Регион: Выбрать регион
Сейчас: 14 января 15:45:22
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Транспортно-логистический кластер как инструмент интенсивного развития рынка логистических услуг России

В статье рассмотрены показатели эффективности логистики России в сравнении с ведущими странами ЕС. Определено значение формирования транспортно-логистических кластеров в российской экономике. Рассмотрены преимущества кластерного подхода для организации транспортно-логистической системы. Проанализирован опыт различных стран мира в создании и функционировании транспортно-логистических кластеров. Рассмотрена практика российской кластерной политики и охарактеризованы наиболее приоритетные ТЛК России. Сделаны выводы и определены положительные экономические эффекты внедрения транспортно-логистических кластеров в РФ.

Ключевые слова: логистика, экономика региона, кластерный подход, транспортно-логистический кластер.

 

E. V. Romanyuk,

candidate of economics, associate professor of economics department,

E. N. Сорока,

student,

Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russia

Transports and logistics cluster as a tool of intesive market development of logistics services in Russia

The article deals with logistics performance indicators Russia in comparison with the leading countries of the EU. It determines the value of the formation of transport and logistics clusters in the Russian economy. It considers advantages of the cluster approach for the organization of transport and logistics system. It analyses experience of other countries in the establishment and operation of transport and logistics clusters. It considers practical Russian cluster policy and characterized the highest priority TLC Russia. It makes conclusions and identifies the positive economic effects of the introduction of transport and logistics clusters in the Russian Federation.

Keywords: logistics, economy of region, cluster approach, transportation and logistics cluster.

 

В международном рейтинге эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index), составленным Всемирным банком, в 2014г. Россия занимает 90 место из 160 стран. В то время как ближайшие географические соседи – Польша, Латвия, Эстония, Литва, Украина – располагаются соответственно на 31-й, 36-й, 39-й, 46-й, 61-й позициях [1].

Специалистами подсчитано, что затраты на доставку товара российскому потребителю от производителя в 2–3 раза превышают аналогичные затраты в Европе и США. В России логистические услуги составляют почти четверть ВВП, а в европейских странах — 6–12%. В Европе 10% рынка занимают пять крупных логистических компаний, в то время как в России — менее 5% [2].

В современных условиях мировой экономики такие низкие рейтинги логистики могут  крайне негативно сказаться на участии России в мировом внешнеторговом обороте, ее месте и роли в организации внешнеэкономических связей, развитии системы международных транспортных коридоров и реализации транзитного потенциала страны и требует незамедлительной постановки задачи разработки и реализации национальной стратегии комплексного развития логистики в России. 

В таких условиях важнейшей задачей является формирование транспортно-логистических кластеров (ТЛК) как наиболее эффективной инновационно-ориентированной формы интеграции участников рынка транспортно-логистических услуг, обеспечивающей на основе инноваций и согласования экономических интересов всех контрагентов цепи поставок максимальный синергетический эффект.

Транспортно-логистический кластер позволяет:

·        развивать базовые терминально-логистические структурные элементы на основе формирования грузо-перерабатывающих терминалов, терминально-складских комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих всю совокупность складских таможенных и сопровождающих услуг;

·        повышать конкурентоспособность транспортных коридоров;

·        сокращать долю транспортных затрат в валовом внутреннем продукте;

·        обеспечивать кооперацию и интеграцию малых и средних логистических организаций — транспортных, экспедиторских, складских и др. в общую логистическую систему;

·        адаптировать внутренние структуры и внешние бизнес-связи к условиям неопределенности среды [3].

Кластерный подход широко применяется в экономике Германии, США, Японии, Финляндии, Китае и ряде других стран. Так в Европейском Союзе на данный момент сформирована полноценная сеть транспортно-логистических кластеров, состоящая из более чем восьмидесяти ТЛК, а доля транспортно-логистических услуг, оказываемых специализированными организациями, в общем обороте достигла 40% [4]. 

Примером кластерной формы организации транспортно-логистических услуг в Европе является пограничный ТЛК в Дании, в городе Падборг, сформированный на основе транспортных узлов на пересечениях крупных международных транспортных коридоров с государственными границами. На 2008 г. основные характеристики кластера следующие: площадь кластера 5 кв. км, число транспортных, логистических и терминальных операторов составляет порядка 150, сервисных компаний — около 50, общее число занятых — более 3000 человек [5].

Функционирует транспортно-логистический кластер и в немецком городе Франкфурт-на-Майне. В состав этого кластера входят Люфтганза, группа Дойче Банк, множество компаний, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Компании реализуют и предлагают полный диапазон логистических услуг: от планирования и строительства логистических объектов и систем до консультативного обслуживания процессов управления движением потока материалов/грузов и менеджмента цепочки поставок (supply chain management). Превосходная инфраструктура местных компаний информационных технологий помогает предприятиям логистики в установке систем электронной обработки данных достаточной мощности, учете потоков товаров с указанием времени и принятии необходимых мер безопасности.

В Финляндии функционирует логистический кластер Limowa — общегосударственная сеть логистики. Кластер объединяет логистические предприятия — AlfaRoc, EP-Logistics, LogiSec, Logmaster, Logistikas, Itella; транспортно-экспедиторские фирмы — Finavia, Innorail; консалтинговые — Fidacom, Varova; производственные — Cargotec, Huurre; научно-исследовательские и образовательные организации; государственные и административные учреждения. Головная компания — Центр технологий TechVilla — расположена в г. Хювинкяя [2].

Рассмотренные выше примеры ТЛК показывают, что их структура концентрирует в себе такие рыночные субъекты как производители, потребители, транспортные и экспедиторские компании, складские комплексы, распределительные центры, терминалы, коммерческие посредники, институциональные органы, финансовые организации, страховые компании, исследовательские организации, учебные центры подготовки и переподготовки персонала, консалтингово-аналитические организации, маркетинговые организации и др. Что в свою очередь приводит к повышению логистического потенциала территории.

В России практика применения кластерного подхода находится в стадии зарождения. В РФ есть все предпосылки для создания и функционирования транспортно-логистических кластеров. Так, в отдельных регионах уже сформирован фундамент для кластеризации транспортно-логистических услуг в виде транспортно-логистических центров и систем.

Сейчас во многих субъектах федерации  актуализируется вопрос о создании ТЛК. В частности, некоторые из них основывают свою транспортную стратегию на кластерном подходе, а также отличаются тем, что имеют четко сформулированные цели функционирования, план основных проектов и сроки их реализации.

Проведенный анализ нормативно-правовых и других источников, в частности, Стратегий социально-экономического развития регионов РФ позволяет выделить основные характеристики наиболее перспективных ТЛК (Табл.). Также, создание транспортно-логистических комплексов планируется в таких регионах, как Новосибирская, Калининградская, Мурманская, Ульяновская области, Нижний Новгород и Республика Татарстан и др.

Таблица

Основные характеристики некоторых ТЛК России

Самарская область

Белгородская область

Калужская область

Приморский край

Цель создания

Обеспечение выхода грузовых потоков из юж­ных портов России (Чер­ного и Каспийского мо­рей) на Транссибирскую магистраль с организа­цией эффективного транспортного обслужи­вания региональных рынков Поволжья и Юж­ного Урала.

 

ТЛК позволит объеди­нить все грузопотоки в одном месте, минимизи­ровать время обработки товаров, увеличить спектр предлагаемых бизнесу услуг.

 

Создание единой совре­менной транспортной, терминальной, складской инфраструктуры, вклю­чая мультимодальную терминальную инфра­структуру в формате "freight village".

Интеграция в транс­портно-логистическую систему Азиатско-Тихо­океанского региона и приведение транспортно-логистической системы Приморского края в со­ответствие со стандар­тами Азиатско-Тихооке­анского региона.

Основные участники

ОАО «РЖД»

Белгородское отделение ЮВЖД – филиала ОАО «РЖД»

ОАО "Корпорация разви­тия Калужской области"

ОАО «РЖД»

ОАО «Порт Тольятти»

МТЛЦ на территории индустриального парка Ворсино

ООО «Большой Порт Зарубино»

ОАО «Волгатранстерми­нал»

Корпорация «Развитие»

 

ОАО "МАК"

ЗАО «Александр Хаус»

ОАО «Средневолжская логистическая компания»

ООО «M-3 Логистик»

ОАО «Восточный порт»

ООО «РКС Лайнс»

Международный аэро­порт «Белгород» (ОАО «Белгородское авиа­предприятие»)

ЗАО "ТАСКОМ"

ФКУ «Ространсмодерни­зация»

ООО «Самараинтерэкс­педиция»

Freight Village Kaluga JSC (Фрейт Вилладж Калуга)

Министерство Россий­ской Федерации по раз­витию Дальнего Востока

Основные проекты

1) строительство транс­портно-консолидирую­щего центра по обра­ботке грузов в Самаре, создание пяти локальных мультимодальных тер­миналов и логистиче­ского информационно-аналитического центра;

2)  реконструкция и мо­дернизация международ­ного аэропорта «Куру­моч»;

3) строительство автодо­рожного маршрута «Центр – Поволжье – Урал» с автомагистралью и новым мостовым переходом через реку Волгу в г. Ок­тябрьске.

1) создание на пригра­ничной территории Рос­сии и Украины зоны опе­режающего развития – мультимодальной транс­портно-логистической зоны, включающей меж­дународный аэропорт-«хаб» и объекты сопутст­вующей логистической и сервисной инфраструк- туры

1) завершение строитель­ства железнодорожного терминала ТЛЦ "Росва";

2) Создание Мультимо­дального ТЛЦ Freight Village Kaluga

3) строительство универ­сального складского комплекса класса А на территории Freight Villge Kaluga;

4) завершение реконст­рукции международного аэропорта Калуга;

5)  организация пассажир­ского и грузового транс­портного узла на базе аэродрома Ермолино.

1) создание международ­ного перегрузочного комплекса «Троица»

2) строительство 3-й очереди углепогрузоч­ного комплекса порта Восточный

3) модернизация интер­модального «Терминала Астафьева»

4) развитие транспорт­ного узла «Восточный – Находка»

5) строительство желез­нодорожного порта «Приморский»

6) реконструкция и тех­ническое перевооруже­ние аэропортов местных воздушных линий

Источник: составлено по данным [6;7;8;9].

Таким образом, согласно с мнением экспертов, российский рынок логистических услуг требует реструктуризации в сторону создания крупных логистических кластеров. На территории России достаточно большое количество территориально-отраслевых кластеров, многие из которых доказали свою эффективность. К сожалению, формированию и развитию транспортно-логистического кластера не уделяется должное внимание, адекватное их значению для экономики. Так, среди 25 пилотных кластеров МЭР нет ни одного транспортно-логистического, что непосредственно тормозит процесс создания и развития ТЛК в России.

Внедрение транспортно-логистических кластеров позволит повысить конкурентоспособность страны на международной арене за счет следующих экономических результатов:

·                   модернизации и ускоренного внедрения инноваций;

·                   активизации конкурентных преимуществ территории за счет совместного использования ресурсов;

·                   сокращения логистических издержек за счет эффекта масштаба и территориальной локализации и близкого расположения участников.

Библиографический список

1.      The World Bank. LPI Global Rankings 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lpi.worldbank.org/international/global

2.      Савенкова Т. Кластеризация транспортно-логистических услуг в регионе Балтийского моря. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   http://ktr-online.ru/wp-content/uploads/2014/10/KTR-2014-2_SCR.pdf

3.      Элларян А. Направления и особенности развития логистически-ориентированных кластерных образований в транспортном комплексе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.erej.ru/upload/iblock/562/562f095acf920ac9b1a22c81ec4455ef.pdf.

4.      Dieter W. Rebitzer, The European Logistics Market, Europe Real Estate Yearbook, 2007

5.      S.Y.Sorensen et al, EMCC case studies. Transport and logistics sector: Padborg cluster, Denmark, Danish Technological Institute, 2008

6.      Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года»

7.      Постановление Правительства Калужской области от 29 июня 2009 г. N 250 «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года»

8.      Закон Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года».

9.      Постановление Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. N 129 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года»

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 253-257


Количество просмотров: 8345
теги:

Еще публикации: