В настоящей работе рассмотрены общие принципы ситуационного и процессного управления предприятиями. Проведен анализ существующих в настоящее время ситуационных центров, рассмотрены направления их развития. Дан обзор отечественного опыта в сфере развития процессного подхода к решению производственных задач, рассмотрены примеры работы ситуационных центров. Представлена их классификация по видам деятельности и комплексам решаемых задач. Проведена классификация и приведено описание объектов управления. Сформулировано понятие "объект управления". Определено понятие «динамическая модель». Определены ключевые факторы, влияющие на работу сортировочной станции.
Ключевые слова: анализ, объект управления, динамическая модель
V.A.Ljubko,
M.A.Nehaev,
A.A.Sechkaryov,
post-graduate students,
Moscow State University of Railway
Engineering (MIIT)
Moscow, Russia
Situation-process modeling of sorting and cargo stations in intellectual-logistical systems
The paper discusses the General principles of situational and process management companies. The analysis of the current situation centers, consider the direction of their development. A review of national experience in the development of the process approach to solving production problems, considering the examples of situational centers. Their classification by type of activity and complexes of tasks, the classification and the description of the control objects are given. We formulated the concept of "control object", defined the concept of "dynamic model", identified key factors that affect the sorting station.
Keywords: analysis, control object, a dynamic model
В настоящее время происходят существенные изменения в оперативном управлении перевозками на всей сети железных дорог России. Стремительное развитие информационных технологий, систем связи и телекоммуникаций позволяет поднять систему оперативного управления перевозками на новый уровень, а использование современных АСУ способствует повышению качества оперативного управления перевозочным и другими производственными процессами в ОАО «РЖД».
Таким образом, назрела необходимость перехода от информационно-справочного к информационно-прогнозному, а в перспективе к оптимизационно-управляющему и интеллектуально-логистическому управлению транспортным комплексом и СС в частности. Поэтому тема данной диссертационной работы является актуальной.
В основе процессного управления компанией лежит идея непрерывного мониторинга всей процессной цепи. Взгляд на бизнес компании в данном ракурсе открывает множество преимуществ. Руководство получает возможность увидеть насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании.
Рисунок 1. Схема существующего информационного обеспечения ЛПР
Целью является разработка ситуационно-процессной модели функционирования СС на основании критериев эффективности приоритетов и наиболее значимых факторов, влияющих на простой вагонов, для решения главной станционной задачи – пропуск транзитного вагонопотока с переработкой и без переработки.
Достижения поставленной цели иследования потребовало решения следующих задач: 1) выполнен анализ работы СС Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»; 2) систематизированы понятия и принципы ситуационно-процессного управления (СПУ); 3) выполнена классификация ситуационных центров; 4) разработана унифицированная классификация объектов управления, станционных процессов и операций; 5) рассмотрен комплекс задач оперативного управления и установлена взаимосвязь между ними. Для руководителей большинства российских компаний процессные методы управления достаточно хорошо известны. В то же время они используются лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции. Это ставит перед представителями российской науки актуальную задачу разработки фундаментальной научной и методологической основы эффективного использования процессной концепции в бизнесе.
Рисунок 2. Схема процессного управления
В ходе исследования предложен новый подход к моделированию станционных процессов, основанный на сочетании и гибком использовании компьютерного моделирования и форсайт-технологий. Теоретическая значимость заключается в уточнении принципов системного подхода к описанию и исследованию процессов управления СС. Практическая значимость состоит в возможности повышения качества оперативного управления работой СС с использованием нового подхода к анализу основных показателей эксплуатационной работы.
Выбор методов снижения уровня логистических затрат осуществляется с учетом таких факторов, как сложность логистической системы компании, количество видов продукции, объемы перевозок, период планирования, количество видов используемого транспорта, режим работы транспортных компаний и т.д.
Рисунок 3. Эффект от применения процессного подхода
По результатам проведенного исследования и на основе имеющейся базы теоретических и методологических подходов, полученных в диссертации научных и практических результатов, сформулированы следующие выводы и предложения: 1) теория и практика автоматизации и интеллектуализации оперативного планирования и управления эксплуатационной работой развиваются в направлении увеличения периода и детализации прогнозирования объемов работ с учетом состояний объектов управления и возможных затруднений в поездной и маневровой работе;
2) основываясь на принципах СПУ, используя опыт создания и функционирования ситуационных центров, имеет смысл создание единого информационного поля (информационно-справочного и информационно-управляющего), включающего набор функций, необходимых конкретному работнику – ЛПР для планирования и оперативного управления работой СС;
3) при постановке задач СПУ СС возникает потребность в точности и достоверности всех параметров для каждой из них; 4) для решения комплекса задач оперативного управления на основании проведенной классификации объектов управления, выделенных событий и состояний, в которых объект управления находится в интервалах между последовательными событиями, рассмотрены взаимодействия процессов, определяющих функционирование объектов управления, входящих в состав СС.
Формирование плана работы с учетом установленных приоритетов может осуществляться следующим образом: первый уровень возвратных данных должен иметь вид, представляющий экономически оптимальное развитие событий для каждого вагона. Учитывая большое число вагонов на станции, неизбежны трудности с визуализацией выдаваемой информации. Поэтому для упрощения восприятия следует произвести укрупнение требуемых действий по средствам объединения однотипных операций. На рисунке 4 представлена модель СПУ.
Важный момент: после подобного объединения необходимо вновь обращаться к расчету «идеального» развития ситуации, но уже попарно сравнивая не отдельные вагоны, а группы вагонов.
Таким образом структура информационного обеспечения ЛПР будет выглядеть следующим образом.
Библиографический список
1. Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее 2014.- 234 с.
2. Лапидус Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (Системный анализ).- 2000.- 290 с.
3. Куренков П.В. Оперативное управление переработкой грузов в пункте взаимодействия железнодорожного и речного транспорта: дис. … канд. техн. наук/ М.: МИИТ, 1992. - 192 с.
4. Куренков П.В.,
Нехаев М.А. Комплекс задач ситуационно-процессного управления работой
сортировочной станции // Вестник транспорта.- 2012.- № 2.- С.34-39.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 157-161