Проанализировано влияние экономического кризиса на деятельность дилерских автоцентров в части продаж автомобилей и сервисного обслуживания. Определены специфические особенности формирования складских издержек по автомобильным запасным частям. Выявлены ключевые организационные проблемы в управлении потоками запасных частей, характерные для дилеров в регионах. Предложено использование некоторых логистических методов для противодействия последствиям экономического кризиса. В частности, предложена реализация методологии ABC анализа в процессе оценки и выбора поставщиков запасных частей, а также информационная интеграция результатов деятельности подразделений.
Ключевые слова: логистическое обслуживание, управление потоком, информационная интеграция, ABC анализ
K.S. Skoptsova,
post-graduate student,
Krasnoyarsk State Agrarian University,
Krasnoyarsk, Russia
The consequences of anti-crisis logistics service in dealers car centers
The article analyze the influence of current economic situation on car dealership centers performance. The author also defines the specialties in the auto parts stock costs origin in the activities of car dealership. The author identifies the main organizational problems of auto parts flows management typical for Russian car dealers located at periphery. The author suggests logistic methods applying in order to prevent economic crisis impact. Namely, the author proposes to conduct ABC analyses for supplier assessment and to create and implement special intersectoral reports and databases to reduce auto parts stock costs and to enhance auto parts flows management efficiency.
Key words: logistic services, auto parts flows management, ABC analysis, integration
На сегодняшний день российские дилерские автоцентры, как и другие представители бизнеса самых разных отраслей, в полной мере ощущают влияние непростой сложившейся экономической ситуации в стране. Поскольку официальные дилеры зарубежных автомобилей являются посредниками между производителями и потребителями автомобилей, ценовая политика не входит в сферу их влияния, а диктуется самим производителем. В результате значительного роста цен на автомобили в течение четырех последних месяцев, в первом квартале 2015 года в России было продано 383 тыс. новых автомобилей, что на 36,3% меньше чем за аналогичный период 2014 года [4]. В области сервисного обслуживания дилерские автоцентры также зависимы от уровня цен производителей, однако, в меньшей степени, чем в сфере продаж. Сервисное обслуживание в дилерских автоцентрах складывается из нескольких взаимосвязанных бизнес-процессов, обеспечивающих движение основных логистических потоков. Если рассматривать сервисное обслуживание с позиции логистических потоков, то можно выделить следующие составляющие: снабжение материальными потоками; непосредственное выполнение сервисных работ (предоставление услуги по сервисному обслуживанию); движение информационных потоков между клиентами и сотрудниками сервиса, а также между подразделениями самого дилерского автоцентра; движение сопутствующих финансовых потоков [1]. Заметим, что категория «снабжение» в контексте данной статьи включает в себя также хранение, использование и реализацию материальных потоков. Возвращаясь к зависимости автодилера от уровня цен производителя, следует отметить, что эта зависимость в сфере сервисного обслуживания присутствует в процессе снабжения сервиса материальными потоками, а также в процессе предоставления услуг по сервисному обслуживанию, а также отражается в сопутствующих финансовых потоках. Ценовая зависимость от производителя связана, главным образом, с материальными потоками оригинальных запчастей и аксессуаров, использование которых обязательно для официальных дилеров. Однако, помимо оригинальных запчастей и аксессуаров, сервисные службы дилерских автоцентров в своей работе используют также расходные материалы, приобретаемые у самых разных поставщиков [5]. В этих взаимоотношениях автоцентры обладают большими возможностями для воздействия на цены и активно их используют.
В период кризиса для оптимизации расходов на приобретение запчастей и расходных материалов у поставщиков недостаточно простых договоренностей с поставщиками об особых условиях ценовой политики (оптовых скидках, бонусах за расширение клиентской базы поставщика и т.д.). Дилерским автоцентрам для повышения стабильности поставок и получения наибольшей выгоды в цене обходимо проводить постоянный мониторинг всех потенциальных поставщиков с целью оптимизации затрат на снабжение материальными потоками. При проведении данного анализа необходимо в первую очередь определить перечень критериев выбора потенциальных поставщиков. Среди этих критериев обязательно должен присутствовать перекрестный ABC-анализ и XYZ-анализ номенклатуры поставщика и номенклатуры, используемой дилерским автоцентром. Целью такого анализа является определение ценности потенциального поставщика, а также его взаимозаменяемости другими потенциальными поставщиками. Понимание соотношения структур номенклатуры запасных частей, предлагаемой поставщиком и реализуемой дилерским автоцентром, также позволяет оценивать адекватность уровня цен поставщика, поскольку понимание того, какой доход дилерскому автоцентру приносит определенная запасная часть и какой спрос на нее предъявляют клиенты этого автоцентра, позволяет вести переговоры о цене с поставщиком обоснованно и добиваться в них успеха.
При мониторинге поставщиков необходимо также особое внимание уделять стратегии, которой дилерский автоцентр руководствуется при выборе поставщиков. В период кризиса для российских дилерских автоцентров, большинство которых являются мультибрендовыми, наиболее выгодной стратегией при выборе поставщиков будет стратегия минимизации издержек. Заметим, что в период стабильности экономики мультибрендовые автодилеры, как правило, руководствуются стратегией дифференциации, поскольку для обслуживания нескольких марок дилерам необходимо поддерживать отношения с множеством поставщиков, и по каждой марке (особенно если марки представляют разные ценовые сегменты) инструменты воздействия и модели поведения для поставщиков будут различны.
Несмотря на то, что дилерские автоцентры могут оптимизировать издержки по приобретению расходных материалов и запасных частей у поставщиков, существует другая категория издержек, присущая процессу снабжения, оптимизация которых требует качественного изменения внутренних процессов на предприятии. Эти издержки возникают в результате скопления на складе запасных частей позиций, которые по каким-то причинам не реализуются со склада в течение большого промежутка времени. Величину этого промежутка определяет само предприятие, а категория запасов такого рода может быть охарактеризована как неликвидная. Проблема переполнения склада неликвидными запасными частями присуща именно российским дилерам, поскольку в силу географических и экономических особенностей устройства Российской Федерации, в отличие от европейских дилеров [2], у российских дилерских автоцентров отсутствует возможность получать запчасти на склад в течении 24 часов после их запроса, и фактический средний срок ожидания запчастей по России при их заказе у производителя или импортера составляет от двух недель до двух месяцев. Такое положение вещей заставляет автодилеров хранить определенное количество запасов на своих складах в первую очередь для обеспечения высокого уровня сервиса и высокой клиентской удовлетворенности. Более того, политика импортеров, как правило, обязует официальных дилеров поддерживать запасы запасных частей и расходных материалов на определенном уровне (в зависимости от классификации запасной части или расходного материала), что в некоторой степени способствует увеличению перечня и суммы неликвидных позиций. Однако более весомой причиной накопления неликвидных запасных частей и расходных материалов на складах дилерских автоцентров является недостаточная эффективность внутренних коммуникаций между отделами, а также отсутствие системности в процессе заказа и реализации запасных частей и расходных материалов, приобретенных как у производителя или импортера, так и у поставщиков. Заметим что данная проблема характера для российских дилеров, дислоцирующихся на периферии Российской Федерации. Действенным инструментом повышения эффективности и качества внутренних коммуникаций будет создание общей для всего предприятия базы запасных частей, аксессуаров и расходных материалов, классифицированных с точки зрения нескольких параметров. Первый параметр – это обеспеченность запасной части, аксессуара или расходного материала определенной моделью автомобиля, которая либо имеется в наличии, либо приход который ожидается в течение определенного периода. Особенно анализ данного параметра важен для категории запасов «аксессуары», поскольку аксессуар, подходящий только для определенной модели, осевший на складе после снятия этой модели с производства, попадает в группу крайне трудно реализуемых позиций и фактически становится убыточным для предприятия [3]. Второй параметр – это соответствие уровня запаса по позиции клиентским ожиданиям (текущему спросу со стороны клиентов). Подробный анализ результатов опроса клиентов и их замечаний и недовольств позволяет отслеживать упущенный спрос на запчасти и корректировать состояние склада и размещать текущие заказы с учетом полученной информации. Отслеживание данного параметра имеет одинаково высокую важность для всех категорий запасов, поскольку обратная связь по доступности и наличию необходимых запчастей, получаемая от клиентов, может относиться к любому запасу.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в период кризиса главными методами конкурентной борьбы российских дилерских автоцентров становятся дополнительные сервисы для клиентов и минимизация издержек по сервисному обслуживанию. Эффективное логистическое обслуживание позволяет минимизировать самые разные группы затрат, поскольку методы логистического обслуживания универсальны и разнообразны. Так, метод ABC-анализа может быть применим как для анализа товарной номенклатуры, так и для сравнения потенциальных контрагентов или для повышения эффективности транспортировки и расположение товара на складе. Кроме того, в период нестабильности экономической ситуации, колебания цен и изменчивости партнеров особенно важным становиться объединять усилия всех подразделений для увеличения общего результата деятельности предприятия, чему активно способствует синергетический эффект. Так, создание общих межобластных баз и отчетов, на стыке деятельности различных отделов, позволяет топ-менеджменту выявлять скрытые проблемные вопросы и находить новые нестандартные решения в самых сложных и, казалось бы, неразрешимых ситуациях. И самое главное, выстраивание эффективного движения информационных потоков позволяет существенно сокращать соответствующие финансовые потоки, а значит, улучшать финансовый результат предприятия и, самое главное, предлагать клиентам конкурентный уровень сервиса по конкурентным ценам.
Библиографический список
1. Дыбская В.В. Логистика / В.В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова ; под ред. В.И. Сергеева. – М. : Эксмо, 2013. – 944 с. – (Полный курс МВА).
2. J. Wisner Supply chain management / Joel Wisner, Keah-Choon Tan, G. Keong Leong. – Mason, OH 45040, USA: South-Western, Cengage Learning, 2008. – p. 562.
3. Владимиров В.Н. Методология управления товарно-материальными запасами на предприятиях по реализации авто компонентов [Электронный ресурс] // Вестник Самарского финансово-экономического института: научно-инф. журнал. 2011. – N 2(10). – Режим доступа: URL: vestnik.samfei.ru/download/journal/201102 (дата обращения: 04.04.2015)
4. Официальный сайт Ассоциации европейского бизнеса [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.aebrus.ru/ru/ (дата обращения: 11.04.2015)
5.
Щербаков В.В., Коваленко Е.И. Логистический феномен автодилерства в экономике
современной России [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики:
электрон.научно-аналит. журнал. 2013. – N
1(45). – Режим доступа: URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4445 (дата
обращения: 07.04.2015)
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 277-281