Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 18:45:23
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Развитие транспортной инфраструктуры Саратовской области в рамках проведения кластерной политики

Автором проведен анализ транспортной инфраструктуры Саратовского региона и выявлены ее ключевые ограничения, которые в перспективе могут негативно повлиять на развитие региона. Рассмотрены методы формирования кластерной политики, обеспечивающей эффективное сотрудничество между государственными и частными компаниями. Приведены результаты авторского анализа ресурсно-инвестиционного варианта развития региона и определены ключевые направления развития инфраструктуры по видам транспорта.

Ключевые слова: кластерная политика, логистическая инфраструктура

V.M. Razdelkin,

post-graduate student,

Saratov State Technical University

named after Gagarin YA,

Saratov, Russia

Transport infrastructure development in the framework of Saratov region cluster policy

We analyze the transport infrastructure of the Saratov region and identified its key limitations that could adversely affect on the region. We consider the cluster policy  formation  methods, ensuring effective cooperation between the public and private companies. We show the results of the author's analysis resource and investment options for the development in region and identified key areas for infrastructure improvement.

Keywords: Cluster policy, logistics infrastructure

 

Избыточная автомобилизация населения в настоящее время является нарастающей проблемой для крупных промышленных регионов России, в том числе и для Саратовской области. Как следствие, создается чрезмерная нагрузка на улично-дорожную сеть, что ведет к ухудшению условий сообщения автомобильным транспортом. Это обуславливает серьёзные инфраструктурные проблемы и становится существенным тормозом развития и грузового и пассажирского транспорта.

Анализ транспортной инфраструктуры Саратовской области позволяет сделать вывод, что негативные тенденции развития транспорта могут привести в ближайшие годы к вынужденному ограничению транспортной подвижности населения городов, снижению транспортной доступности объектов пассажирского тяготения. В дальнейшем это неизбежно окажет отрицательное влияние на темпы социально-экономического развития. Это может выразиться в снижении привлекательности региона для международного сотрудничества и привести к ухудшению динамики туристического рынка. Уже сейчас слабо развитая транспортная инфраструктура существенно влияет на решения о проведении на нашей территории межрегиональных культурных и спортивных мероприятий. Обеспечение эффективно действующей транспортной системы требует разработки новых системных решений, в том числе и на основе кластерного подхода [1].

Кластерный подход к развитию региона является одним из основных методов осуществления экономической политики государства, высокоэффективным и адекватным механизмом рынка, способом помощи национальному бизнесу во всеобщей конкуренции. Высокая конкурентоспособность региона должна быть обеспечена за счет эффективности отдельных кластеров. Потенциал кластерной политики дает возможность сосредоточиться на выходе из наиболее значимых проблем экономики, что делает особо важным ее проведение в нашей стране[2].

Это обусловлено тем, что при осуществлении кластерной политики главным является становление конкурентного рынка, сохранение конкуренции как основного способа роста конкурентоспособности компаний. На сегодняшний день существует несколько факторов, сокращающих конкурентоспособность экономики. В их числе – высокая монополизация, как локальных, так и региональных  рынков. Необходимо учитывать, что государственные интересы в области кластерной политики направлены не только на помощь сильным и креативным компаниям, но и на формирование положительной среды, дающей возможность для конкурентного роста, в том числе и более слабым компаниям [3]

Реализация кластерной политики основывается на сотрудничестве между органами государственной власти, органами местного самоуправления, научно-образовательными учреждениями и бизнесом. Это сотрудничество должно быть направлено на координацию работы по увеличению инновационных компонентов производства и сферы услуг, что помогает взаимосовершенствованию и увеличению продуктивной работы.

Также при проведении кластерной политики особое внимание необходимо направить на микроэкономику. Требуется анализ местных рынков и компаний на наличие производственных факторов (работники, обладающие высокой квалификацией, эффективность инфраструктуры и т.д.). Современной экономике России необходима макроэкономическая стабильность, поэтому государственная экономическая политика должна быть более дифференцированной и направленной на совершенствование и поддержку региональных компаний.

С использованием микроэкономического подхода в разработке кластерной политики необходимо принимать во внимание нюансы местного развития и разрабатывать продуктивные адресные программы, направленные на ускорение совершенствования и рост конкурентоспособности компаний.

Осуществление кластерной политики должно быть ориентировано и на ускорение развития и рост инновационного потенциала малого и среднего бизнеса. Отличительной чертой этого вида бизнеса в России является слабое, по сравнению с ведущими мировыми странами, развитие. В этих странах кластеры и кластерные инициативы, основные объекты реализации кластерной политики, формируются как раз малыми и средними компаниями.

В процесс формирования региональной кластерной политики  необходимо привлечение представителей федеральных, региональных и местных органов власти, каждый из которых имеет собственные интересы и владеет собственным набором управляющих воздействий (правовыми, финансовыми, административными), а также оказывает влияние на ситуацию в регионе. Кроме того, следует учитывать мнение общественности в лице представителей компаний, населения, общественных организаций. 

По нашему мнению, кластерная политика по структуре и потенциалу – именно тот комплекс мер, который способен привести к решению основной задачи: росту конкурентоспособности экономики России путем совершенствования конкурентных рынков, роста инновационности различных областей экономики, ускоренного развития малого и среднего бизнеса, поддержки местных инициатив и активизации сотрудничества между государством, бизнесом и наукой.

В настоящее время в Саратовской области рассматриваются несколько сценариев инфраструктурного развития.

С точки зрения развития инфраструктуры одним из предпочтительных сценариев является ресурсно-инвестиционное развитие. Этот вариант предполагает максимально рациональное использование имеющихся на территории региона минерально-сырьевых, финансовых и трудовых ресурсов, а также основных производственных фондов. Такой сценарий предполагает создание условий для обеспечения высоких темпов роста в хорошо развитых промышленном и аграрном  кластерах[4]

Сценарий предусматривает максимально возможную комплексную модернизацию основных фондов крупных промышленных компаний и аграрных холдингов. Это обеспечит плавный переход ведущих отраслей региона на новый технологический уровень.

Ресурсно-инвестиционный сценарий предполагает и существенные инвестиции в развитие инфраструктуры. Это требует переработки законодательной базы по привлечению инвестиций в рамках частно-государственного партнерства, а также подразумевает создание новых инвестиционных программ. При этом существующий экономический комплекс региона не претерпит качественных изменений. Ключевые перемены произойдут за счет смены технологической платформы, а также расширения уже функционирующих компаний.

В целом, ресурсно-инвестиционный вариант, направлен на снижение имеющегося перекоса в сторону быстро реализуемых и быстроокупаемых проектов. Важным является также развитие существующей научной базы и создание с ее использованием инновационных проектов, что также будет способствовать повышение конкурентного преимущества, как отдельных компаний, так и региона в целом [5].

С позиций совершенствования транспортной инфраструктуры, в рамках реализации описанных сценариев, ключевым направлением является развитие существующей улично-дорожной сети и ее эффективное использование. Это предполагает ликвидацию наиболее лимитирующих участков, формирование недостающих звеньев дорожной сети, оптимизацию схем организации движения и применение автоматизированных систем для управления дорожным движением.

В г. Саратове повысить уровень безопасности дорожного движения и пропускной способности отдельных участков уличной и дорожной сети можно за счет увеличения числа подземных и надземных пешеходных переходов. Постепенно муниципальная власть приходит к пониманию, что в центральной части города, в местах большого скопления автомобильного транспорта необходимо строить многоуровневые автостоянки. Для постоянного хранения автомобилей следует строить многоярусные гаражи, оборудованные станциями технического обслуживания.

В целом региональная транспортная политика должна быть ориентирована на опережающее развитие общественного транспорта, а в перспективе на создание системы скоростного транспорта высокой производительности как альтернативы неконтролируемому росту числа личных автомобилей и снижению нагрузки на улично-дорожную сеть города.

Существует возможность использовать речной транспорт для перевозки пассажиров по реке Волга скоростными судами. Это позволит ослабить нагрузку на дорожную сеть, сократить время сообщения, улучшить транспортное обслуживание.

Развитие инфраструктуры в системе грузовых перевозок необходимо направить на максимальное снижение использования городских территорий и повышение пропускной способности грузовых терминалов и складов для целей перемещения и складирования грузов. Существует объективная потребность в создании условий для вывода транзитных потоков грузового автотранспорта за пределы городской черты, рационального размещения распределительных и терминальных центров в периферийных районах с учетом транспортной составляющей.

 

Библиографический список

 1.    Клименко В. Развитие рынка транспортно- логистического сервиса рф в разрезе формирования логистической инфраструктуры // Логистика. 2012. № 5. С. 201–203.

2.    Макаров Е., Гамов А. Риски функционирования транспортно-логистического кластера транзитного региона // Логистика. 2014. № 3. С. 48–52.

3.    Комарова И.И. Транспортно-логистические кластеры как механизм развития транспортных коридоров // Современные производительные силы. 2014. № 2. С. 44–50.

4.    Павлова Я.Ю., Аникин Б.А. Региональная логистическая инфраструктура в республике Марий Эл // «Вестник ГУУ» ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления». 2012. № 13. С. 46–55.

5.    Разделкин В.М. Перспективы развития транспортного кластера Саратовской области // Сборник трудов международной заочной научно-практическая конференции «Образование и наука современное состояние и перспективы развития». Новосибирск, 2014. С. 23–28. 

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 243-247


Количество просмотров: 3351
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама