Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 июня 15:30:37
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистический инструментарий управления межфункциональной координацией на предприятии

В статье рассмотрены этапы процесса формирования модели координации потоков межфункционального и межорганизационного уровней. Приводится анализ существующих подходов к структуризации процессов межфункциональной и межорганизационной логистической координации, а также конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: логистика, межфункциональная логистическая координация,  межорганизационная логистическая координация, материальный поток, информационный поток, система управления

T.N. Odintsova

doctor of Economics, Professor,

K.A., Bubnov,

post-graduate student,

A.V. Pakhomov,

Ph. D., Professor  

Saratov state  technical University

named after Y. A. Gagarin,

Saratov, Russia

Logistics management instrumentation inter-functional coordination in the enterprise

In the article the stages of the process of forming a model of the coordination of flows of cross-functional and inter-organizational levels. The analysis of the literature on the implementation of cross-functional and inter-organizational logistics coordination as well as conflict situations.

Keywords: logistics, cross-functional logistical coordination, inter-organizational logistics coordination, material flow, information flow, control system cross-functional logistics coordination.

 

Необходимость научного обоснования современного инструментария управления межфункциональной логистической координацией актуализируется выходом логистики за пределы экономической среды и учетом социальных, экологических, политических факторов. Одной из проблем формирования эффективных цепочек поставок является рационализация сочетания логистических процедур, обеспечивающих решение сложных, зачастую противоречивых,  высококонфликтных ситуаций.    

В настоящее время формируется новая область научных знаний – конфликтология в сфере экономики и бизнеса, вытекающая из практики управления общественными и групповыми отношениями, направленная на разрешение социальных, экономических, политических, идеологических противоречий (конфликтов). Конфликт в данном контексте рассматривается как столкновение интересов [6]. Классификация конфликтов по степени длительности и по напряженности позволяет исследовать предыстории конфликтов, фазы развития конфликтов и, самое важное, обосновывать решения по предупреждению и смягчению последствий конфликтов. 

Конфликт с научной точки зрения является способом взаимодействия сложных систем. Это сложная система с самостоятельной организацией и непредсказуемым развитием. В практике предприятий применяются широкая палитра методов регулирования конфликтов, наиболее распространенные из которых представлены на рис. 1.

1261b7456d2c42ae2c6077e3dc7c08aa.jpg

Рис. 1. Основные методы регулирования конфликтов

Проведенный авторами анализ работ по межфункциональной логистической координации и конфликтам позволяет сделать вывод о том, что основное внимание  акцентируется на таких проблемах как параметры конфликтных ситуаций, принципы и процесс принятия решений в конфликтных ситуациях,  задачи разрешения конфликтов.

Так, в статье Берковича В.М. [2] представлены параметры конфликтных ситуаций, чаще всего возникающих между структурными подразделениями компании. Например, по параметру конфликта – уровень складских запасов возникает конфликт между отделом маркетинга и финансовым отделом. Несовпадение интересов проявляется в том, что отдел маркетинга заинтересован в максимизации запасов с целью повысить уровень обслуживания покупателей и снизить вероятность дефицита. Для финансового отдела интерес заключается в минимизации запасов, так как в них заморожены значительные финансовые ресурсы.

Костоглодов Д.Д, Миргородская О.Н., Осовцев В.А. в работе «Принципы принятия компромиссных решений в маркетинге и логистике  на основе теории игр» рассматривают принципы принятия компромиссных решений, следуя которым удается в той или иной степени приблизиться к разумному компромиссу и, благодаря нему, найти способы профилактики конфликтных ситуаций при организации маркетинговых и логистических процессов [4].

Например, Аникин Б.А. в своей работе «Логистика: тренинг и практикум»  отмечает следующее: координация – заключительная (не по рангу, а по своей сущности) управленческая функция. Традиционно это функция обеспечения беспере­бойности и непрерывности работы логистической системы. Таким обра­зом, можно выделить две главные задачи координации в подсистеме логи­стического сервиса – это обеспечение единства и согласованности всех стадий процесса логистического управления (планирование, организация, мотивация, контроль) и достижение согласованности в работе всех под­разделений логистической системы путем установления рациональных связей между ними [1].

Применение алгоритма формирования модели координации потоков межфункционального и межорганизационного уровней,  в качестве логистического инструментария управления межфункциональной и межорганизационной логистической координацией позволяет:

- сократить затраты времени на поиск и локализацию конфликтных ситуаций;

- сократить возможность возникновения конфликтных ситуаций.

Выполнение данного алгоритма последовательно проходит несколько этапов. Далее  детально рассмотрим содержательную часть данного алгоритма (рис. 2).

Этап первый. На данном этапе происходит формирование модели потоков логистической системы на уровне межфункциональной логистической координации. Кроме того, выполнение данного этапа включает в себя последовательное прохождение шагов:

·     проведение исследования процессов координации на уровне предприятия; основной задачей выполнения данного шага исследования является анализ внутренних  бизнес-процессов организации. В результате проведения обработки полученных данных производятся расчеты основных показателей работы системы межфункциональной логистической координации;

 

·     составление матрицы координационной активности по потокам: на основании  данных, полученных в результате выполнения первого шага, происходит анализ межфункциональной координационной активности бизнес-процессов организации, это предоставляет  возможность получения картины состояния координационной активности, снижения затрат времени на   поиск и устранение причин и последствий возникновения конфликтной ситуации;

·     оценка количества межфункциональных координационных сбоев; на данном шаге производится анализ количественных и качественных характеристик конфликтных ситуаций, кроме того производится расчет доли конфликтных ситуаций в общем объеме бизнес-процессов;

·     проведение мероприятий по устранению причин возникновения координационных сбоев. В случае выявления систематического характера возникновения конфликтных ситуаций между структурными подразделениями предприятия  выполняются мероприятия по устранению конфликтов;

·     определение потоков, по которым происходит взаимодействие с другими предприятиями. На заключительном шаге исследования системы межфункциональной логистической координации необходимо выявить группы потоков, которые выходят за рамки логистической системы предприятия  (внешние потоки по отношению к ЛС).

Этап второй. Формирование модели потоков на уровне межорганизационной логистической координации (уровень цепь поставок).

·     анализ показателей межорганизационной координации. На основе данных о группах внешних потоков производится анализ количественных и качественных характеристик показателей выполнения межорганизационной логистической координации;

·     составление матрицы межорганизационной координационной активности. Реализация  данного шага характеризуется выполнением процесса соотнесения пар участников цепей поставок с указанием количественных и качественных характеристик осуществляемых бизнес-процессов; 

·     оценка количества межорганизационных координационных сбоев. Каждое звено цепи поставок имеет координационные связи, как минимум, с поставщиком и заказчиком; для каждой пары взаимодействующих сторон необходимо произвести сравнение количественных и/или качественных характеристик показателей координационной деятельности по управлению потоками, кроме того, получить значение доли межорганизационных координационных сбоев в общем количестве взаимодействий за период времени;

·     проведение мероприятий по устранению причин возникновения координационных сбоев. В результате выполнения анализа качественных и количественных характеристик показателей работы системы межорганизационной логистической координации производится принятие решения о выборе состава и структуры комплекса мероприятий, направленных на устранение причин формирования конфликтных ситуаций в цепях поставок;

·     определение целевых потоков, по которым происходит взаимодействие в цепи поставок.  Основной целью выполнения данного шага является выявление профильных потоков для предприятия в цепи поставок.

Построение модели координации потоков межфункционального и межорганизационного уровней позволяет сократить время на поиск и устранение межфункциональных и межорганизационных  логистических сбоев, снизить время непроизводительных простоев на предприятии, количество повторных передач информации координационного воздействия и, как результат этого, повысить производительность труда на отечественных предприятиях. 

Библиографический список

1.        Аникин Б. А. Логистика: тренинг и практикум / Б. А. Аникин,
В. М. Вайн, В. В. Водянова и др.; под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 448 с.

2.        Беркович В.М. Параметры межфункциональных конфликтов и межфункциональная логистическая координация / Логистика – евразийский мост: материалы VII Междунар. науч.-практ.конф. (17-18 мая 2012, г. Красноярск); Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2012. – 397 с.

3.        Костоглодов Д.Д, Миргородская О.Н., Осовцев В.А. Принципы принятия компромиссных решений в маркетинге и логистике  на основе теории игр / Управление логистическими системами: глобальное мышление – эффективные решения (том II): Материалы международного научно-практического юбилейного XЮжно-Российского логистического форума, 10-11 октября 2014 г. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014. – 288 с.

 Миротин Л.Б., Боков В.В. Современный инструментарий логистического управления: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 496 с.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 208-213
Количество просмотров: 1340
теги:

Еще публикации:



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама