Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 18:47:44
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Проблемы реализации процесса планирования поставки мощности на оптовый рынок

В настоящее время в ЕЭС России наблюдается существенное превышение объема предложения мощности над спросом. В этих условиях приоритетной целью государственной политики в области электроэнергетики становится минимизация стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке при сохранении инвестиций в отрасль для надежного и бесперебойного энергоснабжения в средне- и долгосрочном периодах. Для достижения этой цели стоят задачи в устранении существующих ограничений реализации отраслевых планов средне- и долгосрочного развития, а также улучшения координации между субъектами планирования.

         Ключевые слова: планирование, поставка мощности, оптовый рынок электроэнергии и мощности

M.A. Budylin,

post-graduate student,

Siberian State Aerospace University

named after academician M. F. Reshetnev,

Krasnoyarsk, Russia

Problems in implementation of the planning process of capacity supply to the wholesale market

         Currently, there is a significant excess of capacity supply over demand in the UES of Russia. Under these conditions, a priority objective of the state policy in the power industry becomes the minimization of the cost of electricity and capacity on the wholesale market, while maintaining investments in the industry for reliable and uninterrupted electricity supply in the medium and long term. To achieve this, there are challenges in the removal of existing constraints of the implementation of the sectoral plans for medium- and long-term development, and improving coordination between actors of planning.

         Keywords: planning, capacity supply, wholesale electricity and capacity market

 

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с точки зрения организации оптового рынка электроэнергии и мощности можно выделить следующие принципы государственной политики в электроэнергетике [1]:

1.                     обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;

2.                     использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

3.                     экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.

Исходя из вышеизложенных принципов организация оптового рынка мощности должна преследовать следующие цели:

·        обеспечение покрытие спроса на электрическую энергию и мощность соответствующим объемом конкурентного предложения

·        создание условий для инвестиций в отрасль (возможности для генерирующих компаний производить строительство, реконструкцию (модернизацию) генерирующего оборудования)

·        минимизация стоимости электроэнергии и мощности для потребителей.

В настоящее время в ЕЭС России наблюдается существенное превышение объема предложения мощности над спросом (табл.1), следовательно проблема возможного дефицита генерирующих мощностей остро не стоит.

На конец 2014 года общая установленная мощность электростанции ЕЭС России составила 232452 МВт, располагаемая мощность на годовой максимум потребления – 213356 МВт, нагрузка электростанций на годовой максимум потребления мощности ЕЭС России составила 156125 МВт [2]. Коэффициент наличия мощности (отношение располагаемой мощности к нагрузке электростанций)  составил 1,367. При этом плановый коэффициент резервирования для целей конкурентного отбора мощности на 2014 год составлял 1,164 [3].

Это означает, что 20,3% предлагаемой на рынке мощности в настоящее время не востребовано. Указанная ситуация усугубляется  крупными вводами генерирующих мощностей при отсутствии значительных выводов из эксплуатации, а также прекращением роста электропотребления в ЕЭС России в 2013-2014 гг. с неблагоприятным прогнозом на среднесрочную перспективу [2,4].

Таблица 1

Основные показатели работы ЕЭС России в 2011-2014 гг.

Показатель

Ед. изм.

2011

2012

2013

2014

Уст. мощность

МВт

218 235,8

223 070,8

226 470,2

232 451,8

Вводы

МВт

4 688,3

6 134,3

3 738,4

7 296,3

Вывод из эксплуатации

МВт

1 507,2

1 911,4

684,0

1 762,6

Расп. мощность

МВт

200 997,0

210 997,0

208 378,0

213 356,0

Нагрузка на годовой макс. потребления

МВт

149 603,0

158 986,0

149 253,0

156 125,0

Выработка э/э

млрд кВ*ч

1 019,4

1 032,3

1 023,5

1 024,9

Потребление э/э

млрд кВ*ч

1 000,1

1 016,5

1 009,8

1 013,9

Исходя из складывающейся ситуации приоритетной целью становится минимизация стоимости электрической энергии и мощности при сохранении инвестиций в отрасль для надежного и бесперебойного энергоснабжения в средне- и долгосрочном периодах.

Принятый 28.06.2014 Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в зависимости от сроков планирования позволяет выделить 2 нормативно-правовых акта для проведения эффективной государственной политики в сфере электроэнергетике:

·        Долгосрочный период планирования – энергетическая стратегия России до 2030 года

·        Среднесрочный период планирования – схема и программа развития ЕЭС России на 2014-2020 гг., которые призваны детализировать энергетическую стратегию

Статьей 19 № 172-ФЗ предусмотрено, что отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации могут содержать план мероприятий на среднесрочный период в соответствующей отрасли экономики, сроки и этапы проведения мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования  Российской Федерации, а также ожидаемые результаты проведения таких мероприятий [5].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для реализации средне- и долгосрочной стратегии развития электроэнергетики имеются все необходимые предпосылки. Но вместе ее исполнение наталкивается на следующие сложности:

1.                проведение отборов генерирующих объектов для поставки мощности на оптовый рынок на 1 год вместо 4-х, как это предусмотрено Правилами оптового рынка, из-за несовершенства действующей модели и необходимости постоянной корректировки входных параметров. Экспертами «НП Совет рынка» называются следующие недостатки:

·                   искажения в системе ценообразования на оптовом рынке мощности

·                   неотбор необходимой мощности в рамках существующей процедуры конкурентного отбора мощности. По результатам конкурентных отборов мощности отобранная генерация не позволяет обеспечить надежное электроснабжение – в итоге необходима дополнительное назначение и оплата вынужденной генерации. В 2015 году на КОМ не отобрано 17300 МВт, из которых по итогам Правительственной комиссии отнесены к вынужденным по электрике 7502 МВт, к вынужденным по теплу 5238 МВт.

·        участие в отборе «некачественного» («плохого») оборудования

o   низкие требования к минимальным техническим характеристикам для участия в КОМ

o   недостаточные барьеры для участия в КОМ для оборудования с низким коэффициентом использования установленной мощности

o   недостаточные штрафы для генерирующего оборудования с низким коэффициентом готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии

o   отсутствие механизмов по выводу с рынка неэффективной мощности

·        неучет фактора маловодности при планировании поставка мощности на оптовый рынок гидроэлектростанциями

Для преодоления указанных проблем и усовершенствованию действующей модели оптового рынка мощности на уровне Правительства РФ, Минэнерго России, организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка разрабатываются соответствующие изменения в Правила и регламенты оптового рынка электрической энергии и мощности.

2.                недостаток координации в части кратко- и среднесрочного планирования между федеральными органами исполнительной власти (Минэнерго России, ФСТ России), организациями технологической (ОАО «СО ЕЭС») и коммерческой инфраструктуры (НП «Совет рынка»). В настоящее время взаимодействие предусмотрено только в рамках информационного обмена.

Например, с целью формирования сводного прогнозного баланса ФСТ России генерирующие компании – субъекты оптового рынка – обязаны направлять свои предложения как в ФСТ России, так и в ОАО «СО ЕЭС» и НП «Совет рынка». При этом направленные значения могут значительно отличаться от плановых значений, используемых в процедуре конкурентного отбора мощности и определения плановых объемов поставки со стороны системного оператора ОАО «СО ЕЭС». Никаких последствий для генерирующих компаний не предусмотрено.

Решение указанных проблем будет способствовать совершенствованию системы планирования, развитию рыночных отношений на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также гарантировать собственникам генерирующих объектов возврат инвестированного капитала.

Библиографический список

1.      Федеральный  закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

2.      Отчет о функционировании ЕЭС России в 2014 году, подготовленный ОАО «СО ЕЭС» [Электронный ресурс]. URL: http://so-ups.ru/index.php?id=tech_disc2015ups (дата обращения 05.04.2015).

3.      Информация, необходимая для проведения конкурентных отборов мощности на 2014 год(по группам зон свободного перетока, публикуемая ОАО «СО ЕЭС» [Электронный ресурс]. URL: http://monitor.so-ups.ru/?P=42&DocumentID=209  (дата обращения 05.04.2015).

4.      Щербаков Е. Запас до лучших времен // Эксперт Сибирь. 2015. № 13-14 (447), С. 28-29.

5.      Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 57-61


Количество просмотров: 2692
теги:

Еще публикации: