Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 14:30:48
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Подход к выбору рационального подвижного состава в логистической системе городских общественных перевозок

Автором исследован процесс выбора вида общественного транспорта для конкретного маршрута перевозок. Приведено описание существующих подходов. Определенны задачи оптимизации транспортной сети и предложен алгоритм определения количества и вместимости подвижного состава для маршрутов общественного транспорта.

Ключевые слова: общественные перевозки, вместимость транспортных средств, оптимизация маршрута

E.V. Morozov,

post-graduate student,

Saratov State Technical University

named after Gagarin YA,

Saratov, Russia

Approach to the choice of vehicles in the urban public transport system

We research the process of choosing public transport route-specific traffic. We describe known approaches. We selected the tasks of optimization in transport networks and made the algorithm of determination of the number and capacity of buses for public transport routes.

Keywords: public transport, capacity of vehicles, route optimization

 

Логистические системы общественных перевозок крупных городов представляют собой сложную инфраструктуру, включающую отдельные подсистемы. Это, как правило, нескольких видов внешнего транспорта, взаимодействующих с городским общественным и индивидуальным транспортом в организации массовых пассажирских перевозок.

Структура логистической системы перемещений общественным транспортом города формируется путем усреднения выборов отдельных пассажиров. При этом, независимо от общей характеристики города и текущего состояния транспортной системы, во временной динамике городская подвижность населения приходит к равновесному состоянию таким образом, чтобы минимизировать общие издержки пассажиров для данных условий транспортировки.

Сложившаяся в результате таких самоорганизационных процессов структура перемещений по видам транспорта и определенным маршрутам может иметь различные последствия для обеспечения жизнедеятельности всего города. Это влияние обусловлено различными видами оценки эффективности функционирования транспортной системы: отраслевой, социальной, общественной и т.д. Изменение параметров городской среды приводит к смещению равновесия за счет включения механизмов адаптации пассажирского потока к новым условиям транспортной среды, что изменяет существующую структуру перемещений и даже может нанести определенный ущерб транспортной системе.

Существуют различные подходы к организации системы общественного транспорта  [1–6]. Одним из методов логистического управления общественным перевозками является изменение приоритетов населения при выборе определенных способов перемещения в желаемом для субъекта управления направлении за счет изменения базовых параметров транспортной сети и маршрутов.

В качестве одного из критериев выбора вида общественного пассажирского транспорта может использоваться удовлетворение потребности пассажиров в транспортных передвижениях, а также достижение минимума суммарных затрат с учетом капитальных вложений в инфраструктуру системы и эксплуатационных издержек. Исследования показывают, что капитальные затраты, эксплуатационные расходы напрямую зависят от пассажиропотока и пассажирооборота.

Для того, чтобы оценить рациональность использования конкретного вида общественного транспорта, необходимо рассчитать пассажирооборот на исследуемом маршруте, а затем вычислить минимально необходимые для выполнения этого пассажирооборота эксплуатационные и инфраструктурные издержки.

Недостаток такого подхода состоит в том, что он не учитывает существенные характеристики маршрута, влияющие на комфортность транспортных передвижений. К таким характеристикам относятся: скорость сообщения, санитарно-гигиенические условия, общая комфортность передвижения. Это обусловлено тем, что очень сложно и, в некоторых случаях, даже невозможно, привести указанные характеристики к единой единице измерения. Поэтому комплексная оценка в виде интегрального показателя эффективности маршрута может быть получена только путем эвристической оценки

Особое значение при выборе того или иного вида пассажирского транспорта или конкретной марки транспортного средства имеет достижение целевых интервалов движения транспортных средств. Увеличение интервалов существенно увеличивает затраты времени пассажиров на ожидание транспорта, что ведет к затруднению сообщения и снижению пассажиропотока. Уменьшение интервалов существенно увеличивает эксплуатационные издержки, а также ограничено возможностью улично-дорожной сети по обеспечению регулярности движения и соблюдению условий безопасности перевозок.

Задача выбора рациональных транспортных средств является одной из ключевых задач организации эффективных городских перевозок в логистике. Ряд исследователей показывают, что на большом пассажиропотоке магистральных направлений города эффективным является использование подвижного состава большой вместимости, либо массовых видов общественного транспорта. Такой подвижной состав позволяет существенно увеличить перевозимый пассажиропоток при сохранении целевого интервала движения [7].

Если же подвижной состав имеется в необходимом количестве и на маршруте наблюдается низкий коэффициент заполнения, особенно в межпиковый период, то можно использовать подвижной состав малой вместимости, что позволит уменьшить интервал движения и сократить время ожидания пассажирами транспортных средств. Таким образом, мы можем получить наилучшие показатели использования подвижного состава, и гарантировать высокое качество перевозок, а также минимизацию затрат транспортного времени.

Использование подвижного состава различной вместимости, является хорошим решением, при условии его распределения по маршрутам в соответствии с мощностью пассажиропотока. В этом случае, задача выбора подвижного состава может быть сведена к задаче оптимизации по критерию минимума суммарных расходов при обеспечении заданных интервалов движения и комфортном наполнении салона .

Средняя вместимость транспортного средства может служить ориентиром при расчете ряда вместимостей подвижного состава транспортной компании. С увеличением количества видов подвижного состава улучшаются эксплуатационные возможности, но усложняется организация движения, увеличиваются затраты на техническое обслуживание и ремонт, повышается стоимость подвижного состава. Поэтому, в практике эксплуатации стремятся к минимальной разнотипности подвижного состава.

В ходе проводимых нами исследований по поиску вариантов оптимизации транспортной сети Саратовской области, на основании описанных выше методологических подходов, а также экспериментальных наблюдений, были разработаны предложения по рациональному использованию автобусов разной вместимости на городских маршрутах. Предложения были отражены в следующих задачах рис.1.

 

af9bad06d0fffc801c31f825521dfb3a.jpg
Рис. 1

Для решения задачи определения количества и вместимости подвижного состава на маршрутах общественного транспорта был предложен алгоритм выбора рационального варианта подвижного состава (рис. 2). Суть алгоритма сводится к следующему. Сначала выбирается маршрут, для которого выполняется расчет искомых показателей. Маршрут описывается его характеристиками: длина, количество остановочных пунктов, скорость сообщения, основные эксплуатационные коэффициенты.

 

346a1f8e2aaaba2ae3462ee0736cb0df.jpg

Рис. 2

Затем из единой базы данных выбирается конкретная модель транспортного средства и для неё на основании имеющегося пассажиропотока рассчитываются эксплуатационные показатели маршрута. Если полученные показатели ниже заданных, то количество транспортных средств увеличивается и выполняется пересчет. Итерации продолжаются до тех пор, пока не будут достигнуты необходимые показатели качества обслуживания пассажиров. Следующим этапом выбирается новая модель транспортного средства, допустимая для использования на исследуемом маршруте и для нее также вычисляются все приведенные выше показатели. Окончательно производится сравнение всех результатов и выбор той модели, которая обеспечивает минимальные затраты на эксплуатацию.

Так как решение описанных задач предполагает большой объем вычислительной работы, была разработана компьютерная программа, с использованием которой были выполнены все необходимые расчеты. Проведенное обследование, а также разработанные в ходе его выполнения методические положения были рекомендованы для использования в транспортном комплексе Саратовской области.

Библиографический список

ADDIN Mendeley Bibliography CSL_BIBLIOGRAPHY 1. Гудков В.А. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов. М.: Горячая линия Телеком, 2006. 448 с.

2. Дрейцен М.А. Особенности механизма формирования инвестиции на основе прогнозирования объемов перевозок пассажирского автотранспортного предприятия // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 216–217.

3. Раюшкина А.А., Крашенниников А.В. Экономическое обоснование обновления парка подвижного состава городского пассажирского транспорта // Известия ВолгГТУ. 2011. № 12 (85).

4. Яковенко Е.А. О возможностях изучения динамики поведения пассажиров городского пассажирского общественного транспорта в процессе выбора способа перемещения // Нефть и газ западной Сибири. 2012. № 4. С. 100–105.

5. Ваксман С.А., Герасимов Н.М., Слепухина И.А. Информационные технологии в управлении городским общественным пассажирским транспортом ( задачи, опыт, проблемы). Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012. 260 с.

6. Корягин М.Е. Равновесные модели системы городского пассажирского транспорта в условиях конфликта интересов. Новосибирск: Наука, 2011. 140 с.

7. Трегубов В.Н. Использование контрактов при формировании тарифной политики и нормативной системы на городском общественном транспорте // Вестник Московского государственного областного университета (серия Экономика). 2010. № 3. С. 96–101. 

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 192-196


Количество просмотров: 3365
теги:

Еще публикации: