Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 15:00:18
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Роль коммерческой логистики в агропромышленном комплексе

В современных условиях коммерческая логистика играет ключевую роль в повышении эффективности производства. Элементы коммерческой логистики являются важнейшими инструментами в развитии логистической системы. В данной статье мы рассмотрим основные элементы коммерческой логистики, а также теория «точно в срок», система повышения качества продукции (Total Quality Management) и информационная система (Material Requirements Planing).

Ключевые слова: коммерческая логистика, логистизация аграрного сектора, агропромышленный комплекс, канал сбыта, логистические концепции

B.H. Rakhimova,

post-graduate student,

Comprehensive scientific and research institute

named after H.I. Ibragimov, Russian Academy of Sciences,

Grozny, Russia

The role of logistics in the commercial agricultural sector

In modern conditions of commercial service, logistics plays a key role in improving the efficiency of production. Elements of commercial logistics are essential tools in the development of the logistics system. In this article we consider the basic elements of the logistics business, as well as the theory of «just in time» system to improve product quality (Total Quality Management) and information system (Material Requirements Planing).

Keywords: commercial logistics, logistisation agricultural sector, agribusiness,  distribution channel , logistics concepts

 

Коммерческая логистика является одним из важнейших научных направлений, которая ориентирована на материальные потоки.

Коммерческая логистика один из важнейших инструментов в эффективном использовании денежных и трудовых ресурсов агропромышленного комплекса. Кроме того, коммерческая логистика повышает уровень рационализации каналов товародвижения в агропромышленном комплексе.

Коммерческая логистика в агропромышленном комплексе направлена на создание единой системы организованности, но отсутствует принцип применения этих законов. Большое влияние в таких системах имеет активность, которая может быть представлена в виде логистических операций или логистических функций.

Логистическая операция представляет собой комплекс мер по формированию и развитию логистических функций, которые ориентированы на модернизацию материального и информационного потока.

Логистическая функция – это комплекс логистических операций,  осуществляющих разработку элементов логистической системы, таких как производство, сбыт и снабжение.

Логистическая система – это упрощенная система, выполняющая логистические функции и логистические операции.

На современном этапе выделяют три вида коммерческой логистики: логистика снабжения, логистика производства, логистика сбыта.

Логистика снабжения ориентирована на функционирование основных элементов таких, как закупка и обеспечения товародвижения. По мнению Д. Дж. Бауэрсокса и Д. Дж. Клосса, понятие снабжение включает в себя закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов, готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, на склады промышленных или торговых предприятий либо в магазины оптовой или розничной торговли. Мы считаем, что логистика снабжения направлена на функционирование материальных потоков, которые ставят перед собой задачу качественного удовлетворения потребностей предприятия в необходимых предметах снабжения в конкурентоспособных условиях. Предметы снабжения, в свою очередь, классифицируются на основные фонды производственного и непроизводственного назначения (компьютерное обеспечение, оборудование и т.д.), материальные ресурсы производственного назначения (полуфабрикаты и вспомогательное сырье), материальные ресурсы и услуги непроизводственного значения (офисные принадлежности).

Логистика производства представляет собой комплекс логистических элементов направленных на производство и реализацию материальных ресурсов. Одним из распространенных методов составления производственной программы предприятия для логистики производства является диаграмма Г. Ганта, которая представляет собой  набор точек, соединенных друг с другом и учитывающих как время, необходимое для производства товара, так и квалификацию выполняемых работ. Разработка производственной программы направлена на снижение издержек производства, сокращение запасов материальных ресурсов и уменьшение временного интервала производственного цикла.

В зарубежной логистической практике для учета отраслевой специальности при конфигурировании внутрипроизводственного материального потока применяют VAT-квалификацию производственных предприятий. В VAT-квалификации все предприятия подразделены на три группы V, A, T в зависимости от способов производства:

- к группе V отнесены предприятия промышленного значения, которые имеют довольно обширные запасы готовой продукции, в процессе производства, выпускающие огромную долю сырья;

- к группе A отнесены предприятия, изготавливающие продукцию производственного назначения. Несмотря на то, что предприятия используют большое количество сырья в процессе производства, выход готовых изделий невелик;

- к группе T относят предприятия, изготавливающие продукцию потребительского назначения. В процессе производства используется многообразное количество сырья, которое затем служит для изготовления и реализации огромного количества конечных товаров.

Стоит отметить, что каждая из этих групп характеризуется различные механизмами движения. Так, в группе V наблюдается толкающая схема организации производства, которая  направлена на построение такого производственного цикла, при котором сырье с одного производственного цикла подается на другой,  без учета их необходимости. В целях повышения организации и планирования толкающей схемы движения материальных ресурсов используется информационная система MRPMaterial Requirements Planing.  В свою очередь информационная система MRP решает три задачи:

1)                контроль, регулирование и модернизация процесса производства материальных ресурсов, разработка долгосрочных планов производства, снабжения и сбыта продукции;

2)                прогнозирование объемов производства продукции и составление календарного графика производства;

3)                составление базы данных  предприятия, где указываются параметры материальных ресурсов.

В отличие от толкающей схемы движения материальных ресурсов, тянущая схема движения представляет собой процесс движения сырья с одного производственного цикла на другой только в случае возникновения в этом потребности. Принцип тянущей схемы лежит в основе «теории ограничений» и системы «точно в срок». Согласно А. А. Богданову  теория ограничений заключается в том, что «устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент»,  при этом «если система состоит из частей высшей и низшей организованности, то ее отношение к среде определяется низшей организованностью».  Для производственной логистики это означает, что ни одна производственная система не может работать быстрее самой медленной своей составляющей, а стабильность логистической системы производства определяется стабильностью работы самого слабого ее звена.

Теория «точно в срок» на практике получило наименование «канбан», была разработана и внедрена корпорацией Toyota Motors. На сегодняшний день большинство компаний используют данную систему в своей деятельности. Основная задача теории «точно в срок» заключается в поставке необходимого количества товаров в указанное время в указанное место. Кроме того, система «канбан» направлена на подготовку персонала,  повышение квалификации кадров, рационального развития производственного процесса. Слово «канбан» с японского языка переводится в значении «карточка». В системе «канбан» выделяют два вида каточек. Первый вид карточек – это карточка отбора, которая указывает на количество изделий, необходимых в процессе сборки, второй вид карточек – это производственные карточки, где указано количество изделий, которые необходимо изготовить. Стоит отметить, что эти карточки используются внутри самого предприятия, предоставляются главным поставщикам.

В целях повышения качества продукции используется система TQMTotal Quality Management. Данная система ставит перед собой задачу повышения конкурентоспособности продукции и максимизации прибыли за счет повышения качество продукции. На всем протяжении развития логистических систем не раз предпринимались попытки создания смешанных систем, которые объединили бы в себе «толкающую» и «тянущую»  систему. Эти попытки привели к созданию системы OPTOptimized Production Technology, которая направлена на анализ критических ресурсов. Согласно данной система, именно критические ресурсы во многом играют главенствующую роль в развитии производства. Кроме указанной системы, известны системы «экономное производство» («Leanproduction») и ERPEnterprise Resourse Planning. Если система «экономное производство» ставит перед собой задачу повышения качества продукции, в условиях снижения себестоимости продукции, использования высококвалифицированных кадров и современного оборудования при больших объемах продаж, то ERP ориентирована на планирование материальных ресурсов предприятия при заказном производстве.

Логистика сбыта представляет собой одну из областей коммерческой логистики направленную на изучение основных механизмов материальных потоков от момента производства продукции до момента реализации. Кроме того, именно логистика сбыта выполняет задачи по транспортировке, складированию продукции, а также выполнению организационных вопросов. Рассмотрим основные элементы логистики сбыта.

Канал сбыта – это путь, по которому проходит товар от производителя и вплоть до конечного потребителя. Другими словами, канал сбыта представляет собой комплекс элементов, в качестве которого выступают либо физические лица, индивидуальные предприниматели или  юридические лица для решения экономических и логистических вопросов, при этом могут быть задействованы посредники либо различные мелкие торговцы. Каналы сбыта подразделяются на горизонтальные, которые характеризуются низкой результативностью, так как каждый участник действует в своих интересах, и вертикальные, которые выстроен по иерархическому принципу и наделенный властью один из участников может подчинить себе остальных.

 Уровень канала – это важнейшая модель логистической системы, реализация которой подразумевает использование посреднических услуг, в целях снижения времени производства и реализации продукции, но увеличения скорости производства продукции. Следует заметить, что уровни каналов разделяются в зависимости от количества посредников. Так, при полном отсутствии посредников, речь идет  нулевом канале, если же задействован один посредник или два, то соответственно мы говорим о первом и втором канале.

Главной  задачей, стоящей перед логистикой сбыта, является планирование и организация размещения складов, которая направлена на сокращение издержек в процессе товародвижения.  Логистический потенциал складской логистики в России пожалуй не ниже, и решение проблемы оптимизации потоков товаров и услуг в огромных масштабах нашей страны позволит получить значительный эффект от снижения потерь, связанных с рационализацией запасаемкости экономики. Расчеты показателя запасоемкости для экономики бывшего СССР (середина 1980-х гг.) свидетельствуют о том, что в запасах было сконцентрировано около половины производственного потенциала страны.

Следует отметить, что во многом процесс разработки и принятия решений по налаживанию процесса производства товара в канале сбыта, подразумевает под собой выбор одного из множества вариантов и соблюдение требований со стороны всех участников производства,  а также оперативного реагирования на изменения во внешней среде.

Развитию коммерческой логистики в агропромышленном комплексе не уделяется достаточного внимания в научных трудах. Однако формирование хозяйственных форм происходило на всем протяжении эволюции исторического пути развития человечества. Учитывая опыты прошлых лет человечество не только на уровне предприятий,  но и на уровне государства пытается решить проблемы развития хозяйства, наладить взаимодействие между различными звеньями экономической системы, равномерно распределить земельные ресурсы. В законах, относящихся к эпохе правления древних царей, прослеживаются попытки распределения и стабилизации процессов товародвижения.

Агропромышленный комплекс представляет собой главный механизм налаживания взаимодействия между сельскохозяйственным и промышленным производством, отличающийся многообразностью территорий.

С 2005 года в России действует закон «О реализации законов на поставки товаров, выполнение работы, оказание услуг для государственных нужд». Данный закон направлен на формирование аукционов с целью открытого проведения торгов. Именно эффективные государственные закупки сельскохозяйственной продукции составляют фундамент формирования и функционирования аграрного сектора.

В эпоху рыночных отношений РФ необходимо учитывать опыт западных стран по формированию рынков сельскохозяйственной продукции. Стоит заметить, что в западных странах формирование таких рынков происходит в условиях, когда отсутствует посредник между потребителем и производителем. На самую необходимую сельскохозяйственную продукции предусмотрены квоты. Кроме того, если речь идет об экспорте продукции, то устанавливают специальные льготы, что предусматривает собой защиту внутреннего рынка.

Коммерческая логистика занимает одну из ведущих ролей в эффективном функционировании агропромышленного комплекса, потому так огромно государственное влияние.  Функционирование агропромышленного комплекса является важнейшим фундаментом в логистизации аграрного сектора – это подразумевает, что организация,  управление, контроль, прогнозирование и планирование товародвижением сельскохозяйственной продукции должны происходить в соответствии с принципами и методами логистики.

Библиографический список

1.        Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Учебник. – М.: Олимп-Бизнес, 2001. С. 70.

2.        Чейз Р. Б., Эквилайн Н. Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2001. С. 641.

3.        Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.: ил.

4.        Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 1. С. 217.

5.        Богданов А. А. Вопросы социализма. С. 353.

6.        Тасуева Т.С. Инновационно-сервисный потенциал складской логистики региона.- КНИИ РАН, Грозный, 2013. – 288 с.



Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Учебник. – М.: Олимп-Бизнес, 2001. С. 70.

Чейз Р. Б., Эквилайн Н. Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2001. С. 641.

Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.: ил.

Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 1. С. 217.

Богданов А. А. Вопросы социализма. С. 353.

Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.: ил.

Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.: ил.

Тасуева Т.С. Инновационно-сервисный потенциал складской логистики региона.- КНИИ РАН, Грозный, 2013. – 288 с.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 247-252 


Количество просмотров: 2729
теги:

Еще публикации: