Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 23:57:11
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Развитие механизма обеспечения функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками

В статье исследована сущность понятия «организационно-экономический механизм», рассмотрены объективные тенденции изменения текущей ситуации на российском рынке транспортных услуг и предложены направления развития организационно-экономического механизма обеспечения функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками.

Ключевые слова: логистическая система, пассажирские перевозки, организационно-экономический механизм, направления развития

E.V. Pronina,

post-graduate student,

Saratov state technical University

named after Y. A. Gagarin,

Saratov, Russia

The creation of maintenance mechanism of functioning of logistics system of passenger transportation management

The article studies the essence of the concept «organizational-economic mechanism», it describes the objective tendencies of change of the current situation on the Russian market of transport services and the directions of development of organizational-economic mechanism of functioning of logistic system of the passenger transportation management.

Keywords: logistics system, passenger transportation, organizational and economic mechanism, the direction of development

 

Состояние транспортной инфраструктуры определяет конкурентоспособность социально-экономических систем на всех уровнях. Для повышения конкурентоспособности любого региона и страны в целом необходим соответствующий высокий уровень развития системы транспортного обслуживания. Одной из важнейших составляющих повышения конкурентоспособности транспорта является повышение качества транспортных услуг. Проблемы повышения качества осуществления пассажирских перевозок становятся все более острыми и сложными по мере развития общества, роста численности населения, совершенствования конструктивных особенностей транспортных средств и перехода на инновационный путь развития российской экономики. Их успешное решение во многом определяется эффективностью механизма управления в рассматриваемой сфере деятельности.

В настоящее время в системе пассажирского транспорта необходимо совершенствование организационно-экономического механизма обеспечения функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками для принятия обоснованных решений по управлению пассажиропотоками, снижению затрат и получению дополнительных доходов. В связи с этим возникает научная задача разработки адаптивной модели организационно-экономического механизма обеспечения функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками, способной обеспечить повышение эффективности и увеличение конкурентных преимуществ пассажирских предприятий. В первую очередь должны быть созданы базовые функциональные организационно-экономические механизмы управления: механизм планирования деятельности предприятия, механизм организации деятельности по транспортному обслуживанию (организационный механизм), механизм стимулирования работников для осуществления деятельности транспортного предприятия (мотивационный механизм), механизм контроля, регулирования и координации деятельности.

В современной экономической литературе изучению организационно-экономического механизма отдельных функций управления предприятием и влиянию изучаемого механизма на общую эффективность предприятия посвящены сотни научных работ.

В широком понимании под механизмом понимается множество элементов, выполняющих определенные функции в процессе их взаимодействия и приводящие их в действие. Механизм представляет собой разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп (субъектов, объектов, принципов, методов и инструментов и т.п.),

Л.И. Евенко рассматривает организационно-экономический механизм как механизм управления, то есть совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями организации (крупными службами, звеньями, отделами и должностями и т.п.).

Ю.М. Осипов под организационным механизмом понимает комплекс организационных форм, обеспечивающих формирование, развитие и совершенствование производственной системы. Организационный механизм включает в себя совокупность элементов производственного процесса (трудовые ресурсы, средства труда, предметы труда, информацию); способы организации связей между элементами, организационные формы, методы, правовые нормы и нормативы, обеспечивающие рациональное функционирование всей производственной системы.

В зарубежной литературе организационно-экономический механизм сводится к объединению и обеспечению только вещественных элементов производства. Так, Т. Коно организационный механизм рассматривает в качестве способа группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющей работы.

Таким образом, организационно-экономический механизм управления предприятием представляет собой систему функциональных механизмов управления, совокупность элементов (инструментов, методов, способов, правил и процедур) управления, которые могут стать механизмами управления после того как у предприятия появятся соответствующие производственные, организационные и прочие структуры.

Под организационно-экономическим механизмом в рамках проводимого исследования автором предлагается понимать совокупность элементов системы транспортного обеспечения процесса управления пассажирскими перевозками, образующих определенную целостность и обладающих общими свойствами, а также способов их взаимодействия, включая логистическую интеграцию, под влиянием которых гармонизируются экономические отношения (интересы) государства, собственников (участников и акционеров), кредиторов и персонала, включая представителей высшего менеджмента транспортного предприятия и общества.

Развитие организационно-экономического механизма функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками должно происходить непрерывно, как инновационный процесс, который проявляется в сочетаниях различных факторов производства и функций транспортного обслуживания. При организации управления пассажирскими перевозками и решении связанных с этим задач, на наш взгляд, необходима ориентация на объективные тенденции изменения текущей ситуации на российском рынке транспортных услуг: - возрастающие потенциальные возможности транспортной системы, влияющие на решение многих кризисных вопросов экономики страны и оптимальное распределение всех видов ресурсов; - появление новых возможностей для интеграции (вертикальной и горизонтальной) и рациональной организации управления транспортной системой с учетом пространственно-временного планирования; - изменение социальной структуры общества; - широкое распространение посреднических структур;  - ориентация на рынок потребителя. Управление предприятиями транспортной системы представляет собой процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на коллектив работников для достижения главной цели их функционирования, где управляющее воздействие является отражением связей, возникающих в условиях заданных форм организации и управления.

В основу развития организационно-экономического механизма функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками может быть положен программно-целевой метод, предполагающий использование всех средств и ресурсов, необходимых для реализации выбранной цели в качестве единого объекта управления, перераспределение задач по уровням управления с централизацией функций по подготовке и прогнозированию процесса оказания транспортных услуг, повышению уровня материально-технического снабжения пассажирского парка, развитию систем электронного резервирования, а также созданию новых подразделений. Например, отдела перспективного развития и стратегического управления [1]. При этом перспективными направлениями являются: электронное управление багажными и грузобагажными перевозками; электронная система разработки графика эксплуатации и ремонта парка автотранспортных средств; сервисное обслуживание пассажиров, включая мультимодальные перевозки на других видах транспорта в смешанных поездках (автомобильное, морское, речное, воздушное); оперативное справочно-информационное обслуживание пассажиров; совершенствование финансового и управленческого учета по пассажирским перевозкам, включая взаиморасчеты между юридическими лицами и клиентами, прозрачный контроль доходов и расходов; управление пассажирскими перевозками в целом по сети с помощью автоматизированных и логистических центров управления. В функциональном плане усовершенствованный организационно-экономический механизм должен обеспечивать повышение качества управления всеми основными технологическими процессами пассажирского транспорта, включая билетно-кассовые операции, связанные с оформлением и учетом проездных документов во внутригосударственном, пригородном, межгосударственном и международном сообщениях.

В основе системы управления конкурентоспособностью транспортного предприятия через организационно-экономический механизм должно лежать управление факторами конкурентоспособности [2]. С точки зрения системного подхода важным является деление факторов на внутренние и внешние в зависимости от источников их происхождения. Внешние факторы отражают условия, к которым предприятие должно адаптироваться, и представляют собой социально-экономические и организационные отношения, способствующие оказанию услуг наиболее привлекательных для клиентов. Внешние факторы не контролируются предприятием и делятся в зависимости от уровня воздействия на мегауровень (мировое хозяйство), макроуровень (государство), мезоуровень (город и регион) и микроуровень (транспортное предприятие). Внутренние факторы – это возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, они определяют эффективность процесса приспособления к вызовам, угрозам, возможностям внешней среды. Воздействуя на внутренние факторы конкурентоспособности, предприятие может управлять уровнем своей конкурентоспособности, улучшая при этом свои конкурентные позиции на рынке и повышая степень адаптации к перманентным изменениям внешней экономической среды.

Таким образом, структура организационно-экономического механизма обеспечения функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками должна включать перечень субъектов управления, функции управления, объекты управления, перечень и характеристику определяющих взаимосвязей, методы управления (с учетом соответствующей иерархии), цели и задачи управления. На основе такой структурированности можно построить как общую модель организационно-экономического механизма управления, так и представить совокупность методов воздействия на объект управления – экономических, административных, правовых, организационных – и разработать функционально-целевую схему взаимодействия подсистем обеспечения и экономических методов, комплекс которых направлен на достижение целей управления в максимально короткие сроки и повышение степени гармонизации и адаптации транспортно-логистических систем к современным динамическим изменениям внешней экономической среды.

Библиографический список

1.       Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований / В.О. Федорович // Сибирская Финансовая Школа. – 2007. Электронный доступ: http://www.sifbd.ru/magazine.

Шилова Т.А. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия / Т.А. Шилова. Электронный доступ: http://www.rusnauka.com/SND/Economics/10_shilova.doc.htm. 

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 238-242
Количество просмотров: 2843
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама