Темой этой статьи является координация перевозок нефтегрузов во внутрироссийском сообщении. В ней рассмотрены основные особенности различных видов транспорта, участвующих в перевозке нефтегрузов, произведена их сравнительная характеристика, выдвинуты предложения касательно дальнейшего развития железнодорожного транспорта по привлечению внимания отправителей нефтегрузов. Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей по теории и практике управления в логистике как в России, так и за рубежом, материалы научно-практических конференций и периодической экономической печати.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, нефть, логистические транспортные сети
L.V. Solovyova,
post-graduate student,
A.A. Sukhov,
E.A. Aleksevnin,
Moscow State University of Railway
Engineering (MIIT)
Moscow, Russia
Logistics coordination of oil transportation
The subject of this article is the coordination of oil cargo transportation in Russia. It considers main features of different kinds of transport taking part in oil transportation, proposals concerning further development of railway transport to attract oil shipper’s attention. Theoretical and methodological foundation of research is proceedings of foreign and Russian scientists in control’s theory and practice of logistics both in Russia and abroad, proceedings of scientific conferences and periodical economic publications.
Keywords: railway transport, oil, logistics transport network
Важнейшей задачей реформы российского железнодорожного транспорта является повышение качества транспортного обслуживания потребителей и отраслей экономики страны. Задача удовлетворения потребностей клиентов-грузоотправителей решается в нашей стране в условиях острой конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг с другими видами транспорта, а также при обостряющейся внутренней конкуренции в железнодорожной отрасли. В связи с особенностями нашей железнодорожной сети конкуренция на перевозках проявляется за счет различий в условиях доставки грузов, предлагаемых разными компаниями на одних и тех же железнодорожных линиях.
Россия является одним из крупнейших в мире производителей, потребителей и экспортеров нефти. Доля РФ в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов достаточно велика. Поэтому проблема транспортировки нефти и нефтепродуктов чрезвычайно актуальна для нашей страны.
Добыча нефти занимает ведущее место в энергетическом балансе сырьевых ресурсов России, и в связи с этим традиционно актуальна проблема транспортировки нефти и нефтепродуктов.
С точки зрения конкурентоспособности виды транспорта могут быть распределены по рейтингу (табл.1).
Таблица 1.
Оценка видов транспорта с точки зрения крупных отправителей
Виды транспорта |
Скорость (время доставки «от двери до двери») |
Частота отправок (по графику в сутки) |
Надёжность (соблюдение графиков доставок) |
Доступность (число обслуживаемых географических точек) |
Стои-мость за т-км |
Автомобильный |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
Железнодорожный |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
Водный |
4 |
5 |
4 |
4 |
1 |
Воздушный |
1 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Трубопроводный |
5 |
1 |
1 |
5 |
2 |
По объему внешних поставок выделяется трубопроводный транспорт, подразделяющийся на прокачку сырой нефти и продуктов переработки. Однако важно не только принимать во внимание пропускные способности трубопроводов, но и их уязвимость, в том числе неизбежное прохождение по территории других государств.
Трубопроводный транспорт является самым молодым из общераспространенных и экономически значимых видов транспорта.
Тем не менее, за счет разветвленности сети трубопроводов и низких тарифов, трубопроводный транспорт является наиболее конкурентоспособным в данном сегмента рынка.
Что же касается внутренних и внешних поставок по железной дороге, то продукты переработки нефти перевозятся железнодорожным транспортом с 28 российских НПЗ.
Тариф на перевозку нефти по железной дороге более чем в 4 раза превышает расходы доставки по нефтепроводу.
Что касается поставки морским транспортом, то во внутренних перевозках возможности морского транспорта невелики: протяженность пригодных для навигации принадлежащих России участков морского побережья относительно мала. Морской транспорт является наиболее значимым в системе внешних поставок нефти и нефтепродуктов. Им реализуется до 80% мирового товарооборота нефтеналивных грузов. Однако 40% морских перевозок нефти Россия вынуждена осуществлять через иностранные порты, ежегодно теряя на транзите только через прибалтийские порты около 1,5 млрд долл.
Доля издержек транспортировки в конечной стоимости товара (нефти) приведена в таблице 2.
Таблица 2.
Доля издержек в конечной стоимости товара
Вид транспорта |
Доля издержек транспортировки в стоимости товара (нефти), % |
Железнодорожный |
37,0 |
Автомобильный |
49,0 |
Внутренний водный |
3,5 |
Морской |
7,5 |
Трубопроводный |
3,0 |
Речной транспорт традиционно в период навигации, ввиду низкой стоимости перевозок, отвлекает с других видов транспорта значительные объемы нефти и нефтепродуктов. Его недостатками являются: неспособность к непрерывному функционированию, более низкая скорость доставки грузов.
Автомобильный транспорт также занимает свою нишу в перевозках нефтепродуктов: региональные перевозки. Его основным преимуществом является скорость доставки на короткие расстояния, а основным недостатком высокий уровень тарифов.
Железнодорожный транспорт занимает в сфере нефтеперевозок первое место по объёму грузооборота и эксплуатационной длине, российские нефтяные компании недовольны качеством услуг и тарифами РЖД и стремятся выбирать другие способы транспортировки. Конкуренцию РЖД составляют не только трубопроводные системы, но и авто и речной транспорт.
Железнодорожный и нефтепроводный виды транспорта объединяет то, что и тот, и другой является транспортом общего пользования; иначе говоря, его услуги должны осуществляться по обращению любого гражданина или юридического лица (статья 789 ГК РФ).
Отметим наиболее важные составляющие качественных перевозок нефтепродуктов:
§ В виду все усложняющихся взаимосвязей компаний и увеличения документооборота возникает необходимость в постоянном совершенствовании информационных технологий и АСУ предприятий.
§ Использование логистических технологий для организации и координации работ по перевозке грузов является в настоящее время наиболее оптимальным вариантом функционирования всей транспортной системы, поскольку созданы все необходимые предпосылки для внедрения логистических принципов организации перевозок: информационная среда и транспортная инфраструктура. Интегрированная в бизнес-процессы компаний информационная система, способная охватить весь процесс от его начала до полного завершения, необходима для успешного сотрудничества игроков на рынке.
§ Наиболее очевидным вариантом привлечения клиентов представляется развитие транспортных узлов, направленное на обеспечение качественной транспортировки грузов в заданный пункт, в установленные сроки и с минимальными затратами.
Поскольку кардинальных изменений в технологии железнодорожных перевозок не ожидается, необходимы новые, инновационные решения. Одно из них: внедрение транспортно-логистических зон; суть которых состоит в организации логистической транспортной цепи (ЛТЦ), в качестве составных звеньев которой выступают все элементы транспортной инфраструктуры.
Кроме того, для организации работы с парком цистерн необходимо автоматизированное планирование и контроль за перемещением и состоянием каждой цистерны по отдельным операциям.
Библиографический список
1. Бочарова А.А. Исследование эффективности использования приватного подвижного состава транспортной компанией - Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.э.н. - М., 2012. - 23 с.
2. Горбунов А. А. Компании-операторы и предприятия железнодорожного комплекса: моделирование взаимодействия управленческих ресурсов. - Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. к.т.н. – МИИТ, 2004.
3. Козлов П.А. Теоретические основы, организационные формы, методы оптимизации гибкой технологии транспортного обслуживания заводов черной металлургии: Дисс. … д-ра техн. наук. — М., 1987. — 393 с.
4. Куренков П.В. Поиск оптимизации количества вагонов различных собственников на инфраструктуре ОАО «РЖД» // Материалы Международной научно-практической конференции «Эффективное управление вагонным парком в условиях множественности операторов на основе ЕСТП и тарифного регулирования».- М.- 28.02.2013 г.
5. Якунин В.И. Роль железнодорожного транспорта в модернизации российской экономики // Первый ежегодный российский форум по развитию стратегической инфраструктуры, Москва, 11-13 мая 2010 г.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 291-294