Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 11:46:46
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Подходы к разработке метода управления проектно-ориентированным кластером в цепях поставок региона

Сформулированы концептуальные подходы к организации управленческих связей в региональных проектно-ориентированных кластерах на основе применения теории многоуровневого управления

Ключевые слова: кластер, управление, координация

V.F.Lukinykh,

doctor of economics, professor,

N. A. Tod,

Senior lecturer,

Krasnoyarsk state agrarian university,

Krasnoyarsk, Russia

Approaches to development of a method of management of a project-oriented cluster in chains of deliveries of the region

 Conceptual approaches to the organization of administrative communications in regional project-oriented clusters on the basis of application of the theory of multilevel management are formulated

Keywords: Cluster, management, coordination

 

Главным управленческим звеном кластерной структуры в цепях поставок региона является координационный центр (совет). Координационный центрэто паритетный орган участников кластера.

Координационный центр влияет на эффективность и конкурентоспособность кластерной структуры, выполняя множество посреднических функций на местном, региональном, национальном и  международном рынках. 

Можно выделить следующие основные функции координационного центра [1]:  

1)      Координационная функция проявляется в корректировке и координации направлений деятельности предприятий согласно целям развития кластерной структуры в целом: производство совместного товара и развитие общих проектов, совместные усилия участников, направленные на освоение новых рынков и др. К координационным действиям также можно отнести осуществление управленческих функций в товаропотоках кластера. 

2)      Информационная функция является наиболее распространенной и, чаще всего, основной. Через координационный центр проходят информационные потоки между участниками кластера. Для этого каждое предприятие, которое входит в кластерную структуру,   должно предоставлять как можно более полную и достоверную информацию о себе и своей деятельности, а также иметь возможность получить такую же информацию о других участниках. 

3)      Консультативная функция предполагает услуги юридического, экономико-бухгалтерского и организационного характера для участников. Это достигается за счет   партнерских отношений с ведущими консалтинговыми фирмами, научно-исследовательскими учреждениями, представителями государственных структур и др. 

4)      Представительская функция включает в себя, прежде всего, деятельность по продвижению кластера. Позиционируя кластер как группу предприятий, способных производить конкурентоспособную продукцию и владеющих мощным производственным и кооперационным потенциалом, координационный центр имеет возможность привлекать в кластер внешние инвестиции, представлять предприятия-участники потенциальным партнерам.

5)      Распределительная функция предполагает перераспределение ресурсов, доступа к факторам производства на основе кооперационных механизмов.

Рассмотрим вопрос о виде представления информации с нижних уровней кластера (товаропроводящих) на верхние (управленческие, координирующие) для возможности решения задачи координации в логистической системе кластера.

Характер проблем, возникающих перед верхним уровнем при принятии решений, зависит от того, какого рода информацией он располагает. Адекватность решения зависит от вида  модели поведения элементов нижних уровней. Чаще встречается три подхода к проблеме построения таких моделей.

Первый подход характерен для системных функциональных единиц (СФЕ) в логистической системе. Координатор верхнего уровня имеет точную и неизменную модель поведения элементов нижнего уровня. В таком случае задача координации сводится к классической задаче управления: имеются все нужные данные и задача состоит в том, чтобы принять оптимальное решение [4].

Второй подход, как отмечается в [2], более содержательный к построению модели, используемой верхним  уровнем, состоит в том, чтобы попытаться упрощенно описать подсистемы нижних уровней. В теории больших систем такие приближенные модели можно получить посредством агрегирования переменных таким образом, чтобы цель верхнего уровня не зависела от полного набора переменных, используемых на нижних уровнях. В этом случае показатель качества управления вышестоящего уровня может являться вполне определенной функцией небольшого числа ключевых переменных, характеризующих эффективность работы нижних уровней. Верхнему уровню нет нужды  подробно знать поведение и динамику нижних уровней во времени. Успешность такого подхода очевидным образом зависит от того, какие переменные и в каком количестве входят в функцию качества верхнего уровня. Как было показано в [3], такой подход оказывается полезным в применении к многоуровневым   системам.

Агрегирование переменных и эконометрические оценки состояния нижних уровней относятся к  управленческим подходам, которые   позволяют в формате упрощенных моделей оценивать, а затем осуществлять координационные воздействия верхних уровней на нижние. Для логистических систем типа цепей поставок, кластеров в  экономике при значительном  числе переменных и   подсистем разной иерархии использование агрегированных показателей и эконометрических оценок является достаточным, хотя и не абсолютно точным, методическим подходом при формировании координирующих воздействий.

В многоуровневой региональной логистической системе сложные, проблемные решения принимаются на высших уровнях координации с учетом социально-экономических целей. В этом случае целесообразно распространить метод агрегирования с цифровых показателей нижних уровней на показатели структурных подсистем более высоких уровней. Такой, третий подход является признанием того факта, что для самого высокого уровня в региональной логистической системе управляемый процесс описывается как взаимодействие семейства взаимосвязанных подсистем, каждая из которых преследует собственные цели. Вот почему приоритет на высших уровнях отдается координации, а не прямому управлению.

«В связи с этим модель для вышестоящего уровня должна основываться  на взаимодействиях между нижестоящими элементами, точнее, на том, каким образом они при выборе своих решений учитывают взаимодействия друг с другом. На деле снова получается агрегирование. В этом случае каждый нижестоящий уровень агрегирует свои локальные переменные и переходит к новым переменным, существенным с точки зрения вышестоящего уровня. Например, при координации на основе метода согласования функций качества вышестоящий уровень нуждается в информации о локальных характеристиках нижестоящего  уровня; локальная функция качества есть не что иное, как агрегированная переменная.

В любом случае именно признание за нижестоящими уровнями права принимать решения своего уровня и вытекающая отсюда передача нижестоящим уровням значительной части работы по отысканию и принятию решений и составляют характерную особенность эффективных многоуровневых систем»[2].

Из приведенных утверждений следует вывод: если в логистической системе кластера наличествуют устойчивые связи на нижних (товаропроводящих) уровнях, следовательно, система хорошо координируема, т.е. логистическая система проектно-ориентированного кластера  устойчива и эффективна.

Библиографический список

1. Porter M., Emmons, W. Institutions for Collaboration: Overview. 2003.

2. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем // пер. с английского. – М.: Мир, 1973. – 344 с.

3. Куликовский Р. Оптимальное управление сложными иерархическими системами, сб. «Дискретные самонастраивающиеся системы», Труды 3-его конгресса ИФАК, вып. 3, изд-во «Наука», М., 1971.

4. Лукиных В. Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой. Монография/Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2010.–292 с.  

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 149-152 


Количество просмотров: 1825
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама