В глобальной экономике ведущие позиции принадлежат транснациональным корпорациям, которые задают темп в развитии всей мировой экономики. Так, являясь крупнейшими производителями товаров и услуг, транснациональные корпорации способствовали созданию глобальных производственных систем, а также фрагментации самого производственного процесса, обслуживание которого взяли на себя компании, занимающиеся физическим распределением или управлением материального потока. Таким образом, интеграция транснационального производства и распределения создало условия для появления концепции управления цепями поставок, которая нашла активное применение на мировом рынке логистических услуг.
Ключевые слова: транснациональная корпорация, логистика, управление цепью поставок
M.G. Nikitina,
Doctor of Economic Sciences, Doctor of Geographical Sciences, Professor, M.M. Kuznetsov,
Candidate of Geographical Sciences, associate professor
Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russia
Transnational basis of formation of integrated logistics
In a global economy leading positions belong to multinational corporations that set the pace in the development of the world economy. So, being the largest producer of goods and services, multinational corporations contributed to the creation of global production systems, as well as the fragmentation of the production process, the service which took the company to engage in physical distribution or supply of material flow. Third party logistics company becomes an important part of today's global production systems, transforming international trade supply chain, where the main material flow acts intermediate goods. Thus, the integration of transnational production and distribution has led to the concept of supply chain management, which has found extensive use in the global logistics market.
Key words: transnational corporation, logistics, supply chain management
С ростом глобализации экономической деятельности и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, многие производители стремятся разработать и организовать стратегически эффективные мировые сети, которые часто называют глобальной логистикой, формирующейся на основе интеграции производства и распределения. Эти сети служат своеобразной системой кровообращения для соответствующей глобальной цепочки добавленной стоимости, где различные компоненты логистической сети, выполняя разные функции, организованы единым образом.
В докладе о мировых инвестициях 2013 году на Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) сообщалось, что почти 80% мировой торговли приходится на глобальные цепочки создания добавочной стоимости, которые организованы транснациональными корпорациями (табл. 1).
Таблица 1
Крупнейшие транснациональные корпорации, млрд. долл. США, 2013
Ранг |
Компания |
Страна |
Оборот |
Прибыль |
Активы |
Капитализация |
1 |
ICBC |
China |
148,7 |
42,7 |
3 124,9 |
215,6 |
2 |
China Construction Bank |
China |
121,3 |
34,2 |
2 449,5 |
174,4 |
3 |
Agricultural Bank of China |
China |
136,4 |
27 |
2 405,4 |
141,1 |
4 |
JPMorgan Chase |
United States |
105,7 |
17,3 |
2 435,3 |
229,7 |
5 |
Berkshire Hathaway |
United States |
178,8 |
19,5 |
493,4 |
309,1 |
6 |
Exxon Mobil |
United States |
394 |
32,6 |
346,8 |
422,3 |
7 |
General Electric |
United States |
143,3 |
14,8 |
656,6 |
259,6 |
8 |
Wells Fargo |
United States |
88,7 |
21,9 |
1 543 |
261,4 |
9 |
Bank of China |
China |
105,1 |
25,5 |
2 291,8 |
124,2 |
10 |
PetroChina |
China |
328,5 |
21,1 |
386,9 |
202 |
11 |
Royal Dutch Shell |
Netherlands |
451,4 |
16,4 |
357,5 |
234,1 |
12 |
Toyota Motor |
Japan |
255,6 |
18,8 |
385,5 |
193,5 |
13 |
Bank of America |
United States |
101,5 |
11,4 |
2 113,8 |
183,3 |
14 |
HSBC Holdings |
United Kingdom |
79,6 |
16,3 |
2 671,3 |
192,6 |
15 |
Apple |
United States |
173,8 |
37 |
225,2 |
483,1 |
16 |
Citigroup |
United States |
94,1 |
13,4 |
1 883,4 |
145,1 |
17 |
BP |
United Kingdom |
379,2 |
23,6 |
305,7 |
148,8 |
18 |
Chevron |
United States |
211,8 |
21,4 |
253,8 |
227,2 |
19 |
Volkswagen Group |
Germany |
261,5 |
12 |
446,9 |
119 |
20 |
Wal-Mart Stores |
United States |
476,5 |
16 |
204,8 |
247,9 |
21 |
Gazprom |
Russia |
164,6 |
39 |
397,2 |
88,8 |
22 |
Samsung Electronics |
South Korea |
208,9 |
27,2 |
202,8 |
186,5 |
23 |
AT&T |
United States |
128,8 |
18,2 |
277,8 |
182,7 |
24 |
BNP Paribas |
France |
123,2 |
6,4 |
2 480,5 |
98,6 |
25 |
Total |
France |
227,9 |
11,2 |
239,1 |
149,8 |
Источник: Global 2000 leading companies [2]
ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На их долю приходится более 70% мировой торговли, причем 40% является внутрифирменной [1].
ТНК координируют глобальные производственные системы посредством сложных сетей взаимодействия между поставщиками и различных режимов управления: от прямой собственности на зарубежные филиалы до договорных отношений (в случае способов организации международного производства, не связанных с участием в акционерном капитале и до коммерческих сделок. Как отмечалось, транснациональные производственные системы тесно переплетаются с распределительными системами (табл. 2), где ведущие позиции занимают крупные компании, предоставляющие логистические услуги, связанные с физическим распределением материального потока.
Таблица 2
Крупнейшие поставщики экспедиторских услуг, 2013
Ранг |
Провайдеры |
Валовый доход млн. долл. США |
Морские грузоперевозки TEU |
Воздушные грузоперевозки, тонны |
1 |
DHL Supply Chain & Global Forwarding |
31,432 |
2,807,000 |
2,215,000 |
2 |
Kuehne + Nagel |
22,587 |
3,578,000 |
1,134,000 |
3 |
DB Schenker Logistics |
19,732 |
1,891,000 |
1,092,000 |
4 |
Panalpina |
7,293 |
1,495,400 |
825,100 |
5 |
Sinotrans |
7,738 |
8,668,000 |
396,100 |
6 |
Nippon Express |
17,317 |
776,576 |
668,522 |
7 |
Expeditors International of Washington |
6,080 |
916,168 |
764,376 |
8 |
SDV (Bollorй Group) |
7,263 |
790,000 |
522,000 |
9 |
CEVA Logistics |
8,517 |
730,750 |
513,000 |
10 |
DSV A/S |
8,140 |
772,142 |
259,365 |
11 |
Hellmann Worldwide Logistics |
3,433 |
684,156 |
549,948 |
12 |
UPS Supply Chain Solutions |
5,492 |
450,000 |
775,000 |
13 |
Kintetsu World Express |
2,718 |
493,000 |
924,000 |
14 |
UTi Worldwide |
4,441 |
547,000 |
368,000 |
15 |
Damco |
3,212 |
791,535 |
226,626 |
16 |
Pantos Logistics |
2,546 |
1,753,547 |
224,865 |
17 |
Yusen Logistics |
4,042 |
550,000 |
310,000 |
18 |
C.H. Robinson |
12,752 |
515,000 |
115,000 |
19 |
Kerry Logistics |
2,575 |
774,000 |
278,000 |
20 |
Agility |
4,415 |
420,000 |
375,000 |
21 |
Geodis |
5,828 |
420,000 |
210,000 |
22 |
Toll Holdings |
6,266 |
494,493 |
104,740 |
23 |
Logwin |
1,620 |
530,000 |
143,000 |
24 |
NNR Global Logistics |
1,745 |
120,137 |
252,068 |
25 |
Dimerco Express |
481 |
128,000 |
176,000 |
Источник: Top 25 Global Freight Forwarders [4]
Третья сторона логистики (3PL) компании, становится важной частью сегодняшних глобальных производственных систем, преобразуя международную торговлю в цепочки поставок, где основной составляющей материального потока является промежуточный товар.
Согласно ЮНКТАД, около 60% мировой торговли, объем которой на сегодняшний день составляет более 20 трлн. долл. США, приходится на торговлю промежуточными товарами или услугами, используемыми на различных стадиях процесса производства товаров и услуг для конечного потребления. Фрагментация производственных процессов и рассредоточение по разным странам их производств привели к появлению «безграничных» производственных систем.
Все эти системы обслуживаются логистическими компаниями, которые приносят ощутимый доход в страновом ВВП (табл. 3).
Таблица 3
Рынок глобальной интегральной логистики 3PL
Регион |
Страна |
ВВП |
Логистика (% ВВП) |
Логистика Стоимость |
3PL % доходов |
3PL Доход |
Северная Америка |
Канада |
1,848.1 |
9,0% |
166.3 |
10,2% |
16.9 |
Мексика |
1,191.1 |
12,0% |
143.0 |
9,0% |
12,9 |
|
США |
15,930.9 |
8,5% |
1,355.9 |
10,6% |
146.4 |
|
Регион |
18,970.1 |
8,8% |
1,665.2 |
10,5% |
176.2 |
|
Европа |
Франция |
2,614.2 |
9,5% |
248,0 |
10,5% |
26,0 |
Германия |
3,418.0 |
8,8% |
301.2 |
10,5% |
31,7 |
|
Италия |
1,977.7 |
9,7% |
191,9 |
10,6% |
20.4 |
|
Нидерланды |
763.0 |
8,3% |
63,6 |
14,3% |
9.1 |
|
Испания |
1,334.4 |
9,7% |
129.2 |
10,0% |
12,9 |
|
Великобритания |
2,475.2 |
8,8% |
216,9 |
10,5% |
22,8 |
|
Другие |
3,831.4 |
9,3% |
355.3 |
9,9% |
35,2 |
|
Регион |
16,414.1 |
9,2% |
1,506.1 |
10,5% |
158.1 |
|
Азиатско Тихоокеанский |
Австралия |
1,580.6 |
10,5% |
165,8 |
10,2% |
16.9 |
Китай |
8,852.3 |
18,0% |
1,593.4 |
8,0% |
127,4 |
|
Hong Kong |
270,9 |
8,5% |
23,0 |
11,3% |
2.6 |
|
Индия |
1,910.8 |
13,0% |
248.2 |
7,0% |
17.4 |
|
Индонезия |
924,7 |
10,7% |
99.0 |
7,2% |
7.2 |
|
Япония |
6,083.3 |
8,5% |
517.0 |
10,5% |
54,3 |
|
Малайзия |
317,8 |
10,7% |
34,0 |
7.1% |
2.4 |
|
Филиппины |
267.4 |
10,7% |
28,6 |
7.1% |
2.0 |
|
Сингапур |
286,2 |
8,5% |
24.3 |
11,5% |
2.8 |
|
Южная Корея |
1,188.4 |
9,0% |
106.9 |
11,1% |
11.9 |
|
Тайвань |
484,4 |
9,0% |
43,7 |
11,0% |
4.8 |
|
Таиланд |
376.9 |
10,7% |
40,3 |
7,2% |
2.9 |
|
Вьетнам |
145,4 |
10,7% |
15.6 |
7,4% |
1.2 |
|
Другие (Бангладеш, Бирма, Камбоджа, Лаос, Непал) |
232,4 |
10,7% |
24,9 |
7,3% |
1.8 |
|
Регион |
22,921.4 |
12,8% |
2,964.7 |
8,6% |
255,6 |
|
Южная Америка |
Аргентина |
491.6 |
12,0% |
59.0 |
8,9% |
5.3 |
Бразилия |
2,455.9 |
11,6% |
284,9 |
9,0% |
25,6 |
|
Чили |
280.0 |
11,5% |
32.2 |
9,4% |
3.0 |
|
Колумбия |
381,4 |
12,5% |
47,7 |
8,1% |
3.9 |
|
Перу |
209.1 |
12,5% |
26.2 |
8,4% |
2.2 |
|
Венесуэла |
388,5 |
11,9% |
46,2 |
7,0% |
3.2 |
|
Другие |
202.7 |
14,2% |
28,8 |
5,8% |
1.7 |
|
Регион |
4,409.2 |
12.3% |
525.0 |
8,5% |
44,9 |
|
Остальные регионы/страны |
11,071.7 |
17.5% |
1,917.1 |
3,7% |
69.0 |
|
Итого |
73,786.5 |
11,6% |
8,578.1 |
8,2% |
703.8 |
Источник: Global 3PL Market Size Estimates [3]
Следует отметить, что наличие ведущих транснациональных компаний и обслуживающих их производственную деятельность логистических провайдеров, обеспечивают лидирующие позиции по этому показателю Китаю и США. В среднем на логистику приходится в структуре ВВП до 10%, что является весомым показателем и определяет тенденции развития в этой отрасли.
Таким образом, в развитии глобального рынка логистических услуг можно выявить следующие тенденции:
· происходит рост «транспарентности» деятельности логистических компаний;
· наблюдается долговременный характер взаимоотношений (3-5 лет) между участниками в цепи поставок;
· развивается межрегиональный доступ к рынкам сбыта компаниями-владельцами производственного процесса, за счет роста интеграционных процессов в сфере производства и распределения;
· рост конкурентоспособности ведет к повышению требований потребителей к компетентности логистических компаний. Совместно с этим происходит смещение от владения активами к владению информацией о физическом распределении товаров и услуг.
Все это, в конечном счете, обеспечивает необходимость к выработке концепции управления цепочками поставок. Организации все чаще считают, что они должны опираться на эффективные системы снабжения, или сети, чтобы конкурировать на глобальном рынке и сетевой экономики. Таким образом, новая парадигма управления деловыми отношениями выходит за рамки традиционного понимания и стремится организовать весь бизнес-процесс по всей цепочке стоимости нескольких компаний.
Для успешного использования этой концепции необходим учет мировых тенденций, а именно:
Во-первых, население, все больше концентрируются в городах, а обеспечение их зависит от наличия и качества инфраструктуры, которая становится основным фактором для экономического роста;
Во-вторых, дальнейшая фрагментация экспортно-импортных отношений требует пересмотра материально-технического обеспечения только за счет экспорта из Азиатского и Северо-Американского регионов;
В-третьих, рост потребностей необходимо удовлетворять за счет гибкой цепочки, созданной на основе совмещения нескольких видов транспорта;
В-четвертых, растущая сложность и динамизм цепочек поставок требует все более передовые решения в информационных технологиях, а также инновационном развитии через партнерские отношения с поставщиками логистических услуг.
Системность их применения будут способствовать созданию преимуществ для производителей в получении большей прибыли, за счет снижения налогов и стирания культурных и инфраструктурных, а также других различий в транснациональном продвижении их продукции.
Библиографический список
1. Доклад о мировых инвестициях за 2013 год. Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития / Обзор ЮНКТАД. – ООН, Нью-Йорк и Женева, 2013. – 52 с.
2. Global 2000 leading companies [электронный ресурс] / Forbes. - Режим доступа к источнику : http://www.forbes.com/global2000/list/
3. Global 3PL Market Size Estimates [электронный ресурс] / Armstrong & Associates, Inc. - Режим доступа к источнику : http://www.3plogistics.com/3PLmarketGlobal.htm
4.
Top 25 Global Freight Forwarders [электронный ресурс] / Armstrong & Associates, Inc. - Режим доступа к источнику : http://www.3plogistics.com/Top_25_Global_FF.htm
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 202-208