Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 15:07:56
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Организация управления инновационными территориальными кластерами в Российской Федерации

В статье рассматривается опыт формирования территориальных инновационных кластеров и организации управления кластерными структурами через управляющую компанию. Определены цели и основные виды деятельности управляющей компании кластера, выделены основные формы организации управления инновационными территориальными кластерами в регионах России. Рассмотрены элементы структуры управления кластерами, представлена характеристика и функции органов управления территориальными инновационными кластерами.

Ключевые слова: Инновационный территориальный кластер, управляющая компания кластера, органы управления кластером

E.V. Stepanova

candidate of economics, associate professor

Krasnoyarsk state agrarian university

Krasnoyarsk, Russia

The organization of innovation territorial clusters management in Russian Federation

The author presents the experience of innovative territorial clusters formation through and administrative functions of a managing company in clusters. The purpose and the main activities of a cluster managing company are determined; the main forms of management of innovative territorial clusters in the Russian regions are analyzed. The structure elements of clusters management, characteristics and functions of cluster bodies of management are defined.

Keywords: Innovative territorial cluster,  cluster managing company, bodies of clusters management

 

Тенденции нескольких последних лет кластерного развития на территории регионов в России показали, что одним из ключевых факторов успеха процессов кластеризации выступает качество организации эффективной системы управления кластерами. Для устойчивого роста территориального инновационного  кластера огромное значение имеет способность его менеджмента организовать и поддерживать эффективную систему координации между разнотипными участниками, привлекать в кластер новых участников и повышать мотивацию к взаимодействию среди действующих участников.

Отдельной задачей выступает формирование управляющей компании кластера и стандарта качества управления в кластерах. Достижение результатов по этим направлениям работ будет способствовать доработке и актуализации нормативно-правового и методологического обеспечения реализации кластерной политики, повышению эффективности кластерного менеджмента, улучшению качества внутрикластерных проектов и развитию процессов привлечения в кластеры новых участников.

Под управляющей компанией инновационного территориального кластера понимается специализированная организация, осуществляющая его методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение [1].

Целью деятельности специализированной организации является создание условий для эффективного взаимодействия организаций-участников, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, инвесторов в интересах развития инновационного территориального кластера (ИТК).

Основными видами деятельности специализированных организаций являются:

- содействие в разработке и реализации проектов развития территориального инновационного кластера, выполняемых 2 и более участниками кластера;

- содействие участникам в развитии кооперационных связей в инновационной сфере, в том числе с внешними организациями;

- предоставление консультационных услуг для участников кластера;

- организация подготовки и переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров;

- организация мероприятий продвижения кластера, участия субъектов кластера в выставках, ярмарках, коммуникационных мероприятиях, в том числе за рубежом;

- организация предоставления участникам кластера услуг в сфере правового обеспечения, маркетинга, рекламы;

- разработка и содействие в реализации программ развития инновационного территориального кластера.

Создание и функционирование специализированной управляющей компании в структуре ИТК позволит внедрить в практику эффективные организационно-структурные и финансовые схемы поддержки и развития современных высоких технологий и развития предпринимательств. Значительное внимание необходимо уделить поддержке малых и средних предприятий, действующих, прежде всего, в инновационной области, создать систему венчурного финансирования НИОКР и реализовать на практике возможность привлечения частных средств в инновационную деятельность. В работе компании необходимо  использовать  преимущества государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных капиталоемких проектов, которое позволят равномерно распределить между участниками экономические риски, эффективно обеспечивать управление сложным проектом, а также использовать различные источники финансирования.

Важным шагом является начальный этап  создание управляющей компании ИТК и определение состава участников этой структуры. Сотрудники, в особенности, кластерные менеджеры, должны обладать знаниями отраслевой специфики, с одной стороны, и иметь специальности, ориентированные на процесс, с другой. Данное решение должно быть принято всеми ответственными участниками кластера. Первоначально необходимо сформировать проектную команду для осуществления ежедневной деятельности. Размер проектной команды зависит от количества участников кластера, но должен насчитывать минимум 3-5 человек. Сфера компетенции команды нуждается в тщательном определении.

Следующий этап это формирование кластерного консультативного органа. Кластерный консультативный орган (10-12 членов):

- является экспертным комитетом, консультирующих исполнителей кластерной инициативы по вопросам стратегического позиционирования, контроля и мониторинга сетевой деятельности.

- поддерживает проектную команду в деле ориентации кластерной инициативы на существующие и перспективные рынки и технологические требования кластера и региона.

- оценивает уже завершенные работы с позиции их признания партнерскими компаниями и выгодности для них, а также формирует новые программы.

Кластерный консультативный орган получает от проектной команды всю необходимую документацию и, по возможности, должен собираться четыре раза в год.

Для обеспечения эффективного функционирования ИТК необходимо наличие стройной информационной инфраструктуры. В состав информационной системы часто включается веб-страница, содержащая общие сведения о кластере, каталог компаний с краткими описаниями фирм-участниц, «фондовую биржу» сотрудничества, на которой предприятия могут объявлять о своих намерениях об участии в совместных проектах, а также предлагать повестку конференций и размещать краткие отчеты о текущей деятельности.

Для реализации значимых проектов без поиска отдельного финансирования ответственный орган должен располагать существенным бюджетом. Хорошо финансируемые кластерные проекты обладают большими возможностями для достижения конкретных целей, включающих стимулирование частичной передачи активов вновь образуемым дочерним компаниям, технический тренинг и инфраструктурные проекты. Они лучше приспособлены для стимулирования кластерного роста и определенного повышения конкурентоспособности.

В целом, существуют три различных типа финансирования:

1) Государственное финансирование открытого типа

У ряда групп существует мнение, согласно которому результатом перманентного субсидирования может стать неэффективность кластерного управления и кластерных инициатив. Интересно, что представители данной позиции могут быть найдены не только в корпоративном, но и в институциональном секторе.

2) Временное государственное финансирование

По мнению других групп, в целях исключения возможности перманентного субсидирования кластерные инициативы должны быть ограничены по времени и оставлять пространство для отраслевого сотрудничества.

3) Государственное/частное финансирование.

Одним из условий получения государственного финансирования является наличие специализированной управляющей компании ИТК. Это привело к тому, что большинство пилотных ИТК в Российской Федерации создали управляющие компании, которые сильно различаются по организационно-правовой форме, количеству и квалификации сотрудников, месту в региональной структуре власти. Результаты исследования управляющих компаний ИТК в регионах РФ представлены в таблице 1.

Таблица 1 Управляющие компании ИТК в регионах РФ

Регион

Наименование организации

Красноярский край

ОАО «Агентство развития инновационной деятельности Красноярского края»

Московская область

Некоммерческое партнерство «Дубна»

Пущинский государственный естественно-научный институт

Некоммерческое партнерство «Центр развития биофармацевтического кластера «Северный»

Казенное предприятие города Москвы «Корпорация ращвития Зеленограда»

Нижегородская область

ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»

Ульяновская область

Автономная некоммерческая организация «Центр развития ядерного инновационного кластера города Димитровограда Ульяновской области»

ОГКУ «Развитие авиационного кластера Ульяновской области»

Архангельская область

Центр трансферта технологий и кластерного развития САФУ им. М.В.Ломоносова

Пермский край

ОАО «Протон-Пермские моторы»

Самарская область

Государственное автономное учреждение Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив»

Хабаровский край

АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям»

Калужская область

ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области»

Ленинградская область

Фонд «Центр стратегических разработок «Север-Запад»

Томская область

ООО «Центр кластерного развития Тоской области»

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Новосибирская область

НП «СибАкадемСлфт»

Республика Мордовия

Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия»

Складывающаяся в Российской Федерации система управления ИТК имеет сложный многоуровневый характер и связана с начальным этапом организации управления кластерными структурами. Современная система управления ИТК характеризуется большим разнообразием форм управляющих организаций: управляющие компании, центры кластерного развития, государственные и частные организации, государственные  институты развития, региональные, муниципальные и федеральные органы власти, сами компании-участники кластера.

Организация управления ИТК отличается не только по уровням управления, но и спецификой элементов структур управления. В составе управляющей компании выделяются следующие элементы:

·        общее собрание членов кластера, в сфере компетенции которого относятся вопросы стратегического планирования и определения приоритетных направлений деятельности кластера;

·        исполнительное звено в составе директора, секретариата, к полномочиям которого относятся вопросы общего руководства текущей деятельностью ИТК;

·        правление кластера, действует на постоянной основе, его полномочия определяются уставом конкретного ИТК.

В целом организация управления ИТК осуществляется в 18 регионах Российской Федерации и характеризуется наличием определенных проблем, требующих решения не только на федеральном и региональном уровнях, но и непосредственно на кластерном уровне. Решение управленческих проблем позволит осуществлять меры содействия эффективному инновационному развитию регионов РФ, построенному на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов, концентрируя внимание на развитии инновационных территориальных кластеров.

Библиографический список

1. Система менеджмента для управляющих компаний инновационных территориальных кластеров Российской Федерации. Отчет НИУ ВШЭ и Фонд ЦСР «Северо-Запад», 2014. http//cluster.hse.ru (дата обращения 27.03.2015).

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 300-304


Количество просмотров: 3729
теги:

Еще публикации: