Развитие теории и практики управления логистическими издержками и необходимость обеспечения прибыльной деятельности предприятий привели к формированию логистического контроллинга как целостной концепции экономического управления предприятием.
Ключевые слова: логистический контроллинг, центры логистических затрат, показатели логистического контроллинга, анализ отклонений логистических издержек
E.A.Koroleva,
doctor of economics, professor,
A.S. Surnina,
Admiral Makarov State
University of Maritime and Inland Shipping,
St. Petersburg, Russia
Logistics management system controlling costs
The development of the theory and practice of logistics costs and the need to ensure profitable operation of enterprises have led to the formation of the logistics of controlling how the holistic concept of economic management of an enterprise. Keywords: logistics controlling, logistics centers costs, metrics, logistics controlling, variance analysis of logistics costs
Объективной предпосылкой появления систем «контроллинга» явился промышленный рост в конце XIX – начале XX столетия, который привел к усложнению процессов управления и появлению новых подходов к планированию, учету и контролю на предприятии. В значительной степени на развитие контроллинга повлиял также мировой экономический кризис. Годы депрессии привели к осознанию того, что успешное управление предприятием связано с усилением внимания к внутрихозяйственному планированию, учету и контролю. Под контроллингом Дейле А., Майер Э. понимали координацию управленческих процессов, как внутри предприятия, так и предприятия с внешней средой, основу единой системы управления, нацеленной на эффективное использование ресурсов организации. Контроллинг направлен на выбор качественных и количественных целей организации, критериев для оценки степени их достижения, согласование и управление, что обеспечивает стабильное функционирование компании, повышает эффективность ее деятельности. Контроллинг способствует также принятию оперативных управленческих решений, направленных на реализацию целей. Тем самым контроллинг обеспечивает согласование целей оперативного и стратегического менеджмента.
Контроллинг представляет собой систему экономического управления производственно-финансовой деятельности компании, инструмент, позволяющий спрогнозировать коммерческую ситуацию, выявить отклонения в ходе реализации проекта, деятельности компании в целом и своевременно их скорректировать, оптимизировать затраты и результаты. Контроллинг- это система управления, нацеленная на получение максимальной прибыли при заданных условиях .
Развитие теории и практики управления издержками и необходимость обеспечения прибыльной деятельности предприятий привели к формированию контроллинга как целостной концепции экономического управления предприятием. Контроллинг основан на принципах «директ-костинга» и «стандарт-коста».
Логистический контроллинг базируется в основном на тех же принципах и предполагает следующие этапы: определение цели, допустимых отклонений и сроков; анализ фактического состояния на основе показателей в соответствии с определенными методами; сравнение фактического и планового состояния с учетом заданных областей допустимых отклонений и вниманием к причинам отклонений; планирование мероприятий по устранению недостатков на основе выявленных дефектов; создание новых плановых показателей по результатам проведенных мероприятий; составление отчета с утвержденной периодичностью как в расширенном, так и в сжатом виде.
Применительно к логистическим системам контроллинг должен проводиться на основе системы логистических показателей, которые включают:
- структурные и рамочные показатели для характеристики объема задач и имеющихся мощностей;
- показатели производительности, с помощью которых определяются производительности персонала, средств труда и производственного оборудования;
- показатели экономичности, с помощью которых затраты на логистику соотносятся с соответствующими единицами производственной деятельности;
- показатели качества для характеристики уровня достижения цели.
Эти показатели конкретизируются для логистических подсистем, т.е. для логистики снабжения, складирования и реализации, а также для материального потока и логистики в целом ( 1,82).
Таблица 1
Показатели логистического контроллинга
Группы показателей |
Показатели |
Структурные и рамочные |
Число работников, режим труда Число и тип транспортных и подъемно-транспортных средств Имеющиеся мощности (складские, производственные и др. площади) Уровень механизации и автоматизации Норма плановых затрат Объем выполняемых задач (перевозимое количество) |
Производительности |
Время транспортировки для каждого заказа Мощность транспортировки (число транспортных средств, структура парка) Производительность персонала Пропускная способность склада, погрузочно-разгрузочной рампы Уровень загрузки мощностей Доля ремонтных работ |
Экономичности |
Затраты на заказ Затраты на единицу груза/товара Затраты на тонну/км Эксплуатационные расходы на транспортные и подъемно-транспортные средства в единицу времени Связывание капитала запасами материалов на складах Издержки, вызванные дефицитом |
Качества |
Уровень обслуживания Качество услуг Частота возникновения ошибок, приводящих к ущербу |
Наряду с показателями важным инструментом контроллинга является оценка логистических затрат. Расчет логистических затрат почти не отличается от методов расчета других затрат, однако необходимо установить места образования этих затрат. Таковыми могут быть, например, места поступления товара, склад на который поступает товар, внутризаводской транспорт, склад готовой продукции и т.п.
Первым шагом в логистическом контроллинге является совершенствование системы отчетности и переход на группировку затрат по крупным статьям, удобным для анализа и принятия решений ( предпосылка к переходу планирования по центрам затрат) ( 1,271). В данном случае центром затрат будет подразделение логистики предприятия. Главный принцип отнесения затрат- распределение по местам их возникновения. Таким образом, затраты будут сгруппированы в том центре затрат, руководитель которого выступил с инициативой понести данные расходы. Для этого необходимо сформировать центры затрат, в которых будет заложено следующее деление затрат на производственном предприятии: основное производство, вспомогательное производство, логистика, маркетинг, продажи, администрация. На основе анализа публикаций зарубежных и отечественных ученых( 1,2,3) была дана классификация центров затрат с позиции логистики по их принадлежности к функциональному циклу: отдел закупок, технологический транспорт, склады сырья и материалов, отдел дистрибьюции, склад тары, склад готовой продукции, отдел обслуживания клиентов, отдел планирования производства.
Вторым шагом типичным для контроллинга является сравнение «план-факт». Отклонения определяются на основании сравнения бюджетных и фактических значений в течение планового периода с фактами соответствующего предыдущего периода (месяца, года). Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Анализ отклонений по центру логистических затрат наиболее интересен с позиции двух видов затрат: переменных и постоянных логистических издержек. Основными факторами отклонений переменных логистических затрат являются: объем производства, цена на ресурсы, норма расходов, изменение валютного курса, эффект изменения ассортимента. Другой аспект анализа отклонений логистических издержек- отклонение постоянных затрат. Они могут быть вызваны двумя причинами: реальное изменение (которое нужно корректировать) и временное отклонение (перераспределение общей суммы бюджета затрат во времени).
Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования, или инвентарным методом. Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечению месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляется в карточках или оборотных ведомостях особого рода, составляемых по отдельным видам или группам продукции.
Оперативное получение информации и обратная связь в целях определения причин отклонений позволяет четко реагировать на все изменения, тем самым своевременно принимать меры по экономии затрат в логистических системах, т.е. управлять затратами в течение бюджетного периода. Таким образом, факторный анализ отклонений дает возможность непосредственно вовлекать в процесс управления затратами различные функциональные подразделения, которые оказывают непосредственное влияние на величину издержек в логистике.
Библиографический список
1. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики. М.: Инфра-М, 2008.
2. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ. М.: ЭКСМО, 2006.
3. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. СПб.: Бизнес-Микро, 1999.
4.
Андрей Бочкарев, Вячеслав
Кондратьев, Вера Краснова и др. 7 нот
Менеджмента.-5-е изд.,доп.-М.: ЗАО « Журнал эксперт»,ООО « Издательство
Эксмо» 2002.-656с.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 124-128