Приводятся примеры ухудшения логистических позиций в стране, которое увязывается с низким качеством государственного управления.
Ключевые слова: логистический подход, принципы, затраты, минимизация, валютная составляющая, ставка.
A.A. Lebedev,
master in marketing,
Boehringer Ingelheim GmbH,
V.A. Razumovskiy,
doctor of technical sciences, professor,
FSUE « Scientific and technical center «Infromtechnica»,
Moskow, Russia
Concerning the realization of logistics principles in national economics
Examples of worsening of logistic positions within the country, which are linked with a low level of state control, are provided.
Keywords: logistic approach, principles, costs, minimization, currency component, rate.
В работах [1, 2] были сформулированы основные методологические принципы логистического подхода: удовлетворение потребностей клиентов в заказываемой продукции; минимизация суммарных логистических издержек; синхронизация поставки товара (услуги), передачи товарораспорядительных документов и оплаты контракта. В совокупности эти принципы составляют укрупненную логистическую модель L, которая реализуется в международном бизнесе наиболее успешными компаниями:
|
L = K & min З & min R, R ≥ | ti – tj |, i, j =1,2,3, |
|
где
& – знак конъюнкции (одновременного выполнения)K – соответствие договорным требованиям клиента (заказчика, потребителя продукции);
З – суммарные (логистические) затраты (издержки); \|
min – минимизация;
| ti – tj |– абсолютная величина разности ti – tj |;
t1, t2, t3 – соответственно время поставки клиенту товара (услуги), передачи ему товарораспорядительных документов, оплаты клиентом поставленной продукции.
Покажем, как проявляются в отечественной практике перечисленные принципы в условиях нарастающего экономического кризиса. Для этого вначале (рис. 1) напомним схему расчетов по документарному аккредитиву [1], на примере которой третий логистический принцип разъясняется наиболее четко. Затем обратимся к материалам [3]. Здесь постоянно делается отсылка на аккредитив. И отмечается, что в связи с санкциями и антисанкциями, резкой девальвацией рубля, чрезмерной зависимостью от импорта продукции (в том числе от иностранных технологий и кредитов) и повсеместным ростом цен на внутреннем рынке «российские импортеры оказались в патовой ситуации: зарубежные поставщики не отгружают товар, впервые за два десятилетия требуя деньги вперед. Банки не кредитуют импорт, опасаясь банкротств, а европейские страховщики по той же причине отказываются страховать их финансовые риски».
Специалисты банковского сектора отмечают, что есть два противоположных тренда: там, где грузили без аккредитивов и гарантий, все хотят гарантий и аккредитивов; там, где принимались риски российских банков, теперь от них отказываются. Как следствие цены на аккредитивы с начала 2015г. (0,5-1% от поставки) выросли в разы: c 0,5-1% от поставки до 1,5-5%. На таких условиях работает весь импорт, включая бытовую технику, косметику, продукты питания и одежду.
Это привело к сложностям в работе иностранными поставщиками, т.к. многие российские компании перестали платить за заказанные товары. Тысячи и тысячи контейнеров скопились на складах, потому что товар просто не выкупают.
Даже Крым не соглашается на поставки предоплаты. «В случае с поставками яблок и груш из Крыма поставщики требуют предоплату 70-90%. Все боятся, непонятно – Россия, что с ней будет?» – говорит директор оптового поставщика овощей и фруктов. [3]
Понятно, что на рост цен (помимо фундаментальных факторов) влияет включение в логистические цепочки из-за введенного Россией продуктового эмбарго посредников – дополнительных затрат, не согласующихся со вторым принципом логистики. Так продуктовые сети, которые раньше работали напрямую с европейскими поставщиками, сейчас работают через третьих лиц, чтобы не получить штраф. Для примера, европейские яблоки в Россию поступают через Сербию и Турцию. [3].
Когда говорится о фундаментальных факторах, подразумевается, прежде всего «мнимая независимость отечественных производителей от курса рубля» [4]. Так, в станкостроении доля импорта (покупаемая на валюту) оценивается примерно в 90%, в тяжелом машиностроении – 70%, по нефтегазовому оборудованию – около 50%, в сельхозмашиностроении (в зависимости от категории продукции) – от 50% до 90%.[5] По данным Мясного союза России валютная составляющая в мясе птицы она 30-40%, в свинине – 40-50% за счет, например, кормов. Например, соевый шпрот на 90% бразильский. [4]
Другой пример по валютной составляющей из отрасли гражданского авиастроения. [6]. Согласно плану по импортозамещению Минпромторга России к 2021 г. «доля импорта в производстве шасси на самолет SSJ-100 должна снизиться и составить 30-50% вместо 100% в 2014году, тормоза и колес – 0-50% против 100%, доля импорта в производстве интерьера должна составить 0-50% вместо 90% к 2019 г., спасательных трапов – 0-40% вместо 100%».
Следует заметить, что подходы министерств к проектам импортозамещения отличаются. Наиболее прогрессивной (логистической) позиции, на наш взгляд, придерживается замминистра экономического развития Е. Елин. «Импортозамещение это синоним повышения конкурентоспособности российской продукции. Нужно перейти от формулы «плохое, дорогое, наше» к формуле «лучшее, дешевое, наше» Снижать издержки, повышать качество и производить более конкурентоспособную отечественную продукцию. В этой логике никаких искусственно отобранных проектов по ипортозамещению, которые в приоритетном порядке могут получить господдержку, быть не может». [7]
По сути, о том же говорит ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы В. Мау – «не следует отождествлять импортозамещение с навязыванием отечественных товаров низкого качества и по более высокой цене, да еще когда их производители требуют от бюджета дополнительной финансовой помощи. Нам действительно нужно импортозамещение, но такое, которое было бы конкурентноспособно в условиях открытого рынка». [8]
Вместе с тем промышленники не слишком верят в серьезное импортозамещение: 60% предприятий не готовы отказаться от импортного оборудования или сырья, 34% считают, что производимый в России аналог сильно уступает импорту по качеству. [7]
Другой источник роста потребительских цен (суммарных логистических затрат) – Банк Росси, поднявший в прошлом году для борьбы с инфляцией ключевую ставку с 10,5 до 17% годовых. Её увеличение, по словам главы Союзмолоко А. Даниленко, привело к удвоению стоимости кредитов – с 12 до 15%. Такая же картина у производителей мяса. Вот что говорит управляющий директор агробизнеса «Базового элемента» А. Олейник. «В начале 2014 года ставки по кредитам на строительство мясокомбината и свинотоварного комплекса составляли 14%, в конце 2014 года …банкиры инициировали переговоры о повышении ставок до 22-27%». [4]
Как результат (первый логистический принцип): Россия стремительно беднеет. [9] Помимо роста потребительских цен приходится говорить и о снижении качества потребляемой продукции. По данным [10] импорт в Россию из стран дальнего зарубежья за январь и февраль 2015г. упал на 36,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2014г. основными торговыми партнерами России стали Китай, Германия, США, Италия, Франция (соответственно 51; 33; 18,5; 12,7; 10,7 млрд долларов). И далее, в частности,
Ассоциация компаний интернет-торговли сообщает [11], что 70-80% всех зарубежных закупок в России приходится на Китай. При этом проверка китайскими правоохранителями крупнейшего интернет-аукциона страны Taobao (входит в десятку самых посещаемых сайтов планеты) показывает, что только 37,3% всех товаров в ассортименте оказались подлинными.
Заметим, не случайно здесь идет речь о первом логистическом принципе (клиенте, заказчике, потребителе продукции), т.к. конечной целью государственной политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому ухудшение логистических позиций в стране напрямую определяется низким качеством государственного управления.
Косвенно этот тезис подтверждают просьбы крупнейших российских производителей о господдержке. Так, например, Госкорпорация НПК «Уралвагонзавод» обратилась в правительство России за компенсацией более 3 млрд. рублей убытка, полученного по контракту с польской фирмой PESA на поставку трамваев в результате ослабления рубля. [12] По аналогии с Концерном Rheinmetall, который потребовал 120 млн. евро от властей ФРГ за срыв контракта с РФ. [13] Напомним, что защита и обеспечение рубля – основная функция Банка России. В этом смысле обращение «Уравагонзавода» вполне обоснованно.
Библиографический список
1. Разумовский В.А. О ВТО, логистическом подходе и инвестиционных мерах, связанных с торговлей. В сб.: “Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. Тр. Восьмой междунар. научно-практ. Конф. “ / РАН. ИНИОН. Отд. научного сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. – М.; Москва 2012. – Ч. 2. – 656 с., с. 303-309.
2. Лебедев А.А., Разумовский В.А. Логистический подход и оптимизация военно-экономического сотрудничества России со странами СНГ. В сб.: “Логистика – евразийский мост: материалы VIII Международ. науч.-практ. конф. (16-18 мая 2013 г., г. Красноярск). Ч. 1 / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2013. – 597 с., с. 265-270.
3. Адамчук О., Романова К. Магазины опустеют к лету: [Электронный ресурс]. //Газета.Ру. 2015. URL: http//www.gazeta.ru/business/2015/02/06/6402985.shtml. (Дата обращения: 13.04.2015).
4. Романова К., Фаляхов Р. Доллар в каждой пачке: [Электронный ресурс]. //Газета.Ру. 2015. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/01/23/6385497.shtml. (Дата обращения: 13.04.2015).
5. Дмитрий Медведев: РФ не ставит задачу тотального замещения импорта: [Электронный ресурс]. //Российская газета. 2015. URL: http://www.rg.ru/2015/04/03/import-site.html. (Дата обращения: 13.04.2015).
6. Минпромторг РФ утвердил план импортозамещения в авиастроении до 2020 года: [Электронный ресурс]. //Интерфакс. 2015. URL: http:// http://www.interfax.ru/russia/433921. (Дата обращения: 13.04.2015).
7. Базанова Е., Лютова М. Чиновники подберут кандидатов на поддержку для импортозамещения: [Электронный ресурс]. //Ведомости. 2015. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/02/12/bez-importa-ne-oboitis. (Дата обращения: 13.04.2015).
8. Мау В. Кризис, который нельзя упустить: [Электронный ресурс]. //Коммерсантъ.ru. 2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2684150. (Дата обращения: 13.04.2015).
9. Россия стремительно беднеет: [Электронный ресурс]. //Газета.Ру. 2015. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/03/05/6443153.shtml. (Дата обращения: 13.04.2015).
10. Импорт в Россию рухнул на треть за два месяца: [Электронный ресурс]. //Лента.Ру. 2015. URL: http://lenta.ru/news/2015/03/06/import/. (Дата обращения: 13.04.2015).
11. Китай завалил покупателей из РФ контрафактом: [Электронный ресурс]. //Metro. 2015. URL: http://issuu.com/metro_russia/docs/20150316_ru_ufa. (Дата обращения: 13.04.2015).
12. УВЗ попросил правительство РФ компенсировать 3 млрд. рублей убытков по контракту с PESA: [Электронный ресурс]. //Коммерсантъ.ru. 2015. URL: www.kommersant.ru/doc/2694903. (Дата обращения: 13.04.2015).
13. Концерн
Rheinmetall требует 120 млн. евро от
властей ФРГ за срыв контракта с РФ: [Электронный ресурс]. //Деловой
Петербург. 2015. URL: http://www.dp.ru/a/2015/03/14/Koncern_Rheinmetall_trebu/.
(Дата обращения: 13.04.2015).
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 140-144