В настоящей работе было выполнено исследование возможностей применения методов форсайт-технологий в управлении СС, в рамках которого предлагается концепция микро-форсайта. Предложено использование метода анализа диаграмм Исикавы в ситуационно-процессной модели функционирования СС на основании приоритетов и наиболее значимых факторов, влияющих на эффективность функционирования СС, для решения главной станционной задачи – снижение простоя вагонов. Предложен новый подход к моделированию станционных процессов, основанный на сочетании и гибком использовании компьютерного моделирования и форсайт-технологий. Определены ключевые факторы, влияющие на работу сортировочной станции. Дан обзор микро-форсайта в управлении СС.
Ключевые слова: анализ, метод, подход, микро-форсайт
M.A.Nehaev,
A.A.Sechkaryov,
post-graduate students,
N.A. Fedorova,
Moscow State University of Railway
Engineering (MIIT)
Moscow, Russia
Foresight-technology in situationally-logistical management of sorting and cargo stations
In the present work was carried out a study of the possibility of foresight techniques in the management of the SS, under which the proposed concept of micro-foresight. We proposed the use of the method of analysis Ishikawa diagrams in situationally-process model of the functioning of the SS based on the priorities and the most important factors affecting the performance of the SS, to solve the main problem of the station - reduction of demurrage. A new approach to modeling of plant processes based on the combination and flexible use of computer modeling and foresight technology are offered. We identified the key factors that affect the sorting station. A review of the micro-management of foresight in the SS is given.
Keywords: analysis, method, approach, micro-foresight
В настоящее время происходят существенные изменения в оперативном управлении перевозками на всей сети железных дорог России. Стремительное развитие информационных технологий, систем связи и телекоммуникаций позволяет поднять систему оперативного управления перевозками на новый уровень, а использование современных АСУ способствует повышению качества оперативного управления перевозочным и другими производственными процессами в ОАО «РЖД».
Таким образом, назрела необходимость перехода от информационно-справочного к информационно-прогнозному, а в перспективе к оптимизационно-управляющему и интеллектуально-логистическому управлению транспортным комплексом и СС в частности. Поэтому тема данной диссертационной работы является актуальной.
Важным направлением исследования будущего, будь то новые технологии или общие социально- экономические механизмы, является новый инновационный инструмент предвидения – форсайт. Сегодня он используется как системный инструмент влияния на формирование будущего с учетом всевозможных изменений во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике и социальных отношениях, культуре и т.д. Реализованные на сегодняшний день форсайты – это тщательно спланированные и организованные систематические процессы. Технология форсайта позволяет учитывать долгосрочные последствия и возможности в принятии решений.
Теоретическая значимость заключается в уточнении принципов системного подхода к описанию и исследованию процессов управления СС.
Практическая значимость состоит в возможности повышения качества оперативного управления работой СС с использованием нового подхода к анализу основных показателей эксплуатационной работы.
В процессе микро-форсайта СС необходимо: определить основную цель, достижение которой должно существенно повысить эффективность функционирования СС; выявить все факторы и причины, негативно влияющие на достижение данной цели; определить все обстоятельства, способствующие достижению основной цели; эти обстоятельства также должны быть учтены при разработке инновационных мероприятий, повышающих эффективность функционирования СС.
Рисунок 1. Принципиальная структура форсайта (ключевые элементы системы форсайт)
В качестве основной цели, связанной с эффективностью функционирования СС, принимается снижение простоя вагонов. Основной сопутствующей целью является снижение межоперационных простоя вагонов на СС, поскольку простой вагона на станции является основным интегральным показателем работы станции.
На рисунке 2 представлены выявленные причины, влияющие на простой вагонов на СС, в виде диаграммы Исикавы.
В результате анализа работы СС выяснено, что высокий простой вагонов на станции обусловлен в основном двумя причинами: непроизводительными потерями и несовершенством технологического процесса. Таким образом, возможны два пути совершенствования работы: сведение к минимуму непроизводительного простоя вагонов или внедрение инновационных технологий, направленных на совершенствование технологического процесса СС в целом.
Анализ непроизводительных потерь из-за простоя вагона на станции выявил следующие наиболее значимые факторы и их причины представлены в таблице 1
Рисунок 2. Диаграмма Исикавы: причины простоя вагонов на СС
Таблица 1
Наиболее значимые факторы простоя вагона на станции
№ п/п |
Факторы |
Причины |
1 |
2 |
3 |
1 |
Накопление вагонов на состав поезда |
Неравномерность прибытия поездов в расформирование, невысокое количество поездов, прибывающих в расформирование |
2 |
Ожидание расформирования состава |
Ожидание обработки в парке прибытия, неравномерность прибытия поездов, занятость путей в сортировочном парке |
3 |
Ожидание перестановки из сортировочного парка в парк отправления |
Невыполнение графика движения поездов, технологические "окна" на перегонах |
4 |
Обработка в парке приема |
Отсутствие потребного штата работников |
5 |
Обработка в парке отправления |
Отсутствие потребного штата работников |
6 |
Прибытие в парк приема |
Не удовлетворительное выполнение графика движения поездов, технологические "окна", неравномерность работы станций узла |
7 |
Ожидание локомотива в парке отправления |
Неудовлетворительная работа диспетчерского аппарата, неудовлетворительное техническое состояние локомотивного парка |
В таблице 2 представлены организационные мероприятия для снижения непроизводительных потерь сортировочной станции.
Таблица 2
Организационные мероприятия для снижения непроизводительных потерь сортировочной станции
№ п/п |
Факторы |
Организационные меры |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Накопление вагонов на состав поезда |
М1 М2 |
Пересмотр плана формирования поездов Выполнение графика движения поездов |
2 |
Ожидание расформирования состава |
М3 М2 М4 |
Автоматизация сортировочных процессов Выполнение графика движения поездов Автоматизация движения маневровых локомотивов
|
3 |
Ожидание перестановки из сортировочного парка в парк отправления |
М5 М2 М4 |
Содержание в норме локомотивного парка Выполнение графика движения поездов Автоматизация движения маневровых локомотивов |
4 |
Обработка в парке приема |
М6 |
Введение системы электронного документооборота |
5 |
Обработка в парке отправления |
М6 |
Введение системы электронного документооборота |
6 |
Прибытие в парк приема |
М2 М7 |
Выполнение графика движения поездов Автоматизация планирования работы станций узла |
7 |
Ожидание локомотива в парке отправления |
М8
М9 М10 |
Строительство пункта технического осмотра локомотивов на станции Выдача локомотивов под поезда в исправном состоянии Улучшение качества работы диспетчерского аппарата |
Рисунок 3 иерархическая структура «Цель – факторы – организационные меры»
Вторым направлением совершенствования работы СС является внедрение инновационных технологий на сортировочной станции с целью совершенствования технологического процесса СС в целом. В таблице 3 приведены критерии влияющих факторов (и их соответствия основной цели – снижения оборота вагонов).
Таблица 3
Критерии эффективности приоритетов
№№ п/п |
Критерий |
К1 |
безопасность (безопасность движения, охрана труда, безаварийность работы, минимальная вероятность ущерба) |
К2 |
Сохранность (сохранность груза, включая как внешние факторы, так и внутренние) |
К3 |
согласованность (беспрепятственный пропуск вагонопотоков, равномощность систем, отсутствие узких мест) |
К4 |
ресурсосбережение (снижение эксплуатационных расходов, рациональная потребность в ресурсах) |
К5 |
Управляемость (снижение субъективного фактора, автоматизация, механизация, видеонаблюдение) |
Все критерии и связи между ними представлены в виде диаграммы Исикавы (рисунок 4).
Рисунок 4 Диаграмма Исикавы: критерии влияющих факторов на СС
Одной из приоритетных задач в увлечении эффективности функционирования СС является не только снижение времени нахождения вагонов на сортировочных станциях в частности, но и время оборота вагона в целом. Приоритетность предложенных факторов, была рассмотрена с позиции 5 критериев (безопасность, сохранность, согласованность, ресурсосбережение, управляемость), после чего была проанализирована при помощи метода анализа иерархий.
Таблица 4
Упорядоченная приоритетность влияющих факторов
№ по приоритету |
Влияющие факторы |
1 (0,21) |
Наличие у конкретного вагона истекшего или истекающего срока доставки |
2 (0,18) |
Востребованность вагона под погрузку (с учетом заявки ГУ-12), в том числе и специального подвижного состава, а так же наличие необходимости скорейшего продвижения вагона по участку (без условия сроков доставки) |
3 (0,16) |
Наличие в вагоне опасного груза, в том числе грузов с ВМ, грузов 7ого класса опасности. |
4 (0,14) |
Наличие регулировочного задания на продвижение вагона |
5 (0,10) |
Наличие в вагоне скоропортящегося груза, живности, подкарантинных грузов, а так же сопровождения проводниками |
6 (0,08) |
Наличие у вагона специальных условий роспуска, наличие запрета на пропуск через горку. |
7 (0,079) |
Наличие у вагона степени негабаритности, следование сцепом, наличие вагонов прикрытия. |
8 (0,05) |
Наличие у вагона признака «нерабочий парк» |
Библиографический список
1.Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее 2014.- 234 с.
2.Куренков П.В., Нехаев М.А., Мойсиевич Н.В. Применение форсайт- технологий в управлении транспортным комплексом // Вестник транспорта.- 2012.- № 3.- С.36-44
3.Куренков П.В., Нехаев М.А. Логистический аспект применения форсайт-технологий к управлению сортировочными станциями // Логистика: современные тенденции развития: материалы XII Междунар. научно-практич. конференции, 16-17 апреля 2012 г., Санкт-Петербург / СПб.: ИНЖЭКОН, 2008.- С.175-177.
4.Куренков П.В., Нехаев М.А. Социально-экономический аспект применения форсайт-технологий к развитию сортировочных станций // Бюллетень транспортной информации.- 2012.- №3 (203).- С.23-26.
5.Нехаев М.А.
Применение метода анализа иерархий в экспертной оценке значимости факторов в
цепочке событий функционирования сортировочной станции // Вестник транспорта.- 2012.- № 4.- С.31-41.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 196-202