Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 10:58:44
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Проблемы и перспективы развития логистики в Республике Крым

В данной статье рассматриваются основные задачи и цели логистики. Её идеи являются принципиально новыми для большинства российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников. В этой связи целесообразно остановиться на основных положениях логистики. Рассмотрены ключевые проблемы логистики в России и возможности их решения.

Затронут вопрос влияния изменения правового статуса Крыма на развитие транспортной логистики. Рассмотрены перспективные направления транспортной логистики, которые должны более интенсивно развиваться в Республике Крым.

Ключевые слова: логистика, транспортная логистика, транспортные расходы, поток, цепи поставок.

 

A.S. Kondratieva,

student,

 A.I. Voloshin,

candidate of economics, associate professor

Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russia

The problems and perspectives of logistics development in the Republic of Crimea

This article is devoted to the main goals and objectives of logistics. It’s ideas are fundamentally new for the majority of Russian entrepreneurs, managers, engineers and technical workers. In this regard, it is important to concentrate on the main provisions of logistics. The key problems of logistics in Russia, their possible solutions are presented here.

The impact of changes in the legal status of Crimea on the development of transport logistics is raised in this article. Perspective directions of transport logistics, which should be more intensively developed in the Republic of Crimea are also considered.

Keywords: logistics, transport logistics, transportation costs, flow, supply chain

 

На современном рынке предприятия должны ориентироваться не только на собственные интересы, а на интересы потребителей. Данное стремление должно выражаться в максимальном удовлетворении их запросов, в сочетание достойного уровня качества товаров, услуг и остальных потребительских свойств. Но немаловажным фактором является стоимость товаров и услуг, которая зависит от уровня издержек, возникающих при производстве и реализации. Снижение данных издержек возможно только при применении различных логистических методов непосредственно на всем цикле движения товаров и услуг.

Все функции и операции должны быть четко спланированы, управляемы и координированы в целом. Процессы, протекающие в рамках отдельных функций, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек. Основу работы логистики составляют различные сферы деятельности: закупка сырья, материалов, производство, сбыт продукции, транспортировка, информационное обеспечение, а также различные системы управления запасами, качества товаров и услуг, планирование.

Идеи логистики являются принципиально новыми для большинства российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников. В этой связи целесообразно остановиться на основных положениях логистики.

В настоящее время существует несколько десятков определений термина "логистика". В общем, под логистикой понимается – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [1].

На наш взгляд, наиболее удачным является определение ведущих российских ученых Л. Б. Миротина и А. Г. Некрасова, которое сформулировали краткое определение логистики. В соответствии с ним логистика – это зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок [2].

Оперативная задача логистики состоит в том, чтобы организовать такое географическое размещение источников сырья, незавершенного производства, запасов готовой продукции, которое отвечало бы потребностям в них и одновременно, было бы сопряжено с минимальными возможными издержками. Благодаря управлению материальными потоками  в промышленно развитых странах сырье и материалы поступают в свободные производственные мощности, а готовые продукты распределяются по маркетинговым каналам среди потребителей.

Общая задача состоит в том, чтобы обеспечить намеченный (целевой) уровень обслуживания потребителей при минимальных общих издержках.

Итоговый логистический индекс Российской Федерации, в соответствии с мировым рейтингом эффективности логистических систем, составляет 2,41, что соответствует 95 месту из 155 стран, рядом с такими странами как Гвинея-Бисау и Того.

По результатам, проводимого раз в два года исследования, отражающим уровень развития различных секторов логистики, Россия имеет следующие показатели: системы прозрачности и контроля - 79 место; качество логистики и компетенций - 92 место; своевременность доставки - 94 место; инфраструктура (включая объекты транспортной и складской логистики) - 97 место; международные отгрузки - 107 место [3].

Доля транспортных расходов в структуре ВВП России около 20% - одна из самых высоких в мире. В связи с чем, потенциал роста экономики России ограничен до 3% в год в ближайшие 5-7 лет.

Ключевыми являются следующие проблемы логистики в России [4]:

·                     Неразвитая логистическая инфраструктура создает барьеры для создания эффективной сети, развития отрасли и экономики в целом;

·                     Неэффективность цепей поставок в России приводит к низкой конкурентоспособности российской промышленности;

·                     Планирование логистики: не синхронизированность фактических продаж с планами, производством и закупками; длинный лаг коррекции производства и закупок при нестабильном спросе.

·                     Организация поставок: малое количество "качественных" поставщиков – низкая конкуренция; риск попадания в зависимость от поставщиков; высокая себестоимость в сценарии самостоятельного производства.

·                     Не оптимальная сеть поставщиков;

·                     Неэффективная карта потоков, загрузка и тип транспорта, упаковка и т.д.

·                     Производство и закупки: конфликт интересов между производством (достаточность запасов) и закупками/контроллингом (минимизация "замороженной" ликвидности).

·                     Прозрачность затрат: отсутствие прозрачности в формировании логистической составляющей себестоимости (закупки, транспортировка, хранение и т.д.)

·                     Высокие удельные затраты на складскую логистику: хранение и грузообработку.

·                     Срывы и невозможность качественного планирования транспортной логистики.

Изменение правового статуса Крыма больше всего отразилось на транспорте, который является кровеносной системой полуострова, и, как следствие, логистике региона. Транспортная система вносит весомый вклад в развитие республики. В Крыму присутствуют все виды транспорта за исключением речного. Ранее абсолютное большинство поставок осуществлялось с материковой части Украины. В данный момент поставки с этого направления осуществляются, но их объем значительно сокращен. Учитывая сложившуюся ситуацию в Крыму необходимо формирование новых путей поставки материалов и логистических центров. Немаловажным остается и вопрос обеспечение должного пассажиропотока в Крым во время курортного сезона.

Транспорт и связь в Республике Крым занимают второе после промышленности место (15,7%) в формировании Валового регионального продукта. В деятельности транспортного комплекса Республики Крым за последние годы наметились положительные сдвиги, а именно увеличение объема перевозок грузов, развитие пассажироперевозок и др. Изменение правового статуса Крыма естественным образом повлечет за собой развитие новых транспортных потоков, а также развитие морского вида транспорта. Выгодное географическое положение, специфика территориальной организации хозяйства, естественные условия оказывали содействие развитию в Крыму морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного видов транспорта, которые составляют единую взаимосвязанную и взаимодополняющую систему.

Перспективными направлениями, которые должны более интенсивно развиваться в Республике Крым, являются: автомобильный транспорт; морской транспорт; авиатранспорт.

Наряду с этим существуют факторы, сдерживающие развитие транспорта, к которым можно отнести: недостаточный объем инвестиций в отрасль (12,1 % общего объема инвестиций Республики Крым); значительный износ основных фондов по всем видам транспорта, морально устаревшая производственная база, в частности подвижного состава (износ 60 %), несоответствие их технического уровня нормативным требованиям [5].

Существующая транспортная система Крыма имеет ряд проблем:

·                   Морально устаревшие транспортные средства;

·                   Трудности с наличием эффективных каналов грузооборота и пассажирооборота с регионами РФ;

·                   Осложнение экспортно-импортной деятельности полуострова в связи с частичным признанием Крыма в качестве субъекта Российской Федерации;

Вместе с тем, в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации открылся ряд преимуществ развития транспорта и логистики в республике, таких как

·                   Уход ряда крупных компаний из Крыма;

·                   Снижение цен на топливо (бензин, ДТ, газ, керосин);

·                   Льготная налоговая политика в Крыму;

·                   Развитие паромного сообщения;

·                   Развитие авиационного транспорта с льготными ценами для пассажиров;

·                   Развитие круизного транспорта;

·                   Необходимость в организации новых логистических каналов для поставки товаров в Крым и из него;

В связи с вышесказанным можно выделить основные тенденции развития логистики в Республике Крым. Они направлены на решение таких задач, как снижение рисков безопасности цепей поставок, укрепление их устойчивости, обеспечение создания ценности товаров для потребителей, удовлетворение потребностей потребителей, оптимизацию логистических затрат на всем протяжении цепочек поставок, поддержание текущего уровня и повышение качества логистического обслуживания клиентов, повышение эффективности логистических операций и производительность персонала/ресурсов, а также мотивация компетентного персонала на улучшение операционных/финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок [6].

Библиографический список

1.        Резер С.М., Родников А.Н. Логистика. Cловарь терминов/под ред. проф. С.М. Резера.-ВИНИТИ РАН, 2007.- 412 стр.

2.        Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Эффективность интегрированной логистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_80/article_2676/

3.        Черкин Э. Управление цепями поставок. Лучшая российская и мировая практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rolandberger.ru/media/pdf/Roland_Berger_Supply_Chain_Management_20130911.pdf

4.        Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xcomp.biz/logistika-transport-i-sklad-v-cepi-postavok/

5.        Транспорт и логистика. Эра Крым. Региональный центр экономического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://erakrim.com/strategicheskie-sferyi/transport-i-logistika/

6.        Демин В.А. Что такое логистика? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ec-logistics.ru/logistika.htm

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 115-120


Количество просмотров: 14497
теги:

Еще публикации: