В статье приведено сравнение формулярных перечней лекарственных средств трех лечебных учреждений г. Санкт-Петербурга, рассматриваются вопросы возможности организации закупочной деятельности лечебных учреждений через региональные логистические центры.
Ключевые слова: формулярный перечень лекарственных средств, лекарственное обеспечение лечебного процесса, государственные закупки, региональный логистический центр, управление запасами
K.S. Petrova,
Mechnikov North-West State Medical University,
Saint-Petersburg, Russia
Role of medication formulary for the organization of procurement activities of health care centers
The article presents comparison of medication formularies of three healthcare centers of Saint-Petersburg, contemplated a problem of organization of medication supply through regional logistical centers.
Key words: medication formulary, medication supply of healthcare process, procurement, regional logistical centers, inventory control
Современные стандарты организации лечебного процесса в стационарных лечебных учреждениях, с точки зрения обеспечения медикаментами, предполагают составление и ведение формулярных перечней лекарственных средств (далее – формуляров ЛС).
Формуляр ЛС – документ, регламентирующий использование лекарств в больнице для достижения оптимальной клинической и экономической эффективности. Документ носит ограничительный характер и поощряет использование только тех лекарственных средств, которые включены в них. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых лекарств, повышается терапевтическая отдача и упрощается процесс лекарственного обеспечения [4, с. 156-157].
Таким образом, вне зависимости от профиля лечебного учреждения, вопросы планирования потребностей в лекарственных препаратах и дальнейшая их закупка больницами осуществляются на основании утвержденных списков лекарственных средств (далее – ЛС).
Формирование адекватного профилям лечебного учреждения формулярного перечня и работа в соответствии с утвержденными номенклатурами лекарственных средств позволяют повысить качество оказываемой медицинской помощи за счет: выбора наиболее эффективных и безопасных ЛС с учетом структуры патологий лечебного учреждения; стандартизации технологий лекарственной терапии; обеспечения преемственности лечения пациентов в подразделениях больниц.
Однако, помимо обозначенных преимуществ в отношении организации лечебного процесса, значительную роль формуляр ЛС играет при осуществлении закупочной деятельности лечебного учреждения, поскольку:
– достигается экономия материальных ресурсов за счет включения в формуляр, а, следовательно, и в дальнейшую закупку, препаратов с оптимальным соотношением «цена и качество»,
– упрощаются вопросы планирования закупочных процедур, т.к. формуляр представляет собой ограничительный список ЛС, являющийся обязательным руководством к использованию в лечебном учреждении.
Осуществление закупок на основании формулярных перечней медицинских учреждений также в значительной степени облегчает задачу организации рационального лекарственного обеспечения стационаров через региональный логистический центр (РЛЦ), поскольку ассортимент ЛС различных учреждений в основной массе позиций пересекается.
Данное утверждение подтверждается представленными в табл. 1 цифрами из сравнительного анализа формулярных перечней трех крупнейших многопрофильных лечебных учреждений г. Санкт-Петербурга: ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее – ЛУ1), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр» Минздрава РФ (далее – ЛУ2), ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее – ЛУ3).
Формулярные перечни составляются на основе АТХ-классификации (анатомо-терапевтическохимическая классификация) лекарственных препаратов. Классификационная система АТХ – система разделения лекарственных препаратов на группы в зависимости от их действия на определенный анатомический орган или систему, а также от их химических, фармакологических и терапевтических свойств – является сугубо фармакоэпидемиологической и не формирует особенностей разработки закупочной политики лечебного учреждения.
Как видно из таблицы формуляры лекарственных средств ЛУ1 и ЛУ2 совпадают на 45,61 %, формуляры ЛУ1 и ЛУ3 совпадают на 67,88 %. По основным группам лекарственных препаратов, отнесенных к группам В, С, J, N (препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, системы крови, нервной системы, противомикробные препараты) совпадение формулярных позиций достигает 60-80 %.
Таблица 1
Сравнение формулярных перечней ЛС лечебных учреждений Санкт-Петербурга
Группа АТХ. Название группы |
Кол-во ЛП в формуляре, шт. |
Совпадение позиций формуляров |
||||||
ЛУ1 и ЛУ2, шт |
ЛУ1 и ЛУ2, % |
ЛУ1 и ЛУ3, шт |
ЛУ1 и ЛУ3, % |
|||||
ЛУ1 |
ЛУ2 |
ЛУ3 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Группа А. ЖКТ и обмен веществ |
101 |
43 |
114 |
36 |
35,64 |
76 |
75,25 |
|
Группа В. Система кроветворения и кровь |
60 |
50 |
68 |
41 |
68,33 |
43 |
71,67 |
|
Группа С. Сердечно-сосудистая система |
85 |
65 |
104 |
55 |
64,71 |
72 |
84,71 |
|
Группа D. Заболевания кожи |
88 |
17 |
51 |
11 |
12,50 |
27 |
30,68 |
|
Группа G. Мочеполовая система и половые гормоны |
20 |
4 |
29 |
2 |
10,00 |
12 |
60,00 |
|
Группа H. Гормональные системного действия |
16 |
17 |
23 |
12 |
75,00 |
14 |
87,50 |
|
Группа J. Противомикробные системного действия |
71 |
52 |
106 |
42 |
59,15 |
57 |
80,28 |
|
Группа L. Противоопухолевые и иммуномодуляторы |
64 |
55 |
98 |
35 |
54,69 |
47 |
73,44 |
|
Группа M. Костно-мышечная система |
30 |
19 |
43 |
14 |
46,67 |
21 |
70,00 |
|
Группа N. Нервная система |
73 |
54 |
130 |
40 |
54,79 |
59 |
80,82 |
|
Группа P. Противопаразитарные |
9 |
1 |
10 |
1 |
11,11 |
4 |
44,44 |
|
Группа R. Респираторная система |
34 |
13 |
35 |
11 |
32,35 |
17 |
50,00 |
|
Группа S. Органы чувств |
61 |
25 |
44 |
21 |
34,43 |
28 |
45,90 |
|
Группа V. Прочие препараты |
27 |
15 |
51 |
12 |
44,44 |
19 |
70,37 |
|
ИТОГО: |
741 |
433 |
910 |
338 |
45,61 |
503 |
67,88 |
|
Совпадение ассортимента лекарственных препаратов обусловлено совпадающим профилем отделений, на которые осуществляется госпитализация в лечебных учреждениях в каждом регионе РФ, что в свою очередь говорит о целесообразности перевода лечебных учреждений на лекарственное обеспечение через РЛЦ.
Так, в табл. 2 представлены некоторые профили деятельности лечебных учреждений, по которым осуществляется госпитализация пациентов Санкт-Петербурга на получение высокотехнологичной медицинской помощи [5].
В рамках антикризисных мер для повышения эффективности государственных расходов Минздрава России в феврале 2015 г. рекомендовано организовывать в федеральных округах централизованные закупки ЛП [1]. Централизованные закупки, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим сферу государственных закупок, предполагает объединение потребностей нескольких больниц в том или ином препарате в рамках одной закупочной процедуры, однако, осуществление отгрузок по нескольким контрактам, в соответствии с потребностью каждой больницы.
Таблица 2
Некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи, выполняемой лечебными учреждениями Санкт-Петербурга
N п/п |
Направление госпитализации |
Доля в общем числе стационаров города, % |
1 |
Онкология |
47,6 |
2 |
Сердечно-сосудистая хирургия |
45,2 |
3 |
Травматология и ортопедия |
38,1 |
4 |
Нейрохирургия |
33,3 |
5 |
Урология |
26,2 |
Органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, регулярно выявляют случаи неэффективного управления запасами лекарственных препаратов, закупленных регионами за счет федерального бюджета или централизованно туда поставленных [2]. Основанием для соответствующих выводов является истечение сроков годности ЛС на складах медучреждений или структур, обеспечивающих централизованные поставки, что является следствием затоваривания складов, а также крайней стохастичности спроса на ЛС.
Модификация системы централизованных поставок через РЛЦ – структуру, принимающую на себя функции снабжения лечебных учреждений региона и объединяющую их с помощью одного программного обеспечения, – является адекватным механизмом для обеспечения экономии бюджетных средств. Данная задача достигается путем организации контроля интенсивности расхода запасов лекарственных средств на складах лечебных учреждений и своевременного перераспределения препаратов между учреждениями, входящими в структуру регионального логистического центра, в случае выявления угроз истечения сроков годности.
Принципы организации лекарственного обеспечения больниц через РЛЦ представляют собой модификацию двухбункерной системы регулирования запасов с модифицируемым размером заказа и без постоянной его периодичности [3, с. 520]. Склад РЛЦ в системе представляет собой основной бункер, который может пополняться как путем осуществления отгрузок дистрибьюторами ЛП, так и путем возврата невостребованных ЛП из больниц, работающих через РЛЦ. В общем виде схема система снабжения через РЛЦ представлена на рис.
Как видно из рисунка, в случае увеличения интенсивности потребления (b МР1 > b ср) лечебным учреждением (ЛУ1) материального ресурса (МР1), отгрузка может быть частично осуществлена путем изъятия МР1 у лечебного учреждения № 2 (ЛУ2), в котором на момент времени нет потребности в данном материальном ресурсе (b МР1 = 0), с последующим перераспределением вновь поступивших ресурсов и компенсацией для ЛУ2, количеств МР1, полученных от дистрибьютора МР1 на склад регионального логистического центра.
Таким же образом может осуществляться замена ЛП с исходящими сроками годности путем возврата из со склада одного ЛУ для отгрузки в другое ЛУ, в котором на момент времени существует потребность в препарате.
Рис. Система снабжения лечебных учреждений через РЛЦ
Таким образом, централизация закупочной деятельности лечебных учреждений путем создания региональных логистических центров с учетом требований федерального законодательства, регламентирующего организацию и процедуры госзакупок, должна быть ориентирована на экономию бюджетных средств. Трансформация системы закупочной логистики отдельных ЛУ в систему их снабжения лекарственными препаратами через региональные логистические центры направлена также и на повышение надежности системы обеспечения ЛС стационарных лечебных учреждений. Предварительные технико-экономические расчеты показывают высокую эффективность мероприятий по централизации закупочной деятельности ЛУ особенно в крупных городах.
Библиографический список
1. Правительственная телеграмма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravkk.ru/pages/pressa/pressrelise/detail.php?ELEMENT_ID=13465&print=Y (дата обращения: 09.03.2015).
2. Росздравнадзор официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.roszdravnadzor.ru/news/155 (дата обращения: 09.03.2015).
3. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 734 с.
4. Управление и экономика фармации: Учебник / Под ред. В.Л. Багировой. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2008. – 720 с.
5.
Комитет
по здравоохранению г. Санкт-Петербурга. Официальный сайт. [Электронный ресурс].
URL: http://zdrav.spb.ru/ru/for-people/vtmp/ (дата
обращения: 11.03.2015).
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 229-234