В статье дается анализ того, как поисковые системы Яндекс и Google оценивают сайты, ориентированные на поддержку малого и среднего бизнеса Красноярского края.
Ключевые слова: Яндекс, Google, виртуальный, сайт, малый и средний бизнес
V.I. Panteleev,
Candidate of sciences, associate professor of logistics department,
Krasnoyarsk state agrarian university,
Krasnoyarsk, Russia
Virtual infrastructure to support small and medium-sized enterprises of the Krasnoyarsk Territory in terms of Yandex and Google
The article presents an analysis of how search engines Yandex and Google evaluate sites, focused on supporting small and medium-sized enterprises of the Krasnoyarsk Territory.
Keywords: Yandex, Google, virtual, website, small and medium businesses
В апреле 2015 г. на заседании Государственного совета, состоявшегося под председательством президента России В.В. Путина, была поставлена задача увеличить к 2020 году как минимум вдвое долю малого и среднего бизнеса в экономике и довести ее – до 45–50% ВВП России. [1]. Решение этой задачи невозможно без совершенствования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Цель настоящей статьи – сделать анализ виртуальной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Красноярского края и выработать рекомендации по ее совершенствованию.
О том, как ведущие поисковые системы Интернета оценивают сайты по поддержке малого и среднего бизнеса Красноярского края, можно судить по табл. 1, составленной по состоянию на март 2015 г. Отметим, что Google наиболее полно индексирует страницы сайтов по сравнению Яндекс. Самым крупным является старейший краевой сайт по поддержке малого и среднего бизнеса smb24.ru. Google индексирует на этом ресурсе 51000 страниц. Этот ресурс является также лидером по числу ссылающихся на него сайтов. Однако согласно показателю Alexa Rank, он все же не пользуется существенным авторитетом у Google.
С другой стороны, Яндекс присвоил smb24.ru самый высокий тематический индекс цитирования (тИЦ) среди сайтов по поддержке МСБ региона, но индексирует сравнительно немного его страниц – 2744, то есть лишь 5% от их числа, зафиксированного Google. Причина в том, что роботы Яндекс запрограммированы не фиксировать вторичной информации. Следовательно, на данном ресурсе основная часть контента является банальной компиляцией, и те, кто использует Яндекс для поиска полезной информации, никогда эту «вторичку» здесь не найдут. Идет в значительной мере напрасная работа по заполнению сайта, тратятся бюджетные средства, а эффективность подобных трудозатрат сравнительно невелика.
Таблица 1
Рейтинг сайтов по поддержке МСБ Красноярского края.
Название сайта, URL |
Год создания |
Страниц в индексе Яндекса
|
|
Страниц в индексе Google
|
|
||
Поддержка МСБ в Краснояр. крае, smb24.ru |
2006 |
275 |
2744 |
4783310 |
51000 |
312 |
86 |
Дистанционный бизнес-инкубатор Красн.края, bikr.ru |
2007 |
90 |
8491 |
823036 |
25500 |
294 |
314 |
Центр содействия предпринимат-ву, smbkras.ru |
2009 |
70 |
3879 |
Нет св. |
432 |
16 |
Нет св. |
Красн.региональн. иннов.-технол. бизнес-инкубатор, kritbi.ru |
2011 |
90 |
1029 |
846583 |
3310 |
174 |
202 |
Красн.регион. агентство поддержки МСБ, agpb24.ru |
2012 |
90 |
642 |
8444221 |
629 |
111 |
57 |
Центр поддержки экспортно- ориент.субъектов МСП, ved24.info |
2013 |
20 |
376 |
Нет св. |
432 |
16 |
Нет св. |
Инвест. портал Красн. края krskinvest.ru |
Нет св. |
20 |
898 |
Нет св. |
1160 |
29 |
Нет св. |
Сайты бизнес-инкубаторов – bikr.ru и kritbi.ru – являются наиболее посещаемыми ресурсами по поддержке МСБ региона. Они имеют примерно равные и достаточно высокие рейтинги как у Яндекс (тИЦ), так и Google (Alexa Rank). Это свидетельствует об их востребованности малым и средним бизнесом, а также о том, что степень уникальности контента, размещенного на них, достаточно высока. Достаточно высок рейтинг и красноярского муниципального Центра содействия предпринимательству среди интернет-сообщества. Если же говорить о других ресурсах по поддержке МСБ края, то их звездный час еще, как говорится, не наступил.
Общая черта всех упомянутых сайтов – они нацелены на продвижение государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Плюс – представители бизнес-сообщества имеют возможность размещать на этих ресурсах свою информацию. Так, на сайте smb24.ru предприниматели могут: зарегистрировать компанию в каталоге; внести информацию о товарах с возможностью загрузки фото; внести информацию об услугах с возможностью загрузки фото; создать мини-сайт компании; разместить новости компании; публиковать статьи; загружать прайс-листы; публиковать инвестиционные предложения и т.д. Однако, как показывает анализ соответствующей части сайта, особого интереса к размещению на нем подобной информации предприниматели не испытывают.
Следует отметить и еще одну деталь. Названные выше сайты вполне бы могли зарабатывать на интернет-рекламе с помощью соответствующих ссылочных бирж. Но подобной предпринимательской деятельности на этих сайтах не было в ходе анализа замечено. Такова в России традиция: сайтам, финансируемым из регионального или муниципального бюджетов, деньги зарабатывать нет необходимости.
Для полноты картины рассмотрим негосударственные сайты, также входящие в инфраструктуру поддержки МСБ региона, но не финансируемые из бюджета (см. таблицу 2).
Как видим, сайты общественных организаций предпринимателей - Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края и Межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири «Сибирь без границ» совсем не впечатляют своей влиятельностью в интернет-среде. Более предпочтительно выглядит один из старейших общественных деловых ресурсов региона – сайт Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты, хотя и он сравнительно мал по размерам.
На этом фоне очень неплохой рейтинг имеют ресурсы выставочных компаний – выставочно-делового центра MixMax и особенно ОАО «Красноярская ярмарка». Последний можно отнести к числу наиболее влиятельных деловых ресурсов, пожалуй, не только Красноярского региона. тИЦ сайта Красноярской ярмарки составляет 2300. К примеру, тИЦ сайта одной из старейших газет России «Красноярского рабочего», как и одного из самых влиятельных деловых ресурсов края – сайта Dela.ru – равен всего лишь 1100. Что это означает?
Таблица 2
Рейтинг негосударственных сайтов инфраструктуры МСБ Красноярского края
Название сайта, URL |
Год создания |
тИЦ |
Страниц в индексе Яндекса
|
AlexaRank
|
Страниц в индексе Google
|
Ссылается сайтов |
Посетителей в день
|
Центрально-Сибирская ТПП, cstpp.ru |
2001 |
90 |
714 |
9025921 |
794 |
144 |
54 |
Союз промыш. и предпринимателей Крас.края, sppkk.ru |
2003 |
60 |
126 |
Нет св. |
1010 |
77 |
9 |
ВК «Крас.ярмарка», krasfair.ru |
2003 |
2300 |
7744 |
766565 |
23200 |
6500 |
1066 |
Выстав.дел. центр MixMax, mixmax.ru |
2004 |
120 |
2367 |
18181771 |
2720 |
203 |
41 |
МООПС «Сибирь без границ», sibbg.su |
2008 |
50 |
116 |
Нет св. |
274 |
73 |
Нет св. |
Бизнес-Сайт, sitebs.ru |
2009 |
30 |
1910 |
2332748 |
65400 |
58 |
146 |
Союз товаропр., предпринимателей Крас.края, stpkk.ru |
2014 |
0 |
734 |
Нет св. |
3820 |
2 |
Нет св. |
Как известно, чем выше тИЦ сайта, тем авторитетнее он для Яндекс, а следовательно, если на сайте Красноярской ярмарки появляется ссылка на какой-нибудь другой интернет-ресурс, то он имеет более существенные шансы попасть в лидеры поисковой выдачи, чем те, которые отмечены на других, менее «пузатых» сайтах.
Заветная мечта любого маркетолога, специализирующегося на электронной коммерции, - вывести свой сайт в первую десятку Яндекс и Google. Для решения этой задачи, порой, необходимо потратить немало средств, чтобы заплатить за рекламу в Яндекс.Директ и/или AdWords, а также фирмам, специализирующимся на SEO-оптимизации. Когда же есть возможность бесплатного размещения ссылок на свои сайты на влиятельных ресурсах, эта проблема решается значительно дешевле.
Несколько слов об информационном портале «Бизнес-Сайт» (sitebs.ru). По количеству индексируемых Google страниц (65000) он превосходит все остальные сайты (из представленных в таблицах) инфраструктуры МСБ региона. Однако его тИЦ невысок – 30. Яндекс индексирует только 1910 его страниц, в то время как в апреле 2013 г. этот показатель составлял 17000, а тИЦ был равен 50. Дело в том, что контент этого сайта наполняется самими пользователями. На настоящий момент у этого ресурса более 1500 пользователей из 15 стран. Они размещают в день порядка 10-20 публикаций, преимущественно имиджевого характера. Но поскольку эти публикации, нацеленные на продвижение товаров и услуг, как правило, носят вторичный характер, на деле размещены и на других интернет-ресурсах, Яндекс их часто не учитывает. Преобладание неуникальных публикаций отнюдь не способствуют росту авторитета этого сайта. Ситуация осложняется еще и тем, что поисковые системы стараются, по возможности, вывести из поисковой выдачи сайты или те их страницы, где размещены откровенно «продажные» ссылки на чьи-либо интернет-ресурсы. На словах это объясняется заботой о качестве интернет-пространства, но подспудно под такими устремлениями есть и желание направить потенциальных рекламодателей обслуживаться в платные сервисы поисковиков, такие как Яндекс.Директ, AdWords и другие.
С 2009 г. Яндекс запустил специальный фильтр АГС, который позволяет отсеивать (исключать из поисковой выдачи) страницы с повторяющимся или некачественным содержимым сайтов. Официально аббревиатура АГС нигде не расшифрована, но в интернет-среде получила толкование «АнтиГовноСайт» [2]. C течением времени фильтр совершенствовался, ужесточался, соответственно, изменялись его названия: АГС-17, АГС-30 и АГС-40. Алгоритм фильтра не раскрывается, но известно, что фильтр накладывается по комплексному сочетанию нескольких десятков показателей, среди которых: торговля спам-ссылками на сайте, небольшой возраст сайта, число входящих ссылок на ресурс мало по отношению к исходящим ссылкам, низкое количество уникальных посетителей на сайте, неуникальное содержимое и др. Как повлияло введение АГС на жизнь рунета оценить трудно. Вместе с тем на форумах по SEO-оптимизации даются оценки, что благодаря введению с начала 2014 г. АГС-40 порядка 10-20% сайтов, преимущественно созданных для торговли ссылочной массой, вынуждены были уйти с рынка или перепрофилировать свою контентную политику.
Власти региона, конечно, пытаются использовать электронные коммуникации для привлечения инвестиций. Нельзя в частности не приветствовать недавнее появление Инвестиционного портала Красноярского края. Это правильный традиционный путь. Портал – более эффективная вещь, нежели красивая и относительно дорогая по себестоимости цветная брошюра или лазерный диск, традиционно распространяющиеся на всевозможных инвестиционных форумах. Однако выбор места и формата вложения инвестиций в значительной мере определяется и другими обстоятельствами.
Как показывают исследования, 41 % посетителей находят интересующие их сайты с помощью поисковых систем [3]. Соответственно крайне актуальной является задача размещения информации о компаниях, их продуктах и услугах на тех ресурсах, которые имеют высокий рейтинг у поисковых систем. С нашей точки зрения, решение этой задачи возможно с помощью создания постоянно пополняемой в том числе с помощью внештатных авторов универсальной электронной научной энциклопедии региона[4].
Библиографический список
1. Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса. 7 апреля 2015 г. Стенограмма.[Электронный ресурс]. http://www.kremlin.ru/events/state-council/49214 [Дата обращения: 15.04.2015]
2. АГС (фильтр) [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/АГС_(фильтр) [Дата обращения: 15.04.2015].
3. Папроцкий, Е.А. Использование сети Интернет в организации интерактивных маркетинговых коммуникаций // Вектор науки ТГУ. 2014. № 4 (30). С. 179.
4. Panteleev, V.I. The Model of the Universal Encyclopaedia of a Region // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2013 6) 1306-1318; Пантелеев, В.И. Конкурентоспособность региона и региональная энциклопедистика // Логистика – евразийский мост: материалы IX Международной научно-практической конференции (15-16 мая 2014 г., г. Красноярск)/ Краснояр.гос аграрный университет. – Красноярск, 2014. С. 398-402.
тИЦ (тематический индекс цитирования) - алгоритм, по которому работает поисковая система Яндекс, позволяющий оценить качество и авторитет того или иного ресурса с помощью анализа ссылок на него со сторонних сайтов. Чем выше тИЦ, тем авторитетнее ресурс.
Alexa Rank – комбинированный рейтинг системы Google, учитывающий как число посетителей, так и количество просмотров страниц. Чем более популярен ресурс – тем ниже число Alexa Rank.
По данным Line.pr-cy.ru в среднем за весь период существования сайта.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 223-229