В данной статье особое внимание уделено концессии, как одна из эффективных и наиболее применимых в международной практике форм государственно-частного партнерства. Выделены характерные признаки концессии. Продемонстрирована схема функционирования концессионного механизма, раскрыты его преимущества и недостатки.
Ключевые слова: концессия, государственно-частное партнерство
O.M. Meshcheryakova,
post-graduate student,
Saratov state technical University
named after Y. A. Gagarin,
Saratov, Russia
Concessions in economic relations between the state and private business in the construction of logistics centers
This article focuses on the concession, as one of the most effective and applicable in international practice forms of public-private partnerships. Highlighted the characteristics of the concession. Demonstrated the scheme of the concession mechanism, disclosed its advantages and disadvantages.
Key words: concessions, public-private partnership
В мировой практике на сегодняшний день одной из наиболее распространенных форм государственно-частного партнерства является концессия [1]. Ее особенность состоит в том, что государство в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении [2]. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.
Известно, что концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. И различаются, по меньшей мере, три вида концессий:
1) концессия на уже существующие объекты инфраструктуры;
2) концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов;
3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей организации.
Концессии – это долгосрочное партнерство, которое позволяет сторонам осуществить стратегическое планирование своей деятельности. При заключении концессионного соглашения бизнес приобретает больше свободы при принятии административно-хозяйственных решений, решений управленческого и административного толка и может самостоятельно регулировать множество вопросов, ранее являвшихся прерогативой государства. Государство же в свою очередь оставляет за собой ряд сильных рычагов воздействия на своего компаньона и в случае нарушений действующего концессионного соглашения всегда сможет защитить общественные интересы и прав конечных пользователей, т.е. населения [3].
Таким образом, нами выделены ряд характерных признаков концессии:
- предметом концессии всегда являются государственная (муниципальная) собственность, а также монопольные виды деятельности государства либо муниципального образования;
- одним из субъектов концессионного соглашения выступает государство или муниципалитет (в лице соответствующих органов исполнительной власти);
- цель концессии состоит в удовлетворении общественных нужд и потребностей;
- концессия всегда имеет договорную основу (концессионное соглашение);
- концессия опирается на возвратность предмета соглашения, который предоставляется частному партнеру за плату, определяемую в соглашении.
При этом наиболее явной формой реализации механизма государственно-частного партнерства при создании логистических центров в форме концессионного соглашения в Республике Беларусь и России является модель BOT (Build Operate Transfer) – строительство-управление-передача, а также ее вариации (BOOT, BLOT/BOLT). Логистический центр создается за счет стороны-концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении данного срока (как правило, через 15-25 лет) объект передается государству.
По мнению Варнавского В.Г. [4] специфика концессионных проектов и их нацеленность на долгосрочное владение и пользование государственной и муниципальной собственностью определяют характерные особенности концессионных отношений:
• наибольшую свободу частного предпринимательства в сравнении с другими формами партнерства государства и частного сектора;
• возвратность и платность предмета концессии;
• разделение и перераспределение рисков между концедентом, концессионером и инвесторами;
• выработку особых схем минимизации рисков в рамках проектного финансирования на различных стадиях инвестиционного и эксплуатационного периодов;
• регулирующую роль государства, регламентированную концессионным законодательством и договором концессии.
Жукова Н.С [5] предлагает схему концессионного механизма, которая на наш взгляд наиболее полно отражает взаимодействие органов власти, частного сектора, и потребителей услуг и товаров создаваемых концессионером в процессе осуществления деятельности по управлению объектом концессии (логистическим центром) (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема функционирования концессионного механизма
1 – концессионная плата; 2 – налоги; 3 – государственная (муниципальная) поддержка; 4 –контроль за деятельностью; 5 – управление; 6 – инвестиции; 7 – финансирование; 8 – контроль за состоянием.
Согласно этой схеме в течение срока концессии стороны связаны между собой не только условиями концессионного соглашения, но и множеством других отношений. Концедент осуществляет контроль и надзор за состоянием объекта концессии (логистического центра) и за деятельностью концессионера, а также проводит систематический мониторинг исполнения концессионером условий концессионного соглашения. То, что концессионер при эксплуатации объекта концессии взаимодействует с потребителями услуг, определяет его особые отношения с обществом. В связи с этим контроль деятельности концессионера и состояния объекта концессии должен также осуществляться обществом в лице потребителей услуг и специализированных общественных организаций. Информация о соблюдении или несоблюдении концессионером общественных интересов должна поступать как концессионеру, так и концеденту.
Особое внимание следует уделить преимуществам и недостаткам концессионного механизма (таблица 1).
Таблица 1 – Преимущества и недостатки концессионного механизма
Концессионный механизм |
|
Преимущества |
Недостатки |
- привлечение частных инвестиций, снижение расходов бюджета муниципального образования; -обеспечение эффективного использования муниципального имущества; - сохранение целевого назначения имущества; - решение социальных задач за счет средств частных партнеров; - наличие возможности выбора инвестора посредством проведения конкурса; - привлечение профессиональных и опытных инвесторов для решения муниципальных задач; - создание новых рабочих мест; - обеспечение поступлений в бюджет муниципального образования; - получение обществом более качественных услуг; - диверсификация рисков; - возможность возникновения права муниципальной собственности на движимое\недвижимое имущество, созданное или приобретенное концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением; - возможность поступления в муниципальную собственность части продукции и/или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением; - невмешательство государства в текущую хозяйственную деятельность концессионера; - возможность долгосрочного планирования; - условие непременного инвестирования средств в объект соглашения, при сохранении имущества в муниципальной собственности, то есть данный вид соглашения выступает как альтернатива приватизации; - позволяет вести эффективное управление имущественными государственными (муниципальными) комплексами за счет средств частных инвесторов. |
- возможность перехода созданного или приобретенного в процессе реализации концессионного соглашения движимого\недвижимого имущества в собственность концессионера, если соглашением не предусмотрен переход в муниципальную собственность; - приобретение концессионером прав собственности на продукцию и доходы, полученные в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;
- недостаточная степень гибкости и динамичности; - сравнительно новый вид правоотношений, а законодательная база недостаточно проработана; - участие в концессии по сравнению с арендными отношениями является дорогостоящим и рискованным для концессионера; - достаточно ограниченный перечень потенциальных концессионеров, что обусловлено исключительным целевым использованием объектов концессии. |
Источник: собственная разработка на основании изученной экономической литературы
Таким образом, основным преимуществом концессионного соглашения является условие непременного инвестирования средств в объект соглашения, при сохранении имущества в муниципальной собственности, то есть данный вид соглашения выступает как альтернатива приватизации. Однако на практике концессионные соглашения относительно объектов муниципальной собственности широко не распространены. Это связано с наличием большого количества объектов социально значимых для общества, но не приносящих доход и как следствие не привлекательных для инвестора. Такого рода ограничение в применении концессии является существенным недостатком.
В целом, анализируя сущность государственно-частного партнерства, можно утверждать, что его главной частью является контракт между государством и частным бизнесом, обязательным условием которого становится разделение рисков проекта. Механизмы государственно-частного партнерства представляют собой не стандартные юридические формы, а отличаются в зависимости от типа партнерства и специфики отрасли. Они позволяют уменьшать степень отказа в будущем от проекта, увеличивают качество обслуживания, оптимизируют пользование ресурсами и осуществляют необходимую модернизацию объекта соглашения.
Библиографический список
1. Михеев О. Л. Функционирование частно-государственного партнерства на региональном уровне // Экономические науки. 2009. № 2(51). С. 7-10., с. 84
2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77., с. 10.
3. Шпакович Д.К. Развитие форм государственно-частного партнерства в Российской экономике // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» No1, 2014. – Электронный ресурс: режим доступа: http://economics.open-mechanics.com/articles/972.pdf. – Дата доступа 05.01. 2015г.
4. Варнавский В.Г. Концессии в экономических отношениях государства и частного сектора тема диссертации по экономике, полный текст автореферата. – Электронный ресурс: режим доступа: http://economy-lib.com/kontsessii-v-ekonomicheskih-otnosheniyah-gosudarstva-i-chastnogo-sektora Дата доступа 05.01. 2015г.
5. Жукова Н. С.
Концессионный механизм реализации государственной инновационной политики
/Жукова Н.С// «Проблемы современной экономики» — 2011-№ 4(40). – Электронный
ресурс. – Режим доступа: //www.m-economy.ru/. – Дата доступа: 04.01.2015.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 173-178