Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 11:03:21
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Транснациональная основа формирования интегральной логистики

В глобальной экономике ведущие позиции принадлежат транснациональным корпорациям, которые задают темп в развитии всей мировой экономики. Так, являясь крупнейшими производителями товаров и услуг, транснациональные корпорации способствовали созданию глобальных производственных систем, а также фрагментации самого производственного процесса, обслуживание которого взяли на себя компании, занимающиеся физическим распределением или управлением материального потока. Таким образом, интеграция транснационального производства и распределения создало условия для появления концепции управления цепями поставок, которая нашла активное применение на мировом рынке логистических услуг.

Ключевые слова: транснациональная корпорация, логистика, управление цепью поставок

M.G. Nikitina,

Doctor of Economic Sciences, Doctor of Geographical Sciences, Professor, M.M. Kuznetsov,

Candidate of Geographical Sciences, associate professor

Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russia

Transnational basis of formation of integrated logistics

In a global economy leading positions belong to multinational corporations that set the pace in the development of the world economy. So, being the largest producer of goods and services, multinational corporations contributed to the creation of global production systems, as well as the fragmentation of the production process, the service which took the company to engage in physical distribution or supply of material flow. Third party logistics company becomes an important part of today's global production systems, transforming international trade supply chain, where the main material flow acts intermediate goods. Thus, the integration of transnational production and distribution has led to the concept of supply chain management, which has found extensive use in the global logistics market.

Key words: transnational corporation, logistics, supply chain management

 

С ростом глобализации экономической деятельности и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, многие производители стремятся разработать и организовать стратегически эффективные мировые сети, которые часто называют глобальной логистикой, формирующейся на основе интеграции производства и распределения. Эти сети служат своеобразной системой кровообращения для соответствующей глобальной цепочки добавленной стоимости, где различные компоненты логистической сети, выполняя разные функции, организованы единым образом.

В докладе о мировых инвестициях 2013 году на Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) сообщалось, что почти 80% мировой торговли приходится на глобальные цепочки создания добавочной стоимости, которые организованы транснациональными корпорациями (табл. 1).

Таблица 1

Крупнейшие транснациональные корпорации, млрд. долл. США, 2013

Ранг 

Компания

Страна

Оборот

Прибыль 

Активы 

Капитализация 

1

ICBC

China

148,7

42,7

3 124,9

215,6

2

China Construction Bank

China

121,3

34,2

2 449,5

174,4

3

Agricultural Bank of China

China

136,4

27

2 405,4

141,1

4

JPMorgan Chase

United States

105,7

17,3

2 435,3

229,7

5

Berkshire Hathaway

United States

178,8

19,5

493,4

309,1

6

Exxon Mobil

United States

394

32,6

346,8

422,3

7

General Electric

United States

143,3

14,8

656,6

259,6

8

Wells Fargo

United States

88,7

21,9

1 543

261,4

9

Bank of China

China

105,1

25,5

2 291,8

124,2

10

PetroChina

China

328,5

21,1

386,9

202

11

Royal Dutch Shell

Netherlands

451,4

16,4

357,5

234,1

12

Toyota Motor

Japan

255,6

18,8

385,5

193,5

13

Bank of America

United States

101,5

11,4

2 113,8

183,3

14

HSBC Holdings

United Kingdom

79,6

16,3

2 671,3

192,6

15

Apple

United States

173,8

37

225,2

483,1

16

Citigroup

United States

94,1

13,4

1 883,4

145,1

17

BP

United Kingdom

379,2

23,6

305,7

148,8

18

Chevron

United States

211,8

21,4

253,8

227,2

19

Volkswagen Group

Germany

261,5

12

446,9

119

20

Wal-Mart Stores

United States

476,5

16

204,8

247,9

21

Gazprom

Russia

164,6

39

397,2

88,8

22

Samsung Electronics

South Korea

208,9

27,2

202,8

186,5

23

AT&T

United States

128,8

18,2

277,8

182,7

24

BNP Paribas

France

123,2

6,4

2 480,5

98,6

25

Total

France

227,9

11,2

239,1

149,8

Источник: Global 2000 leading companies [2]

ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На их долю приходится более 70% мировой торговли, причем 40% является внутрифирменной [1].

ТНК координируют глобальные производственные системы посредством сложных сетей взаимодействия между поставщиками и различных режимов управления: от прямой собственности на зарубежные филиалы до договорных отношений (в случае способов организации международного производства, не связанных с участием в акционерном капитале и до коммерческих сделок. Как отмечалось, транснациональные производственные системы тесно переплетаются с распределительными системами (табл. 2), где ведущие позиции занимают крупные компании, предоставляющие логистические услуги, связанные с физическим распределением материального потока.

 

 

 

Таблица 2

Крупнейшие поставщики экспедиторских услуг, 2013

Ранг

Провайдеры

Валовый доход

 млн. долл. США

Морские грузоперевозки

TEU

Воздушные грузоперевозки, тонны

1

DHL Supply Chain & Global Forwarding

31,432

2,807,000

2,215,000

2

Kuehne + Nagel

22,587

3,578,000

1,134,000

3

DB Schenker Logistics

19,732

1,891,000

1,092,000

4

Panalpina

7,293

1,495,400

825,100

5

 Sinotrans

7,738

8,668,000

396,100

6

Nippon Express

17,317

776,576

668,522

7

Expeditors International of Washington

6,080

916,168

764,376

8

SDV (Bollorй Group)

7,263

790,000

522,000

9

CEVA Logistics

8,517

730,750

513,000

10

DSV A/S

8,140

772,142

259,365

11

Hellmann Worldwide Logistics

3,433

684,156

549,948

12

UPS Supply Chain Solutions

5,492

450,000

775,000

13

Kintetsu World Express

2,718

493,000

924,000

14

UTi Worldwide

4,441

547,000

368,000

15

Damco

3,212

791,535

226,626

16

Pantos Logistics

2,546

1,753,547

224,865

17

Yusen Logistics

4,042

550,000

310,000

18

C.H. Robinson

12,752

515,000

115,000

19

Kerry Logistics

2,575

774,000

278,000

20

Agility

4,415

420,000

375,000

21

Geodis

5,828

420,000

210,000

22

Toll Holdings

6,266

494,493

104,740

23

Logwin

1,620

530,000

143,000

24

NNR Global Logistics

1,745

120,137

252,068

25

Dimerco Express

481

128,000

176,000

Источник: Top 25 Global Freight Forwarders [4]

Третья сторона логистики (3PL) компании, становится важной частью сегодняшних глобальных производственных систем, преобразуя международную торговлю в цепочки поставок, где основной составляющей материального потока является промежуточный товар.

Согласно ЮНКТАД, около 60% мировой торговли, объем которой на сегодняшний день составляет более 20 трлн. долл. США, приходится на торговлю промежуточными товарами или услугами, используемыми на различных стадиях процесса производства товаров и услуг для конечного потребления. Фрагментация производственных процессов и рассредоточение по разным странам их производств привели к появлению «безграничных» производственных систем.

Все эти системы обслуживаются логистическими компаниями, которые приносят ощутимый доход в страновом ВВП (табл. 3).

Таблица 3

Рынок глобальной интегральной логистики 3PL

Регион

Страна

ВВП

Логистика

(% ВВП)

Логистика

Стоимость

3PL % доходов

3PL

Доход

Северная Америка

Канада

1,848.1

9,0%

166.3

10,2%

16.9

Мексика

1,191.1

12,0%

143.0

9,0%

12,9

США

15,930.9

8,5%

1,355.9

10,6%

146.4

Регион

18,970.1

8,8%

1,665.2

10,5%

176.2

Европа

Франция

2,614.2

9,5%

248,0

10,5%

26,0

Германия

3,418.0

8,8%

301.2

10,5%

31,7

Италия

1,977.7

9,7%

191,9

10,6%

20.4

Нидерланды

763.0

8,3%

63,6

14,3%

9.1

Испания

1,334.4

9,7%

129.2

10,0%

12,9

Великобритания

2,475.2

8,8%

216,9

10,5%

22,8

Другие

3,831.4

9,3%

355.3

9,9%

35,2

Регион

16,414.1

9,2%

1,506.1

10,5%

158.1

Азиатско Тихоокеанский

Австралия

1,580.6

10,5%

165,8

10,2%

16.9

Китай

8,852.3

18,0%

1,593.4

8,0%

127,4

Hong Kong

270,9

8,5%

23,0

11,3%

2.6

Индия

1,910.8

13,0%

248.2

7,0%

17.4

Индонезия

924,7

10,7%

99.0

7,2%

7.2

Япония

6,083.3

8,5%

517.0

10,5%

54,3

Малайзия

317,8

10,7%

34,0

7.1%

2.4

Филиппины

267.4

10,7%

28,6

7.1%

2.0

Сингапур

286,2

8,5%

24.3

11,5%

2.8

Южная Корея

1,188.4

9,0%

106.9

11,1%

11.9

Тайвань

484,4

9,0%

43,7

11,0%

4.8

Таиланд

376.9

10,7%

40,3

7,2%

2.9

Вьетнам

145,4

10,7%

15.6

7,4%

1.2

Другие (Бангладеш, Бирма, Камбоджа, Лаос, Непал)

232,4

10,7%

24,9

7,3%

1.8

Регион

22,921.4

12,8%

2,964.7

8,6%

255,6

Южная Америка

Аргентина

491.6

12,0%

59.0

8,9%

5.3

Бразилия

2,455.9

11,6%

284,9

9,0%

25,6

Чили

280.0

11,5%

32.2

9,4%

3.0

Колумбия

381,4

12,5%

47,7

8,1%

3.9

Перу

209.1

12,5%

26.2

8,4%

2.2

Венесуэла

388,5

11,9%

46,2

7,0%

3.2

Другие

202.7

14,2%

28,8

5,8%

1.7

Регион

4,409.2

12.3%

525.0

8,5%

44,9

Остальные регионы/страны

11,071.7

17.5%

1,917.1

3,7%

69.0

Итого

73,786.5

11,6%

8,578.1

8,2%

703.8

Источник: Global 3PL Market Size Estimates [3]

Следует отметить, что наличие ведущих транснациональных компаний и обслуживающих их производственную деятельность логистических провайдеров, обеспечивают лидирующие позиции по этому показателю Китаю и США. В среднем на логистику приходится в структуре ВВП до 10%, что является весомым показателем и определяет тенденции развития в этой отрасли.

Таким образом, в развитии глобального рынка логистических услуг можно выявить следующие тенденции:

·                   происходит рост «транспарентности» деятельности логистических компаний;

·                   наблюдается долговременный характер взаимоотношений (3-5 лет) между участниками в цепи поставок;

·                   развивается межрегиональный доступ к рынкам сбыта компаниями-владельцами производственного процесса, за счет роста интеграционных процессов в сфере производства и распределения;

·                   рост конкурентоспособности ведет к повышению требований потребителей к компетентности логистических компаний. Совместно с этим происходит смещение от владения активами к владению информацией о физическом распределении товаров и услуг.

Все это, в конечном счете, обеспечивает необходимость к выработке концепции управления цепочками поставок. Организации все чаще считают, что они должны опираться на эффективные системы снабжения, или сети, чтобы конкурировать на глобальном рынке и сетевой экономики. Таким образом, новая парадигма управления деловыми отношениями выходит за рамки традиционного понимания и стремится организовать весь бизнес-процесс по всей цепочке стоимости нескольких компаний.

Для успешного использования этой концепции необходим учет мировых тенденций, а именно:

Во-первых, население, все больше концентрируются в городах, а обеспечение их зависит от наличия и качества инфраструктуры, которая становится основным фактором для экономического роста;

Во-вторых, дальнейшая фрагментация экспортно-импортных отношений требует пересмотра материально-технического обеспечения только за счет экспорта из Азиатского и Северо-Американского регионов;

В-третьих, рост потребностей необходимо удовлетворять за счет гибкой цепочки, созданной на основе совмещения нескольких видов транспорта;

В-четвертых, растущая сложность и динамизм цепочек поставок требует все более передовые решения в информационных технологиях, а также инновационном развитии через партнерские отношения с поставщиками логистических услуг.

Системность их применения будут способствовать созданию преимуществ для производителей в получении большей прибыли, за счет снижения налогов и стирания культурных и инфраструктурных, а также других различий в транснациональном продвижении их продукции.

Библиографический список

1.        Доклад о мировых инвестициях за 2013 год. Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития / Обзор ЮНКТАД. – ООН, Нью-Йорк и Женева, 2013. – 52 с.

2.        Global 2000 leading companies [электронный ресурс] / Forbes. - Режим доступа к источнику : http://www.forbes.com/global2000/list/

3.        Global 3PL Market Size Estimates [электронный ресурс] / Armstrong & Associates, Inc. - Режим доступа к источнику : http://www.3plogistics.com/3PLmarketGlobal.htm

4.        Top 25 Global Freight Forwarders [электронный ресурс] / Armstrong & Associates, Inc. - Режим доступа к источнику : http://www.3plogistics.com/Top_25_Global_FF.htm

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 202-208 


Количество просмотров: 3150
теги:

Еще публикации: