В данной статье показана зависимость между максимальным и эффективным использованием, определенным движением финансовых потоков и деятельностью компаний. Рассмотрены определенные схемы функционирования финансовых потоков, которые обеспечивают беспрепятственное обращение денежных средств и других активов. Проанализированы такие инструменты финансовой логистики, как авальный, вексельный и акцептный кредит, системный комплекс и факторинг, которые должны рассматриваться компаниями для уменьшения затрат.
Ключевые слова: финансовая логистика, авальный кредит, акцептный кредит, вексельный кредит, системный комплекс, факторинг, секъюритизация
E.S. Panina,
student,
E. V. Romanyuk,
candidate of economics, associate professor of economics department,
Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russia
Transport logistics of Crimea region
This article shows the relationship between the maximum and effective use of, certain financial flows and the activities of companies. We consider the different operations of the scheme of financial flows that provide unimpeded circulation of cash and other assets. We analyzed the financial logistics tools such as aval, bill and acceptance credit, factoring and complex system, which should be considered by companies to reduce costs.
Key words: financial logistics, aval credit, acceptance credit, bill loan, complex system, factoring and securitization
Современная финансовая логистика характеризуется определенными положениями:
- "сопутствующим" термином является финансовый поток (трактовка согласно Паспорту специальности ВАК РФ). Хотя, по мнению экспертов, определенный финансовый поток в виде предоплаты за будущую поставку является первичным, но термин «сопутствующий» имеет характер второстепенности. А вот материальный поток считают второстепенным. В основном, целесообразно будет говорить о определенном триедином потоке, в котором 3 вида потоков являются равноправными. Это такие потоки, как финансовый, материальный и информационный;
- в работах большинства экономистов финансовая логистика не имеет никаких отличий от финансов и финансового менеджмента. Можно отметить, что эти понятия намного шире, чем финансовая логистика. Если финансовый менеджмент - система управления финансами предприятия, то финансовая логистика - это аппарат, который позволяет повысить определенную эффективность финансовым потокам на предприятии;
- финансовая логистика - определенный вид по объекту анализа. Но анализируя научную и учебную литературу, что отсутствует анализ конкретного инструментария финансовой логистики, определенных методов и некоторых моделей для эффективного использования их в деятельности предприятий [1].
Объектом финансовой логистики являются финансовые потоки в контуре логистического цикла (дебиторская, кредиторская задолженности), которые тесно связаны с материальными потоками. Определенная связь финансового и материального потока - критерий отнесения финансового потока к сфере финансовой логистики. Предметом финансовой логистики выступают регулирующие финансовые потоки, которые поступают из внешней финансовой среды.
Существуют три направления эффекта финансовой логистики:
- сокращение транзакционных затрат по привлечению финансовых ресурсов (сделки акцептного, авального, вексельного кредитов, взаимодействия фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой в виде банка);
- сокращение логистического цикла (сделки форфейтинга, факторинга);
- высвобождение оборотных средств (сделки складскими свидетельствами).
Каждый инструмент финансовой логистики рассмотрим более детально.
Суть авального кредита направлена на повышение качества долга со стороны покупателя. Это происходит, когда поставщик не имеет определенного доверия к покупателю и он вносит предложение, чтобы до начала поставки ему предоставлялась гарантия в виде аваля, на котором ставится подпись и печать авалиста, т.е. определенного гаранта, на простом векселе покупателя. Покупатель несет некие логистические издержки в виде определенной платы за аваль (0-2% от суммы долга)
С помощью переводного векселя осуществляется акцептный кредит. Банк должен оплатить вексель их кредитных денег заемщика, т.е. присутствует безресурсный характер кредитования в случае, если срок возврата по кредиту меньше или равен сроку, который указан на векселе. Это дает возможность банку резко снизить процентную ставку.
Сочетание предыдущих сделок отражается в вексельном кредитовании. Предметом кредитования является простой срочный вексель, который дает банк для погашения задолженности, а также перемещения от одного участника логистической цепи к другому (операции 1,2) (рис. 1). Объектом кредита выступает исследуемое предприятие, которое погашает долг (1), т.е. финансирует в оборотные средства в логистической цепи. Определенное снижение затрат происходит из-за безденежного характера сделки. Но одним из основных элементов затрат является дисконт, что является платой за неденежную форму расчета. Оценивая эффективность вексельного кредита следует оценивать и сокращать разные по направлению в динамике суммарные затраты: дисконт увеличивается при увеличении срока и уменьшаются транзакционные расходы на определенную финансовую поддержку банка (рис. 2).
Рис. 1. Cхема вексельного кредита [2]
Данная оптимизационная задача построена на нахождении такого значения потока-«инъекции» в логистическую цепь исследуемого предприятия в виде наилучшего срока вексельного кредитования t*. При этом получаем определенный экономический резерв в виде сокращения логистических издержек при привлечении финансовых ресурсов (рис. 2):
Рис. 2. Графическая постановка задачи оптимизации вексельного кредита [2]
Подытожив, можно сказать, что инструментарием банковской логистики, которая является одной из видов финансовой логистики, являются сделки акцептного, вексельного и авального [2].
Рассмотрим взаимодействие фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой, в основе которой будет банк. Системный комплекс представляет собой совокупность участника цепи поставок им банка как определенного регулятора отклонений в параметрах его финансовых потоков (рис. 3).
Рис. 3. Системный комплекс «фокусная компания–банк»: (1) – поставка сырья; (2) – поставка готовой продукции; (3) – оплата готовой продукции; (4) – оплата сырья; (5) – предоставление финансовых ресурсов; (6) – возврат ресурсов. [3]
Особенностями этого комплекса является некое отсутствие аффилированных отношений участников. Заметим определенное отличие от ФПГ и цепи поставок, имеющие вертикальную интеграцию, мобильный состав участников, контрактные отношения участников. Комплекс имеет возможность «сдвигаться» по цепи вверх или вниз в зависимости от наличия «узких звеньев». Между собой должны быть согласованы пары потоков (1) и (4) в функционале «Снабжение»; (2) и (3) в функционале «Сбыт». Ключевые резервы устойчивости заключены в согласовании пары потоков (3) и (4). Их несоответствие является причиной образования кассового разрыва. Современные банковские продукты направлены на снижение затрат на увеличение продаж за счет ускорения оборота капитала (факторинг), на формирование оборотного капитала (вексельный кредит). Подытожив можно сделать определенный вывод, что банк - финансовая инфраструктура цепи поставок промышленного предприятия, которая генерирует потоки-«инъекции» в «узкие звенья» фондов обращения, а этим обеспечивает непрерывность и устойчивость, а также определенной снижение затрат по всей цепи [3].
При факторинговой сделке предприятие-поставщик преследует цель ускорения логистического цикла за счет досрочной продажи долга. А вот вырученные средства направляются в новую сделку, которая является более доходной. Оценивая эффективность факторинговой сделки, необходимо оценивать и сокращать разнонаправленные в динамике суммарные затраты: при увеличении срока увеличиваются затраты на инсоринг (затраты на омертвление капитала в дебиторской задолженности, логистические риски, запасы готовой продукции в контуре логистического цикла) и уменьшаются затраты на аутсоринг при управлении долгом (транзакционные расходы на финансовую поддержку фактор-компании) (рис. 4).
Рис. 4. Организация факторинга [4]
Имеется оптимизационная задача, которая предполагает нахождение такого значения учетной ставки потока-«инъекции» от фактор-компании в логистическую цепь исследуемого предприятия. При этом получим экономический резерв в виде сокращения логистических издержек и сокращение логистического цикла на определенную величину (t-t*) (рис. 5) [4].
Рис. 5. Графическая постановка задачи оптимизации факторинга [4]
Подытожив все вышесказанное можно сделать вывод, что определенная значимость этих моделей заключаются в том, что они позволяют повысить качество управления финансовыми потоками в направлении ускорения оборота капитала и сокращения определенных затрат, что является одним из самых главных целей в менеджменте предприятий, а также формирование неких методических основ управления финансовыми потоками в концепциях финансовой и инновационных логистик. В современном обществе финансовая логистика играет важную роль для многих предприятий, ведь цель каждого это уменьшение затрат на производство продукции с целью получения более высокой прибыли предприятием, что и достигается за счет этих инструментов.
Библиографический список
1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. –СПб: Питер, 2013.- 432 с.
2. Бутрин А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие/А.Г. Бутрин.– Челябинск, 2009.–180 с.
3. Бутрин А.Г. Управление фондами обращения в цепи поставок промышленного предприятия: монография/А.Г.Бутрин, С.А.Суслов.– Челябинск, 2009.– 99 с.
4.
Бутрин А.Г. Инструменты
управления фондами обращения промышленного предприятия/А.Г.Бутрин,
Е.И.Рогожников// Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент».–2011.– №
28..– C.165-169.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 218-223