Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 0:29:08
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Роль формулярных перечней лекарственных средств в организации закупочной деятельности лечебных учреждений

В статье приведено сравнение формулярных перечней лекарственных средств трех лечебных учреждений г. Санкт-Петербурга, рассматриваются вопросы возможности организации закупочной деятельности лечебных учреждений через региональные логистические центры.

Ключевые слова: формулярный перечень лекарственных средств, лекарственное обеспечение лечебного процесса, государственные закупки, региональный логистический центр, управление запасами

K.S. Petrova,

Mechnikov North-West State Medical University,

Saint-Petersburg, Russia

Role of medication formulary for the organization of procurement activities of health care centers

The article presents comparison of medication formularies of three healthcare centers of Saint-Petersburg, contemplated a problem of organization of medication supply through regional logistical centers.

Key words: medication formulary, medication supply of healthcare process, procurement, regional logistical centers, inventory control

 

Современные стандарты организации лечебного процесса в стационарных лечебных учреждениях, с точки зрения обеспечения медикаментами, предполагают составление и ведение формулярных перечней лекарственных средств (далее – формуляров ЛС).

Формуляр ЛС – документ, регламентирующий использование лекарств в больнице для достижения оптимальной клинической и экономической эффективности. Документ носит ограничительный характер и поощряет использование только тех лекарственных средств, которые включены в них. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых лекарств, повышается терапевтическая отдача и упрощается процесс лекарственного обеспечения [4, с. 156-157].

Таким образом, вне зависимости от профиля лечебного учреждения, вопросы планирования потребностей в лекарственных препаратах и дальнейшая их закупка больницами осуществляются на основании утвержденных списков лекарственных средств (далее – ЛС).

Формирование адекватного профилям лечебного учреждения формулярного перечня и работа в соответствии с утвержденными номенклатурами лекарственных средств позволяют повысить качество оказываемой медицинской помощи за счет: выбора наиболее эффективных и безопасных ЛС с учетом структуры патологий лечебного учреждения; стандартизации технологий лекарственной терапии; обеспечения преемственности лечения пациентов в подразделениях больниц.

Однако, помимо обозначенных преимуществ в отношении организации лечебного процесса, значительную роль формуляр ЛС играет при осуществлении закупочной деятельности лечебного учреждения, поскольку:

– достигается экономия материальных ресурсов за счет включения в формуляр, а, следовательно, и в дальнейшую закупку, препаратов с оптимальным соотношением «цена и качество»,

– упрощаются вопросы планирования закупочных процедур, т.к. формуляр представляет собой ограничительный список ЛС, являющийся обязательным руководством к использованию в лечебном учреждении.

Осуществление закупок на основании формулярных перечней медицинских учреждений также в значительной степени облегчает задачу организации рационального лекарственного обеспечения стационаров через региональный логистический центр (РЛЦ), поскольку ассортимент ЛС различных учреждений в основной массе позиций пересекается.

Данное утверждение подтверждается представленными в табл. 1 цифрами из сравнительного анализа формулярных перечней трех крупнейших многопрофильных лечебных учреждений г. Санкт-Петербурга: ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее – ЛУ1), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр» Минздрава РФ (далее – ЛУ2), ФГБУ  ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее – ЛУ3).

Формулярные перечни составляются на основе АТХ-классификации (анатомо-терапевтическохимическая классификация) лекарственных препаратов. Классификационная система АТХ – система разделения лекарственных препаратов на группы в зависимости от их действия на определенный анатомический орган или систему, а также от их химических, фармакологических и терапевтических свойств – является сугубо фармакоэпидемиологической и не формирует особенностей разработки закупочной политики лечебного учреждения.

Как видно из таблицы формуляры лекарственных средств ЛУ1 и ЛУ2 совпадают на 45,61 %, формуляры ЛУ1 и ЛУ3 совпадают на 67,88 %. По основным группам лекарственных препаратов, отнесенных к группам В, С, J, N (препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, системы крови, нервной системы, противомикробные препараты) совпадение формулярных позиций достигает 60-80 %.

Таблица 1

Сравнение формулярных перечней ЛС лечебных учреждений Санкт-Петербурга

Группа АТХ. Название группы

Кол-во ЛП в формуляре, шт.

Совпадение позиций формуляров

 

ЛУ1 и ЛУ2, шт

ЛУ1 и ЛУ2, %

ЛУ1 и ЛУ3, шт

ЛУ1 и ЛУ3, %

 

ЛУ1

ЛУ2

ЛУ3

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Группа А. ЖКТ и обмен веществ

101

43

114

36

35,64

76

75,25

 

Группа В. Система кроветворения и кровь

60

50

68

41

68,33

43

71,67

 

Группа С. Сердечно-сосудистая система

85

65

104

55

64,71

72

84,71

 

Группа D. Заболевания кожи

88

17

51

11

12,50

27

30,68

 

Группа G. Мочеполовая система и половые  гормоны

20

4

29

2

10,00

12

60,00

 

Группа H. Гормональные системного действия

16

17

23

12

75,00

14

87,50

 

Группа J. Противомикробные системного действия

71

52

106

42

59,15

57

80,28

 

Группа L. Противоопухолевые и иммуномодуляторы

64

55

98

35

54,69

47

73,44

 

Группа M. Костно-мышечная система

30

19

43

14

46,67

21

70,00

 

Группа N. Нервная система

73

54

130

40

54,79

59

80,82

 

Группа P. Противопаразитарные

9

1

10

1

11,11

4

44,44

 

Группа R. Респираторная система

34

13

35

11

32,35

17

50,00

 

Группа S. Органы чувств

61

25

44

21

34,43

28

45,90

 

Группа V. Прочие препараты

27

15

51

12

44,44

19

70,37

 

ИТОГО:

741

433

910

338

45,61

503

67,88

 

 

Совпадение ассортимента лекарственных препаратов обусловлено совпадающим профилем отделений, на которые осуществляется госпитализация в лечебных учреждениях в каждом регионе РФ, что в свою очередь говорит о целесообразности перевода лечебных учреждений на лекарственное обеспечение через РЛЦ.

Так, в табл. 2 представлены некоторые профили деятельности лечебных учреждений, по которым осуществляется госпитализация пациентов Санкт-Петербурга на получение высокотехнологичной медицинской помощи [5].

В рамках антикризисных мер для повышения эффективности государственных расходов Минздрава России в феврале 2015 г. рекомендовано организовывать в федеральных округах централизованные закупки ЛП [1]. Централизованные закупки, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим сферу государственных закупок, предполагает объединение потребностей нескольких больниц в том или ином препарате в рамках одной закупочной процедуры, однако, осуществление отгрузок по нескольким контрактам, в соответствии с потребностью каждой больницы.

Таблица 2

Некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи, выполняемой лечебными учреждениями Санкт-Петербурга

N п/п

Направление госпитализации

Доля в общем числе стационаров города, %

1

Онкология

47,6

2

Сердечно-сосудистая хирургия

45,2

3

Травматология и ортопедия

38,1

4

Нейрохирургия

33,3

5

Урология

26,2

Органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, регулярно выявляют случаи неэффективного управления запасами лекарственных препаратов, закупленных регионами за счет федерального бюджета или централизованно туда поставленных [2]. Основанием для соответствующих выводов является истечение сроков годности ЛС на складах медучреждений или структур, обеспечивающих централизованные поставки, что является следствием затоваривания складов, а также крайней стохастичности спроса на ЛС.

Модификация системы централизованных поставок через РЛЦ – структуру, принимающую на себя функции снабжения лечебных учреждений региона и объединяющую их с помощью одного программного обеспечения, – является адекватным механизмом для обеспечения экономии бюджетных средств. Данная задача достигается путем организации контроля интенсивности расхода запасов лекарственных средств на складах лечебных учреждений и своевременного перераспределения препаратов между учреждениями, входящими в структуру регионального логистического центра, в случае выявления угроз истечения сроков годности.

Принципы организации лекарственного обеспечения больниц через РЛЦ представляют собой модификацию двухбункерной системы регулирования запасов с модифицируемым размером заказа и без постоянной его периодичности [3, с. 520].  Склад РЛЦ в системе представляет собой основной бункер, который может пополняться как путем осуществления отгрузок дистрибьюторами ЛП, так и путем возврата невостребованных ЛП из больниц, работающих через РЛЦ. В общем виде схема система снабжения через РЛЦ представлена на рис.

Как видно из рисунка, в случае увеличения интенсивности потребления (b МР1 > b ср) лечебным учреждением (ЛУ1) материального ресурса (МР1), отгрузка может быть частично осуществлена путем изъятия МР1 у лечебного учреждения № 2 (ЛУ2), в котором на момент времени нет потребности в данном материальном ресурсе (b МР1 = 0), с последующим перераспределением вновь поступивших ресурсов и компенсацией для ЛУ2, количеств МР1, полученных от дистрибьютора МР1 на склад регионального логистического центра.

Таким же образом может осуществляться замена ЛП с исходящими сроками годности путем возврата из со склада одного ЛУ для отгрузки в другое ЛУ, в котором на момент времени существует потребность в препарате.

525e428576378670fd17823eb70deaa5.jpg

Рис. Система снабжения лечебных учреждений через РЛЦ

Таким образом, централизация закупочной деятельности лечебных учреждений путем создания региональных логистических центров с учетом требований федерального законодательства, регламентирующего организацию и процедуры госзакупок, должна быть ориентирована на экономию бюджетных средств. Трансформация системы закупочной логистики отдельных ЛУ в систему их снабжения лекарственными препаратами через региональные логистические центры направлена также и на повышение надежности системы обеспечения ЛС стационарных лечебных учреждений. Предварительные технико-экономические расчеты показывают высокую эффективность мероприятий по централизации закупочной деятельности ЛУ особенно в крупных городах.

Библиографический список

1.        Правительственная телеграмма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravkk.ru/pages/pressa/pressrelise/detail.php?ELEMENT_ID=13465&print=Y (дата обращения: 09.03.2015).

2.        Росздравнадзор официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.roszdravnadzor.ru/news/155 (дата обращения: 09.03.2015).

3.        Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 734 с.

4.        Управление и экономика фармации: Учебник / Под ред. В.Л. Багировой. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2008. – 720 с.

5.       Комитет по здравоохранению г. Санкт-Петербурга. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:  http://zdrav.spb.ru/ru/for-people/vtmp/ (дата обращения: 11.03.2015).

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 229-234


Количество просмотров: 6305
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама