Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 14:30:48
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Создание логистической системы безопасности перевозок пассажиров и грузов

Настоящая статья может использоваться в качестве основы для разработки комплексной системы регулирования технологического и организационного взаимодействия участников проекта создания комплексной системы безопасности перевозок пассажиров и грузов на территории Российской Федерации в рамках инфраструктуры российских железных дорог.

Ключевые слова: безопасность, система, перевозка, взаимодействие, инвестиции

I.R. Ruvinov,

post-graduate student,

G.R. Zhukovets,

D.A. Gogoladze,

Moscow State University of Railway

Engineering (MIIT)

Moscow, Russia

Creation of logistical system of safety transportations of passengers and cargoes

This article can be used like a base for elaboration of a complex system of regulation of  technological and organizational cooperation of participants of the project of creation of a complex security system of transportations of passengers and freights in Russian Federation within infrastructure of Russian Railways.

Keywords: security, system, transportation, cooperation, investments

 

Безопасность транспортной  системы России не отвечает потребностям и перспективам развития страны. Отмечается снижение  комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы:

§     рост потерь от транспортных происшествий

§     неэффективность контрольно-надзорной системы

§     многочисленные нарушения правил и норм деятельности на  транспорте

§     усиление угроз совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности

§     усиление негативного влияния транспорта на экологию

Поэтому требуется создание системы, регулирующей технологическое и организационное взаимодействие участников проекта создания комплексной системы безопасности перевозок пассажиров и грузов на территории Российской Федерации в рамках инфраструктуры российских железных дорог.

Разработка данной системы преследует следующие основные цели: повышение конкурентоспособности перевозок грузов железнодорожным транспортом; получение дополнительных доходов за счет расширения масштабов перевозочной деятельности ОАО «РЖД», привлечения на железнодорожный транспорт высокодоходных грузопотоков, повышения эффективности использования объектов имущественного комплекса; приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического развития железнодорожного транспорта, совершенствования государственного технического регулирования и надзора; снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по железнодорожному транспорту; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду; повышение безопасности железнодорожных перевозок, совершенствование государственного технического регулирования и надзора; поддержание заданного уровня безопасности перевозок при минимизации ущерба от нарушений безопасности движения.

В ходе исследования проведена систематизация показателей безопасности и сформулированы требования к основным параметрам технологических и организационных процессов перевозочного процесса, разработан комплекс нормативных, организационных, экономических и технико-технологических мероприятий, рассмотрен экологический аспект вопросов транспортной безопасности.

Предполагается, что инвестиции ОАО «РЖД» будут направлены, в основном, на необходимое железнодорожное путевое развитие, при этом значительная часть этих инвестиций будет иметь «двойное назначение» – в усиление провозных и пропускных способностей транспортных узлов и станций, перерабатывающих мощностей. Кроме того, при реализации проекта ОАО «РЖД» использует такие собственные ресурсы как права пользования земельными участками, а также объектами недвижимости, составляющими имущественный комплекс грузовых дворов, компетенции персонала, инженерные сети, информационное обеспечение и т.п.

Исследование формирует методологические основы для разработки соответствующего программного документа – Программы комплексной системы безопасности перевозок пассажиров и грузов ОАО «РЖД».

Система управления безопасностью существенно отличается по механизму управления от систем управления другими качественными характеристиками перевозок. Она является частью государственной системы обеспечения безопасности товаров и услуг, в том числе транспортных, относительно их потребителей и внешней среды. Поэтому при решении проблем безопасности перевозок необходимо руководствоваться, прежде всего, законами Российской Федерации и рекомендациями международных организаций в области безопасности продукции и услуг.

Система управления безопасностью перевозок должна иметь три иерархические уровня безопасности: федеральный; отраслевой; участников перевозочного процесса (ОАО «РЖД», пассажирских компаний и других юридических лиц с различной формой собственности, выполняющих отдельные технологические процессы).

Основные эффекты от реализации:

                    для РФ:

§ повышение устойчивости национальной транспортной системы, создание возможностей альтернативных вариантов доставки грузов в случае чрезвычайных ситуаций;

§ повышение эффективности транспортной системы за счет увеличения скорости прохождения грузов;

§ ускорение процессов интеграции в мировую экономическую и транспортную системы;

§ снижение нагрузки на экосистему;

§ возможность эффективной реализации транзитного потенциала РФ, развития экспорта транспортных услуг;

                   для ОАО «РЖД»:

§     обеспечение постоянного мониторинга состояния безопасности движения на основе данных отраслевых автоматизированных систем и показаний технических средств диагностики;

§     обеспечение совместимости систем управления и обеспечения безопасности с международными стандартами;

§     снижение количества транспортных происшествий и событий, возникающих на инфраструктуре ОАО "РЖД" за счет выработки мероприятий по их предупреждению на основе факторного анализа;

§     сокращение ущерба от транспортных происшествий и событий за счёт более эффективного управления ликвидацией последствий их возникновения;

§     разработка системы эксплуатационных показателей надежности и безопасности перевозочного процесса, а также методов их применения с учетом оценки рисков на всех этапах жизненного цикла;

§     система управления и обеспечения безопасности движения на высокоскоростных магистралях;

§     разработка экономических критериев безопасности перевозок и надежности технических средств;

§     снижение риска совершения акта противоправного вмешательства на 16 - 17 процентов;

§     охват системой мониторинга состояния защищенности 100 процентов критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Управление проектом осуществляется Управляющей компанией, реализующей функции по техническому и технологическому надзору, управлению информационными и финансовыми потоками, взаимодействию с компаниями-операторами и структурами ОАО «РЖД» и др. Общая численность персонала компании превышает 100 человек. Основная задача Управляющей компании – обеспечить выполнение мероприятий, направленных на достижение структурами ОАО «РЖД» нормативных показателей безопасности перевозок грузов и пассажиров.

Значительный объем необходимых инвестиционных ресурсов, большая трудоемкость административной работы, широкий спектр и сложность затрагиваемых вопросов, коммерческие интересы большого числа бизнес-структур и т.п. в процессах формирования и эксплуатации сети ТЛЦ требуют детальной оценки основных рисков реализации, а также эффективных способов их локализации (хеджирования), что должно стать предметом проработки на последующих этапах развития проекта (ТЭО, Обоснование инвестиций, бизнес-планирование и проч.). В настоящей Концепции анализ проведен по основным категориям рисков, таких как нормативно-правовые, политические, экономические, финансовые, технологические.

Таблица 1

Основные проектные риски

Основные риски реализации

Способы хеджирования

Нормативно-правовые

- необходимость корректировки (в том числе Минтрансом РФ и др.) значительного числа нормативных документов;

- реализация соответствующих законодательных инициатив;

Политические

- реализация механизмов ГЧП.

- взаимодействие с органами государственной власти

Экономические

- кризисные явления в мировой и национальной экономике

- создание эффективного механизма управления проектом

Финансовые

- значительные объемы инвестиций;

- различные источники финансирования.

Технологические

- подготовка информационного обеспечения

- реализация единой технической политики

- согласование единых технологических стандартов

Оценка основных проектных рисков показала высокий уровень зависимости проекта от привлечения значительных объемов инвестиций из различных источников финансирования. В этом случае крайне важно создание эффективного механизма управления проектом, что определяет целесообразность образования уже на начальной стадии специального центра компетенций, в дальнейшем – управляющей компании.

Нормативная правовая база обеспечения безопасностью перевозок пассажиров и грузов включается в себя международные соглашения, федеральные, отраслевые и ведомственные нормативно-правовые акты, технические регламенты, стандарты ОАО «РЖД» в области безопасности перевозок.

Создание комплексной системы безопасности перевозок пассажиров и грузов имеет важное значение для социально-экономического развития страны.

Библиографический список

1.        Тишанин А.Г. На основе новых принципов, методов и инструментария // Железнодорожный транспорт.- 2012.- № 4.- С.4-13

2.        Федоров Ю.Н. Потребные мероприятия и инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения перевозок на перспективу до 2015 г. // IX Международная конференции "Рынок транспортных услуг: Взаимодействие и партнерство". М., декабрь 2011.

3.        Лапидус В.А. Cистемные вопросы процессного управления безопасностью железнодорожных перевозок // Железнодорожный транспорт.- 2010.- № 11.

4.        Оценка воздействия грузового транспорта на окружающую среду // Железные дороги мира.- 2010.- № 2 (перевод: W. Rothengatter. Railway Gazette International, 2009, № 10, p. 39 – 45).

5.        Лапидус В.А. Цели и задачи системы менеджмента безопасности движения (СМБД) в ОАО «РЖД» // Бюллетень ОУС.- 2010.-  4.- С.60-75.

6.        Ситникова О.В. http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21STR=Экономические методы управления инвестиционной деятельностью при реализации проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта : дисс... канд. экон. наук. - М., 2010.- 220 с.

7.        Ададуров С.Е., Розенберг Е.Н. Разработка системы процессного управления безопасностью железнодорожных перевозок (в том числе на основе автоматизированной системы мониторинга состояния подвижного состава и пути), защиты объектов железнодорожного транспорта на базе оценки стратегических рисков тяжелых катастроф // Бюллетень ОУС.- 2010.- № 3.- С.27-41; № 4.- С.47-59.

8.        Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении: экономика, логистика, управление.- Самара: Солдат Отечества.- 2002.- 636 с.

9.    Полянский, Ю.А. Дорожный центр ситуационного управления. Проблема создания и функционирования / Ю.А. Полянский, П.В. Куренков // Экономика железных дорог.- 2003.- № 1.- С.51-66.

10.  Полянский, Ю.А. Топологическое моделирование взаимодействия хозяйств железной дороги / Ю.А. Полянский, П.В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: сб. ОИ / ВИНИТИ РАН.- 2003.- № 7.- С.8-18.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 258-262


Количество просмотров: 2148
теги:

Еще публикации: