В данной статье рассматриваются основные задачи и цели мониторинга логистических издержек. В этой связи целесообразно остановиться на основных положениях логистики. Рассмотрены ключевые проблемы логистических издержек в России и возможности их решения.
Затронут вопрос мониторинга логистических параметров. Рассмотрены перспективные направления управления логистическими издержками, которые должны более интенсивно развиваться.
Ключевые слова: логистика, система управления издержками, логистические системы, логистические издержки
G.A. Demchenko,
deputy director,
Siberian Branch of the International Center for Logistics,
Krasnoyarsk, Russia
Approaches to the monitoring of logistics indicators of agricultural consumers supply and realization cooperation venue "Agrotraid"
This article discusses the main goals and objectives of monitoring logistic costs. In this regard, it is advisable to stay on the main provisions of logistics. Address key issues of logistics costs in Russia and their possible solutions are given. We prepared the issue of monitoring logistic parameters and perspective directions of logistics costs, which should be more intensively developed.
Keywords: logistics management system costs, logistics systems, logistics costs
В современных условиях экономики России трудно переоценить то значение, которое имеет наличие информации об издержках для деятельности предприятия и результатов этой деятельности. Пользователями такой информации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры, кредиторы, органы исполнительной власти.
Процесс управления затратами и себестоимостью продукции предприятия носит комплексный характер и предусматривает решение вопросов формирования издержек производства и себестоимости как отдельных видов продукции, так и по всей их совокупности, установление продажных цен по каждому изделию и определение их рентабельности, выявление и практическое использование резервов экономии затрат и снижения себестоимости, осуществление контроля за состоянием и характером изменений фактической себестоимости и величины затрат по сравнению с плановыми показателями, утвержденными предприятием, и в динамике.
Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления издержками:
* при прогнозировании, оценке ожидаемой величины затрат и с целью выявления путей развития предприятия и ожидаемой прибыли и рентабельности на период более двух лет;
* в процессе планирования, т. е. обоснования величины затрат и себестоимости продукции на предстоящие один-два года с учетом организационного уровня производства и влияния всех факторов, которые поддаются количественной оценке. Особое значение при текущем планировании затрат и себестоимости продукции имеет экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших, об учете эффективности использования всех видов ресурсов, новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрения новой технологии и т. д.;
*при нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции и т.д.
При этом следует отметить, издержки обращения, взятые в целом, составляют довольно значимую величину в составе издержек предприятия: их доля в себестоимости промышленной продукции российских форм составляют от 5-6% до 50% и выше. Поэтому снижение этих затрат - важный резерв повышения рентабельности предприятий в производственной сфере.
Реальная экономическая среда, сложившаяся в стране, заставляет снабженческо-сбытовые организации учитывать различия в выгодности купли-продажи дорогих, и дешевых товаров. Это привело к тому, что главная целевая функция снабжения и сбыта - обеспечение потребного покупателям ассортимента товаров в нужное для них время - отходит на задний план во всех тех случаях, когда для снабженческих организаций речь идет об их выгоде в части снижения издержек обращения. Для снабженческих организаций выгодно не полное обеспечение потребителей нужным им ассортиментом товаров, а сбыт дорогостоящей их части.
Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив Агротрейд в Емельяновском районе представляет модельный ряд китайских тракторов DongFeng, Xingtai(Синтай), Shifeng. С 2009 года в Россию поставлялось около 20 различных моделей минитракторов производства Китайской народной республики. Эти модели оснащались двигателями сравнительно небольшого объема, от 1,5 л и менее, на дизельном топливе одно и двух цилиндровые, а также и бензиновыми.
Также в наличии весь спектр навесного и прицепного оборудования для применения в сельском хозяйстве, в коммунальной сфере и строительстве.
Китайские тракторы - 40 видов навесного оборудования. Двухступенчатое сцепление, гидроподвеска, гидроусилитель руля, капот из стекловолокна, единая приборная доска, ремень безопасности. Двигатель: 3 цилиндра вертикальные, водяное охлаждение, 4х-тактный.
Вся предлагаемая техника производится по новейшим технологиям на современных совместных предприятиях, в свободных экономических зонах Китая.
Вся выпускаемая техника имеет высокое качество сборки, надежность в работе и низкие цены.
СПССК «Агротрейд» по договору обеспечивает поставку сельскохозяйственной техники и её сервисное обслуживание в гарантийный и послегарантийный период.
Производители техники предоставляют гарантию 1 год или 1500 мото-часов, в зависимости, что наступит раньше.
В Емельяновском районе работают на сегодняшний день 64 сельскохозяйственных потребительских кооператива: 35 снабженческо-сбытовых, 28 кредитныхи 1 обслуживающий. В 2014 году создано 16 сельхозкооперативов, в т.ч. 13 снабженческо-сбытовых и 3 кредитных.
Анализ показал, что при росте уровня обслуживания логистических систем до 0,96 уровень логистических издержек растет почти прямо пропорционально росту уровня обслуживания потребителей, а затем логистические издержки растут по экспоненциальной зависимости. Так логистические системы по сбыту запасных частей имеют уровень обслуживания 0,96 (выполняют 96% запрошенных потребителями поставок запасных частей по заказанному ассортименту в срок с доставкой в заданное место). При уровне обслуживания выполняются 98% заказов потребителей, но при этом существенно дорожают логистические издержки из-за того, что надо расширить в 3 раза ассортимент запасных частей, хранящихся на снабженческо-сбытовом складе организации посредника, принимающей участие в осуществлении логистического процесса, что требует крупных инвестиций и ведет к росту цены обслуживания.
Измеряют издержки обращения в логистике с помощью ряда показателей:
1) в процентах от суммы продаж товаров;
2) в денежном выражении на единицу меры, объема, площади проданных товаров;
3) в процентах от объема условно-чистой продукции;
4) в процентах от валового объема национального продукта (по стране, взятой в целом).
По оценкам экономических исследователей, большую часть издержек на сбыт составляют издержки на хранение товаров- 41% от общей суммы затрат на сбыт; 34% составляют издержки на транспортировку товаров; 19% - на содержание обслуживающего персонала; 5% - на содержание складских помещений; 1% - на содержание транспортно-складского оборудования.
Основная часть сбытовых издержек расходуется, как показано, на хранение готовых товаров и их перевозку от места производства к месту потребления. Весомы также издержки на заработную плату работников, осуществляющих процесс хранения и сбыта; издержки на содержание складов и транспортно-складского оборудования относительно невелики и занимают в общих логистических издержках на сбыт всего 6%.
Неодинаков также состав издержек, называемых затратами на хранение товаров. Иногда сюда относят только размер средств, отвлеченных в запасы, т.е. величину средств, израсходованных на формирование запасов. Однако значительное число фирм учитывает расходы по данной статье затрат комплексно.
В расходы на хранение товаров включают:
· затраты на складское хозяйство, куда входит арендная плата за складские помещения и расходы на содержание собственных складских помещении
· затраты на моральный износ запасов изделий с коротким циклом пригодности к использованию
· издержки вследствие ухудшения характеристики товаров из-за их отсырения, повреждения при погрузке-разгрузке, потере качества при хранении, из-за чего они порой становятся не пригодными к использованию
· налоги на запас (имущество)
· капитальные издержки - затраты на займы у банков и затраты собственного капитала, который фирма использовала для инвестиций в запасы
· расходы на страхование запасов, которое является во многих странах обязательным
· заработную плату обслуживающего персонала складов, на которых хранятся товары
· затраты на содержание транспортно-складского оборудования
· расходы на учет запасов
· амортизационные отчисления на стоимость складских помещений и оборудования складов
· потери прибыли за счет замораживания капитала в запасах на складе
При таком расширительном толковании в статью затрат по хранению товаров входят, как показано, многие издержки на их сбыт, включая заработную плату обслуживающего персонала, содержание складских помещений и транспортно-складского оборудования, вне данной статьи сбытовых издержек остается только транспортировка товаров.
Таким образом, проблема издержек одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержки обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса-движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Оперативное внедрение мероприятий по их оптимизации позволит обеспечить эффективность функционирования логистической системы.
В настоящее
время существуют весьма разнообразные подходы и методики структуризации,
классификации и исчисления издержек логистической системы.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 90-94