На сегодняшний день, повышение уровня интеграции процессов компаний является неотъемлемой частью конкурентной борьбы на рынке. Конкуренция в условиях инновационной экономики разворачивается на уровне цепей поставок, а не отдельно взятых компаний.
Ключевые слова: логистика, процесс, цепь поставок, Bullwhip – эффект, риск, информационные системы
A.S. Konishchev,
post-graduate student,
State University – ESPC,
Oryol, Russia
Control methods participant integrated economic system
To date, increased levels of integration processes of the company is an integral part of competition on the market. Competition in the innovation economy is set at the level of the supply chain, rather than individual companies.
Keywords: logistics, process, supply chain, Bullwhip - effect, risk, information systems
Производственно – логистические процессы, претерпевающие постоянные изменения, порождают все новые концепции построения системы производства и логистики. Систем, адекватных уровню развития рыночных отношений. С середины XX века происходил переход от ненасыщенного «рынка производителя» к насыщенному «рынку потребителя». "Рынок производителя" являлся отправной точкой развития рыночного механизма, в котором главную роль играют требования потребителей к качеству производимых товаров.
За повышение качества, последовали требования по удовлетворению индивидуальных требований клиентов. Данный факт привел к развитию ориентированной на клиента философии ведения и построения бизнеса.
В последнее время многие компании перенаправили свое внимание с вопросов реструктуризации на изучение ключевых компетенций. Это привело к уменьшению количества внутрифирменных процессов компании, и передачей неосновных функций на аутсорсинг. Если первоначально компании старались максимально оптимизировать внутренние процессы в организациях, то в конце XX века произошел переход к внешней. Компании начали процесс соединения между собой в процессе создания стоимости [1].
Появление новой формы конкурирования, основанной на стратегической интеграции предприятий, а так же углубление информационных технологий в бизнес, стало предпосылками появившихся значительных изменений в подходах к организации и управлению бизнесом.
Как было сказано выше, традиционные системы управления производства и логистики предприятия, рассматривают внутрифирменные процессы как изолированные элементы, с собственными планами и тенденциями развития. Однако возникающие отклонения или колебания спроса конечного потребителя, порождают значительные срывы планов других участников созданной логистической цепи. Несогласованные действия, информационная недостаточность и оптимизация лишь определенных процессов и операций приводит к возникновению так называемого Bullwhip - эффекта. Данный эффект вызывает увеличение амплитуды колебания спроса, по мере движения информации по логистической цепи. Возникновение Bullwhipe-эффекта приводит к нарушению бесперебойности движения ТМЦ и информационных потоков внутри логистической цепи, тем самым вызывая самые разнообразные по степени опасности риски.
Снижение риска и негативных последствий Bullwhip-эффекта, достигается за счет создания комплексной интегративной системы взаимодействия предприятий, в состав которой должны войти:
· реинжиниринг ключевых бизнес-процессов и интегрированное планирование и управление всей логистической цепью;
· создание единого информационного пространства (или виртуального предприятия) для открытой координации и коммуникации участников логистической цепи [1].
Всем этим условиям соответствует существующая на Западе уже около 15 лет концепция SCM — Supply Chain Management – управление цепями поставок. До сегодняшнего дня среди специалистов по менеджменту и логистике нет единого мнения по поводу определения этого понятия. Одни специалисты по логистике рассматривают управление цепочками поставок с точки зрения материальных потоков. Другие считают, что управление цепями поставок является логистической концепцией организации производства. Третьи — что управление цепями поставок — часть концепции корпоративного (или стратегического) менеджмента на предприятии [3].
В современном мире SCM позволяет сохранять конкурентоспособность организации и приумножить ее преимущества, так как стремительное развитие рынка, ужесточение конкуренции, требование к повышению качества обслуживания клиентов, ставят перед компаниями новые задачи. SCM позволяет оптимизировать все процессы создания стоимости (от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя)
Однако, ввиду того что цепи поставок являются многоструктурной системой, которая развивается в условиях рыночной среды, ее функционирование связано так же как и в случае функционирования предприятия в одиночку, со значительной неопределенностью. Причинами этой неопределенности могут служить неточность данных, колебания спроса, неверная интерпретация предоставляемой информации, не стандартная или не прозрачная организация бизнес-процессов компаний входящих в цепь поставок и т.д.
Факторы неопределенности необходимо учитывать на этапах планирования цепи поставок и реализации плана. Это существенно усложняет планирование работ в цепях поставок и повышает требования к гибкости планов и разработке механизмов согласованных действий участников цепи поставок, как в штатных, так и в нештатных ситуациях. Классификация видов неопределенности. Неопределенность — многозначное понятие, характеризующееся большим количеством значений.
Выделяют четыре основные группы источников неопределенности:
• первая включает факторы, относящиеся непосредственно к объекту, с которым происходит взаимодействие среды и субъекта (субъектов), обладающего собственными знаниями, например, базой знаний;
• вторая содержит факторы, относящиеся к среде (неопределенность воздействия среды на «погруженные» в нее объекты);
• третья включает факторы, вызванные расплывчатостью, неясностью мышления и знаний человека (субъективная или персоналистическая неопределенность, которая проявляется при взаимодействии человека и окружающей его среды);
• четвертая группа — это факторы, обусловленные неопределенностью, противоречивостью накопленных знаний [3].
Неопределенность среды характеризуется ограниченностью знаний о природе изучаемых объектов, когда неизвестные факторы представляют собой объекты изучения теории вероятности. Заранее предполагается, что характеристики этих факторов уже известны или, возможно, будут получены. В большинстве случаев математическое описание степени влияния невозможно или будет сделано недостаточно точно, потому что процессы в цепи поставок непостоянные, носят переменный характер. Поведенческая неопределенность обусловлена интересами компании и управленческой активностью поставщиков. Анализ этого вида неопределенности строится на методе нечеткой логики, игровых моделях и многоагентных системах.
Неопределенность целей связана с невозможностью однозначно формулировать цели и задачи управления цепями поставок. Для решения таких мультикритериальных задач используют генетические алгоритмы и нейронные сети. Персоналистическая и логическая неопределенность мало изучены. Они отображают неопределенность между мышлением, знаниями человека и знаниями искусственных интеллектуальных систем. Эти факторы обусловливают управленческий риск. Однако такой вариант классификации в полной мере не отображает всю сложность взаимосвязей рассматриваемых факторов неопределенности.
Мониторинг риска в цепи поставок. Важнейшими составляющими управления риском в цепи поставок являются создание единого информационного пространства и координация участников, благодаря чему осуществляется качественная информационная поддержка, которая определяет успешность и эффективность систем управления цепей поставок. На этапе оперативного управления риском применяются системы SCEM — Supply Chain Event Management. Основная идея концепции SCEM построена на непрерывной актуализации информации о процессах, происходящих в цепи поставок обнаружение отклонений/нарушений в выполнении работ;
• принятие решения об устранении негативных последствий возникших отклонений. Системы SCEM предназначены для выявления нарушений и отклонений в выполнении работ, идентификации затрагиваемых участков цепи поставок и оповещении их о причинах и последствиях нарушений. Для эффективного функционирования SCEM-систем необходимо создание единого информационного пространства из информационных систем всех участников цепи поставок. SCEM основывается на следующих трех важнейших положениях: 1) это информационные системы для считывания и передачи актуальной информации о процессах в цепи поставок (например, tracking and tracing systems (T&T), RFID)); 2) этот метод используется для сравнения фактических и плановых показателей выполнения работ в цепи поставок; 3) это метод моделирования, который используется при принятии решений по восстановлению эффективности выполнения работ в цепи поставок. от в цепи поставок.
На рис. 1 представлена основная идея анализа событий в концепции SCEM, которые являются ключевыми элементами в SCEM.
Рисунок 1 - Концепция анализа событий в SCEM
Таким образом, на современном этапе развития рыночных отношений, когда конкуренция вышла за рамки одного предприятия, важнейшую роль в стратегии функционирования играет процесс интеграции и построения адекватной и гибкой системы контроля и управления бизнесом.
Существующие концепции управления цепями поставок покрывают возникающие при этом проблемы и риски не целиком. Лишь грамотное сочетание концепций управления интегрированных структур способствует достижению поставленных перед бизнесом целей.
Библиографический список
1. Иванов Д.А. Логистика стратегическая кооперация. М. :ООО «Вершина», 2007. 160 с.
2. Сергеев В.И. Еще раз к вопросу о терминологии в логистике и управлении цепями поставок // Логистика и управление цепями поставок. – 2006. – № 5. – С. 6-18.
3.
Хашман Т.Т. Управление цепочками поставок. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 10
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 120-124