В статье рассматривается роль логистики как инструмента достижения конкурентного преимущества транспортной организации. Описывается взаимодействие транспортной организации и предприятия торговли. Сформулированы основные принципы интеграции в процессе товародвижения. Выявлены основные причины, затрудняющие внедрение логистических принципов на предприятии. Предложены направления развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию логистики торговых предприятий. Определены функции логистических служб торговых предприятий, обеспечивающих интеграционное взаимодействие предприятия транспорта и торговли.
Ключевые слова: логистика, экономика, интеграция, транспорт, конкуренция
R.R. Bashirzade,
Saratov state technical University
named after Y. A. Gagarin,
Saratov, Russia
Logistics as a tool of achieving competitive advantages of the transport organization
The role of logistics as a tool to achieve competitive advantages of the transport organization is discussed in the article. The interaction of the transport organizations and enterprises of trade are described. The basic principles of integration in the process of goods movement are formulated. The main causes are revealed, which complicate the implementation of logistic principles in the enterprise. The directions of development of integration processes are proposed, which contribute the improvement of logistics in the trade enterprises. The functions of logistics services of trading enterprise are defined, which provide integration interaction of the enterprises of transport and trade.
Keywords: logistics, economics, integration, transport, competition
Логистика как инструмент достижения конкурентного преимущества предприятиями различных отраслей экономики имеет стратегическую значимость и оказывает влияние на все экономические показатели, в том числе на доходы и прибыль. Роль логистики состоит в том, без ее использования не могут быть эффективно выполнены основные операции по снабжению, производству и сбыту. Логистика позволяет контролировать наличие товаров на складе, оборачиваемость запасов, их своевременное пополнение и недопущение дефицита товаров, влияет на изменение (сокращение) трансакционных издержек, снижение уровня совокупных издержек, оптимизирует время и расстояние доставки товаров, влияет на рост качества торговых услуг. В конечном итоге логистика существенно повышает эффективность деятельности розничных торговых предприятий на рынке. Особая роль отводится логистике при организации транспортировки как одного из видов операционной логистической деятельности. Рационализация процесса транспортного обслуживания товаропотоков способствует сокращению потерь при транспортировке,
Рассмотрим на примере взаимодействия транспортных предприятий и предприятий торговли, в котором наиболее наглядно проявляются интеграционные процессы. В исследовании исходим из удовлетворения потребностей покупателей. Их интересуют качество товаров, уровень обслуживания, уровень цен на товары, наличие дополнительных услуг, время на поиск и приобретение товара в магазине, которые в свою очередь определяются степенью внедрения логистических подходов в розничном предприятии.
На основе проведенного анализа литературных источников и практики предприятий торговли и транспорта сформулируем основные принципы их интеграции в процессе товародвижения:
1) организация быстрой доставки товаров в розничное торговое предприятие;
2) оптимизация маршрутов доставки и транспортных расходов;
3) применение современных информационных систем, позволяющих контролировать получение товара и размещение его на складе, управлять товарными запасами, проводить инвентаризации и прочее;
4) качественное обслуживание покупателей;
5) быстрое реагирование на изменение спроса;
6) использование современных технологий продажи, таких как мерчендайзинг;
7) минимизация совокупных издержек обращения торгового предприятия, которая приведет к снижению цен и увеличению рентабельности.
В большинстве предприятий использование этих принципов находится на низком уровне, вследствие того, что термин логистика понимается как развитие транспорта и складского хозяйства, то есть как наиболее узкая сфера применения логистики. Выделим основные причины, по которым внедрение логистических принципов интеграции в деятельность небольших предприятий торговли затруднено:
– недостаточная концентрация капитала для собственного развития;
– отсутствие финансовых возможностей для организации специально оборудованных складских помещений, в том числе и отдельно стоящих;
– ограниченные площади для организации торгового зала, вспомогательных помещений;
– отсутствие собственного транспорта и оборудования для хранения и перемещения товаров;
– формирование специфического ассортимента, предназначенного для удовлетворения повседневного спроса (товары подобного ассортимента, как правило, с небольшим сроком хранения, быстрооборачиваемые).
Возрастающая конкуренция на российском рынке заставляет торговые предприятия использовать различные методы для сохранения прибыльности компании за счет сокращения логистических издержек. Основным направлением по снижению логистических издержек в розничной торговле является именно интеграция, позволяющая организовать товарные потоки оптимальным образом.
Интеграционные процессы в розничной торговле обусловлены, с одной стороны, низкой конкурентоспособностью большинства магазинов, которые не обладают достаточной концентрацией капитала для собственного развития, и с другой стороны, необходимостью повышения качества функционирования самих торговых предприятий. Мы полагаем, что развитию интеграционных процессов способствуют:
1. Понимание логистики как инструмента в создании и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
2. Перспективы и тенденции по развитию новых организационных форм – логистических сетей.
3. Развитие информационных технологий, позволяющих осуществлять эффективное управление всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.
Необходимо отметить, что количественные и качественные изменения в розничной торговле способствуют совершенствованию логистики торговых предприятий, за счет чего они получают следующие преимущества:
1) увеличивается объем и частота закупок товаров розничными торговцами;
2) в связи с расширением ассортимента в розничных торговых предприятиях увеличивается количество поставщиков, работающих с ритейлерами;
3) с повышением доли полуфабрикатов, свежей скоропортящейся продукции возросла скорость движения товарных запасов через всю цепочку поставок розничных торговцев;
4) в связи с увеличением доли рынка, принадлежащей сетевой розничной торговле, происходит увеличение степени централизации закупок;
5) повышается уровень взаимодействия с поставщиками и уровень интеграции и сотрудничества по всей цепи поставок;
6) за счет постоянного укрупнения масштабов деятельности происходит постоянное сокращение удельных издержек (в том числе логистических) розничной торговли;
7) возрастает роль логистики розничной торговли вследствие перераспределения сил в канале сбыта, поскольку именно торговые предприятия определяют, какие товары и от каких производителей будут представлены в магазине;
8) внедрение систем быстрого реагирования, направленных на улучшение управления запасами, ускорение движения товарных потоков, реагирование на изменение потребностей покупателей и снижение случаев возникновения дефицита товара путем внедрения систем электронного обмена данными, систем штрих-кодирования и использования современной упаковки, позволяющей перемещать товар в торговый зал без предварительной подготовки.
Логистическое интегрирование потоковых процессов на отдельных предприятиях охватило все логистические функции на предприятии. Логистическая интеграция – это процесс объединения нескольких логистических функций и товарных ресурсов торговых предприятий с целью повышения эффективности их деятельности.
Логистически интегрированными считаются те магазины, объединение которых базируется на принципах логистики. Значительные резервы повышения эффективности могут быть выявлены в результате системного интегрирования закупок, транспортирования и других процессов, охватываемых логистикой.
Функции логистических служб торгового предприятия могут быть следующими:
– отдел закупок: поиск партнеров и формирование рациональных хозяйственных связей по закупкам, в том числе организация коммуникаций с поставщиками: оценка конъюнктуры рынка предложения; выбор оптимальной модели и условий закупок, в том числе определение оптимального уровня обслуживания, определение цены закупки; разработка оптимальной схемы, сроков условий, порядка и валюты расчетов, контроль оплаты за поставленные на фирму ТМЦ;
– транспортный отдел: расчет потребности в транспорте; определение параметров транспортировки, разработка оптимальных схем движения транспортных средств, маршрутизация; выбор вида и типа транспортных средств, перевозчика; заключение договора на потребление транспортных услуг, разработки требований к транспортной таре, погрузочно-разгрузочным операциям и т.д.;
– служба продажи: поиск потребителей, организация коммуникаций с потребителями; оценка конъюнктуры спроса; разработка оптимальных условий поставки, расчет цены поставки; разработка сервисной политики, организация оптимального логистического обслуживания потребителей; проектирование оптимальных схем расчетов, определение сроков, условий, порядка, валюты платежа и т.д.;
– складское хозяйство: организация погрузочно-разгрузочных работ; осуществление качественной и количественной приемки груза; разработка технологических карт внутрискладского перемещения транспорта и единиц хранения, размещение поступившей товарной массы в местах складирования и хранения; управление запасами; подготовка продукции и производственному потреблению.
Таким образом, можно констатировать, что логистическое интеграционное взаимодействие предприятий транспорта и торговли на современном этапе приобретает все большую практическую направленность и способствует развитию таких областей логистики как производственная логистика, логистика управления запасами, логистика распределения, сбытовая логистика, транспортная логистика, логистика складирования, информационная и финансовая логистика. В свою очередь, развитие логистической деятельности позволяет оптимизировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов, в результате чего повышается эффективность функционирования предприятий в целом. Обеспечение устойчивой работы транспортного предприятия и совершенствование процесса управления производством в период серьезных преобразований экономической системы возможно только на основе использования современных технологий, в частности, логистических.
Библиографический список
1. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – ХХХ, – 634 с.
2. Будрина Е.В. Некоторые аспекты технологии принятия управленческого решения на предприятии транспорта / Е.В. Будрина // Логистика: Современные тенденции развития: материалы XIIIМеждунар. науч.-практ. конф. 24, 25 апреля 2014 г.: мат. докл./ ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) и др. – СПб.: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2014. – 386 с.
3.
Эльдештейн Ю.М.,
Шапорова З.Е. Задача оптимизации
схем транспортировки / Ю.М. Эльдештейн, З.Е. Шапорова // Логистика –
евразийский мост: мат-лы IX Международной науч.–практ. конф. (15-16 мая 2014 г. , г. Красноярск) / Краснояр. гос.
аграр. ун-т. – Красноярск, 2014. – 426 с.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 49-53