластерных инициатив. На федеральном уровне подвигаются только 25 пилотных кластеров.
Финансирование кластерной инициативы может осуществляться за счет госбюджетных средств в сочетании с оказанием услуг вместо оплаты. Перспективное сокращение госбюджетного финансирования при одновременном росте вклада компаний соответствует духу времени.С течением времени порядок финансирования изменяется, при этом государственное выделение средств играет ведущую роль на первом этапе. На более поздних стадиях снижение размеров денежных поступлений от правительства становится общим правилом, при этом финансирование кластерных инициатив за сет индустриальных ассигнований и членских взносов приобретает все большую и большую важность. Часто планирование и (со-) финансирование кластерной инициативы осуществляется региональными органами власти на период 18 месяцев и имеет целью пролонгацию финансового обеспечения еще на 18 месяцев. По истечении указанных трех лет, кластер должен превратиться в самофинасируемый, а потребность в государственном финансировании -исчезнуть.
В целях ограничения риска провала запуска, на стартовой фазе необходимо формирование группы, не только характеризующейся предрасположенностью к инновациям, но и нацеленной на обеспечение внутрикластерной стабильности. Данная ключевая группа также должна способствовать определению компаниями своего отношения к кластеру. Еще одним преимуществом является привлечение в кластер хозяйствующих субъектов, располагающих обширными сетями. Определение первых конкретных и видимых проектов для демонстрации итоговых выгод должно осуществляться в течение приблизительно шести - девяти месяцев после запуска кластерной инициативы.
Кластерная команда несет первичную ответственность за эффективность кластерной инициативы. Своей ежедневной деятельностью кластерный менеджмент и члены команды поддерживают инициативу. Следствием кумулятивного характера данного процесса является существенное влияние кластерного менеджмента и кластерной команды на общую реализацию кластерной инициативы.
Все члены кластера, а также компании, не входящие в данную категорию, должны быть проинформированы о кластерной инициативе, ее участниках, текущих действиях и достигнутых целях. Для этого необходимо использовать следующие коммуникационные каналы:
- Создание коммуникационной платформы и митинги
Для обмена информацией, опытом и знаниями следует создать информационную платформу. Оживление функционирования платформы достигается за счет проведения регулярных митингов и организации внутреннего форума, предназначенного для партнеров.
- Проведение митингов
Участники должны являться действующими исполнителями и представителями академий и промышленности. На начальном этапе митинги должны проводиться каждые 3-4 недели, в дальнейшем, при успешном осуществлении кластерной инициативы, продолжительность данного периода может быть увеличена до 3-4 месяцев.
Кластерные менеджеры должны организовать 5-10 визитов в месяц, документируемых отчетами о посещении. Данные доклады должны содержать обзор видов деятельности и потребностей компании. Информация может являться важной основой для организации совместных проектов.
Важной составляющей успеха кластерной инициативы является организация регулярных мероприятий. Данные мероприятия нацелены на стимулирование кластерного роста, организацию взаимообмена с другими аналогичными образованиями и интеграцию участников кластера для реализации инновационной процесса на постоянной основе.
Создание кластерной базы данных является особенно важным для эффективного управления информацией о партнерах и кластерной инициативе. База данных должна содержать, по меньшей мере, общие сведения о партнерах (напр., адрес, величину оборота, количество занятых) и информацию о типе обслуживания.
Успешное развитие кластерной инициативы связано с проведением тренингов. Человеческие ресурсы представляют собой важный фактор успешного функционирования компаний. Более того, в составе успешной кластерной инициативы рассматриваются программы повышения квалификации и профессиональной подготовки и должна инициировать и поддерживать целый перечень образовательных мер, направленных на повышение компетенции наемных работников фирм-участниц. Наряду с обеспечением ускоренного функционирования межфирменных сетей и университетско-индустриальных связей, кластерные программы могут выступить в качестве катализатора в деле стимулирования МиСП к усовершенствованию сфер их компетенции.
Кооперация участников кластера является основой дальнейшего развития. Следствием роста зависимости конкурентоспособности регионов от инновационной способности целых предприятий и отраслей (а не от отдельных компаний) становится повышение важности кооперации для увеличения упомянутой способности. Реализация совместных проектов способствует не только возможному использованию синергетического потенциала отдельных фирм, но и решительному и систематическому укреплению экономической структуры в целом.
Современный этап реализации кластерной и инновационной политики в России требует определения подходов к решению задач разработки реестра кластерных инициатив, выявления лучших практик их развития и проведения мониторинговых обследований кластеров.
В Российской Федерации возможность реализации кластерных инициатив апробирована через центры кластерного развития (ЦКР). Основной целью деятельности ЦКР является создание условий для эффективного взаимодействия предприятий – участников инновационных территориальных кластеров (ИТК), учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.
Задачи ЦКР по развитию инновационных территориальных кластеров:
- разработка проектов развития ИТК и инвестиционных программ;
- мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала ИТК;
- разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров;
- оказание содействия участникам территориальных кластеров при получении государственной поддержки;
содействие выводу на рынок новых продуктов (услуг) участников территориальных кластеров;
- организация конференций, семинаров в сфере интересов участников кластера.
В таблице 1 представлена характеристика центров кластерного развития, содействующих интеграции и реализации кластерных инициатив в Российской Федерации:
Таблица 1
Характеристика центров кластерного развития в РФ
Центр кластерного развития |
Характеристика |
Алтайский Центр Кластерного Развития
|
Алтайский центр кластерного развития создан в сентябре 2010 года при поддержке Министерства экономического развития России. Учредитель Алтайского ЦКР – главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Задачи Алтайского центра кластерного развития – оказывать содействие участникам региональных кластеров при получении государственной поддержки, предоставлять консалтинговые услуги, проводить маркетинговые исследования рынка в интересах участников кластеров и рекламные кампании. |
Центр кластерного развития Татарстана ведет работу по привлечению инвестиций в перспективные проекты, разработке производственных технологий, подбору и проектированию помещений под производство, обучению персонала, продаже оборудования, продвижению продукции, контролю качества сырья и изделий из полимеров. ЦКР осуществляет поиск, разработку и анализ перспективных бизнес-идей. Центр кластерного развития Республики Татарстан организован в 2010 году по решению правительства республики, совместно с Казанским Исследовательским Технологическим университетом. Его главной задачей стало развитие полимерной отрасли республики, создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса. Для открытия и ведения инновационного бизнеса в Татарстане есть благоприятные условия: действует ряд программ поддержки предпринимательства, создана необходимая инфраструктура. |
|
ЦКР |
Характеристика |
Центр кластерного развития Пензенской области
|
Центр кластерного развития Пензенской области начал действовать в августе 2011 года. Он был образован при поддержке Министерства экономического развития России. Задача ЦКР Пензенской области – поддержка малых и средних предприятий в продвижении их продукции на внутренний и внешний рынок, развитие кластерной системы в регионе. Сегодня в Пензенской области активно развиваются кондитерский и мебельный кластеры, формируются кластер легкой промышленности и обувной, кластеры медицины высоких технологий и производителей охранных систем. Перспективным считается и туристическое направление. |
Центр кластерного развития Курганской области
|
Курганская область входит в число российских регионов, реализующих проекты по созданию Центров кластерного развития при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации. Такие центры призваны стать постоянно действующей площадкой, которая поможет государству, науке и бизнесу эффективно взаимодействовать. Сегодня без внедрения инноваций конкурентоспособную продукцию создать невозможно. Задача Центра кластерного развития Курганской области — разработка основных механизмов создания кластеров в регионе.Пилотным проектом ЦКР Курганской области стал кластер по производству металлообрабатывающих инструментов, который свяжет предприятия и компании, разрабатывающие, производящие, реализующие и приобретающие эти инструменты. А в скором будущем в Курганской области, возможно, появится рыбопромышленный кластер. |
Основная цель деятельности Центра кластерного развития является создание условий для эффективного взаимодействия предприятий- участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития кластеров Липецкой области, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.
|
|
Центр кластерного развития Республики Башкортостан
|
Центр кластерного развития Республики Башкортостан был образован в августе 2011 года в соответствии с распоряжением правительства республики, на базе Академии наук Башкортостана. Главная цель ЦКР Башкортостана – активизация инновационных процессов и осуществление кластерных инициатив в регионе. В сферу деятельности Центра входят разработка перспективных проектов развития кластеров и инвестиционных программ на территории Башкортостана; предоставление консультационных услуг; мониторинг состояния потенциала территориальных кластеров; содействие участникам башкирских кластеров при получении государственной поддержки, информационная поддержка и другие действия по развитию кластерного подхода в экономике республики. Центром кластерного развития сформировано несколько кластеров. В их числе кластер химии и биотехнологий для сельского хозяйства, кластер легкой и сверхлегкой авиации, кластер фармацевтической и медицинской промышленности, кластер информационных технологий. Также в Башкортостане развиваются нефтесервисный кластер и научно-производственный кластер наноматериалов и производства изделий из них.
|
ЦКР |
Характеристика |
Центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области |
В 2011 году была подержана заявка Министерства экономического развития Астраханской области в «Конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» по созданию Центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее ЦКР) на территории Астраханского региона. |
Агентство регионального развития Калужской области
|
ОАО «Агенство инновационного развития – Центр кластерного развития Калужской области» (АИР-ЦКР) создано в 2010 году при поддержке правительства Калужской области. Главная цель АИР-ЦКР – содействие инновационному развитию региона, формированию и развитию здесь инновационных кластеров. Предпосылки для этого есть: стоит вспомнить хотя бы то, что в Калужской области расположен первый в России наукоград Обнинск. Для эффективного использования имеющегося потенциала огромную важность имеет формирование соответствующей инфраструктуры; основные ее элементы уже созданы. В настоящее время в регионе развиваются кластеры, чья деятельность связана с автомобилестроением, биофармацевтикой, ядерными технологиями и радиомедициной, производством новых материалов, нанотехнологиями. |
Центр кластерного развития Воронежской области
|
Формирование промышленных кластеров Воронежской области в 2011 году назвали одним из приоритетных направлений развития региона. В соответствии с этим было принято решение о создании Центра кластерного развития в форме Государственного бюджетного учреждения. Целью ЦКР является создание условий для эффективного взаимодействия предприятий – участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориально - промышленных кластеров, обеспечение реализации совместных (кластерных) проектов. В число решаемых Центром задач включены: - содействие организации новых производств на принципах долевого участия; - расширение практики совместного участия (консорциум) организаций - участников кластеров в реализации крупных заказов (государственные закупки, транснациональные корпорации); - разработка и решение вопросов по реализации совместных проектов в области сокращения издержек, повышения конкурентоспособности, логистики, информационно - коммуникационных технологий и т.д.; - организация разработки единых стандартов в отношении продукции, поставщиков и т.п.; - расширение маркетинговой деятельности организаций - участников кластеров в целях выхода на новые рынки, в том числе международные; - выработка единых требований к поставщикам, оценка поставщиков в рамках кластеров; - организация бенчмаркинга, организация работ по обеспечению соответствия продукции предприятий - участников кластеров требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта и др. |
ЦКР |
Характеристика |
Центр кластерного развития Пермского края
|
В 2010 году Пермский край вошел в число регионов, которым Министерство экономического развития России оказывает поддержку в создании и развитии Центров кластерного развития. Пермский край является одним из передовых регионов страны. Здесь существует свой подход к инновациям: на базе высших учебных заведений формируются малые инновационные группы, так осуществляется начальная подготовка кадров кластеров. Пермский край принимает участие в конкурсе по отбору программ развития инновационных территориальных кластеров, который проводит Министерство экономического развития Российской Федерации. Регион представляет два проекта: «Технополис «Новый Звездный» и «IT-кластер». Развитие кластеров Пермского края, их привлекательность для инвесторов зависит от ряда факторов, в числе которых налоговая политика, наличие кадров и необходимой инфраструктуры. Центры кластерного развития призваны обеспечить поддержку кластерным формированиям края, способствовать взаимодействию науки, бизнеса и производства. |
|
Центр кластерного развития автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Технопарк высоких технологий» создан 3 июня 2013 года по инициативе Министерства экономического развития Российской Федерации и Правительства Югры. Целью создания и обеспечения деятельности Центра для субъектов малого и среднего предпринимательства – участников инновационных территориальных кластеров является содействие принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластеров, в том числе инновационных территориальных кластеров, и кооперационное взаимодействие участников кластеров между собой. Tерриториальные инновационные кластеры, курируемые Центром кластерного развития, должны соответствовать стратегическим ориентирам кластерной политики Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
|
ЦКР |
Характеристика |
Центр кластерного развития (ЦКР) Ульяновской области
|
Центр кластерного развития (ЦКР) Ульяновской области призван оказывать содействие, прежде всего, предприятиям малого и среднего бизнеса региона, а также обеспечить доступ к высокотехнологичному оборудованию — испытательному, измерительному и исследовательскому.В задачи Центра кластерного развития входит информирование бизнеса о возможностях инвестиций в Ульяновскую область, грамотное представление коммерческой выгоды от этих инвестиций и содействие созданию благоприятного климата для инвесторов. |
|
Общество с ограниченной ответственностью «Центр кластерного развития» является дочерней компанией ОАО «Республиканская инвестиционная компания».Согласно Приказу Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2013 года № П-042/П-01-18 Общество включено в Перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия).Стратегической целью ООО «Центр кластерного развития» является развитие рынка местных товаров и услуг путем реализации концепции кластерного развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия). |
На базе ЦКР создается постоянно действующая система консультаций и услуг для участников территориальных кластеров, информационная база данных, ориентированная на оказание информационных услуг в части законодательства субъекта Российской Федерации для участников инновационных кластеров и инвесторов, а также на поддержку развивающихся и вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства.
Центры кластерного развития на территориях Российской Федерации создают условия для интеграции субъектов в территориальные инновационные кластеры, содействуют установлению и развитию коммуникаций, взаимосвязей, помогают устранить разрывы между этапами инновационного процесса, повышая заинтересованность к интеграции в кластерную инновационную структуру.
Библиографический список
1. Программа «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края» на 2012-2014 годы. http://www.krskstate.ru/innovation(дата обращения 12.03.2015).
2.http//cluster.hse.ru (дата обращения 10.03.2015).
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 304-312