Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 1:30:48
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Регулирование эффективности на основе матричной системы с применением логистических инструментов

В данной статье обосновывается логистический подход регулированию эффективности деятельности предприятий плодоовощного комплекса. Разработан механизм регулирования эффективности на основе матричной системы. Раскрыты  инструменты логистического механизма регулирования и форм их взаимосвязи.

Ключевые слова: регулирование, эффективность, стимулирования развития логистической цепи, матричная система с применением логистических инструментов,программирования, организации, мониторинга и регулирования.

N.R. Asadullina,

PhD, associate professor,

Tashkent Institute of Railway Transport Engineers,

Tashkent, Uzbekistan

Regulation of efficiency on the basis of matrix system with application of logistical tools

In given article we substantiate the logistical approach to the regulation of efficiency of the activity of the enterprises of fruit and vegetable complex. The mechanism of regulation of efficiency on the basis of matrix system has been developed. Tools of the logistical mechanism of regulation and forms of their interrelation have been opened.

         Keywords: regulation, efficiency, stimulations of logistical chain development, matrix system with application of logistical tools, programming, organization, monitoring and regulation.

 

Регулирование представляет собой одну важнейших стадий управлен­ческого цикла, вытекающую из того, что всякий самоуправляемый объект в условиях рыночной экономики подвержен действию противоречивых тенденций. Таких как тенденция к организации, обеспечиваемая деятельностью объекта уп­равления, и тенденция к дезорганизации, обусловленная, как правило, влиянием внешних факторов. Это, к примеру, приток новых элементов  в систему, нарушающий организацию сложившихся взаимосвязей ее компонентов, формулировка новых задач, связанных с изменением существующего порядка и  новым упорядочением системы управления, называемым на практике  реорганизацией или переходным периодом. Дезорга­низация может быть и следствием недостатков в системе функциониро­вания объекта управления.

В условиях постоянных возмущающих воздействий на си­стему задача субъекта управления состоит в том, чтобы по­средством регулирования обеспечить или адаптацию внешних влияний, то есть включение их в рамки существующей организации, или их нейтрализацию. В результате система должна сохранять способность своей динамической устойчивости, относительного постоянства. Если перед системой ставятся новые задачи, то субъект управления должен перестраивать, реорганизовывать систему в соответствии с требованиями новых задач, используя для этого уже имеющиеся компоненты или сознательно вводя в объект управления новые элементы из окружающей среды. В случае, когда признаки дезорганизации, приводящие к на­рушению нормального функционирования объекта, проявля­ются в самом субъекте, то субъект самореорганизуется, саморегулируется.

Наконец, при обнаружении препятствий в про­хождении прямой и обратной информации эти препятствия устраняются, тем самым восстанавливаются связи объекта и субъекта регулирования.

В регулировании прояв­ляется антиэнтропийная природа управления. Уменьшение энтропии и сохранение тем самым на определенном отрезке времени динамической устойчивости системы - общая черта, закономерность процессов управления такой сложной динамиче­ской системой какой является плодоовощной комплекс и его предприятия.

В условиях рыночной экономики и обусловленной ею конкуренции на предприятиях плодоовощного комплекса неизбежно проявляются процессы авторегуля­ции, посредством действия стихийных, природно-климатических и статических факто­ров, обусловленных перенасыщенностью системы связями ее элементов. Они  обусловливают упругость системы по от­ношению к воздействиям конкурентной среды. Однако любая система с позиций логистического подхода не терпит перенасыщенности связей, вызывающих дополнительные потери и издержки. Поэтому уменьшение энтропии в функционировании предприятий плодоовощного комплекса должно являться результатом регулиру­ющей деятельности на макро , мезо и микроуровнях экономики. В принципе, система регулирования с позиций логистического подхода должна обеспечить рациональность связей, их простоту и контролируемость, отсутствие ненужных компонентов в уп­равляемой и управляющей системах, а также лишних проме­жуточных звеньев в коммуникациях между ними. 

Регулирование выступает в качестве важного и необходимого процесса не только потому, что предприятия плодоовощного комплекса вынуждены поддерживать со­стояние упорядоченности системы посредством адаптации или противодействия факторам дезорганизации и реорга­низации  в целях решения поставленных перед ними конкурентной средой но­вых задач,  необходимой самореорганизации для преодоления недостат­ков в собственном функционировании, но и потому, что внешняя по отношению к плодоовощному комплексу среда, постоянно движется и развивается. Происходят существенные макроэкономические изменения, меняется рынок, инвестиционный климат, происходят инновационные процессы в технике и технологии производства, изменяются люди - повышается их квалификация, профессиональный и культур­ный уровень, национальный менталитет. Система регулирования должна своевременно улавливать все существенные изменения и соответствующим образом воздейство­вать на предприятия, чтобы обеспечить не только динамическое равновесие системы их функционирования, но и ее постоянное совершенствование, развитие.

Развитие предприятий плодоовощного комплекса их движение представляет собой их переход из одного состояния в другое. Этот переход может осуществляться только под воздействием адекватной системы регулирования. Таким образом, переход предприятий плодоовощного комплекса из одного состояния в  другое совершается под воздействием присущих системе регулирования закономер­ностей, протекающих в ней прогрессивных тенденций, учета задач, стоящих перед плодоовощным комплексом и его предприятиями в формируемой рыночной среде.

Формы, методы и механизмы регулирования экономических объектов весьма разнообразны. В моделях рыночной экономической политики государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему. Обычно регулирование экономики осуществляется с помощью трех основных механизмов рыночной конкуренции, корпоративного и государственного регулирования. Эти механизмы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, их соотношение весьма подвижно.  На макроэкономическом уровне они должны обеспечить экономический рост и экономические пропорции, которые складываются в первую очередь под воздействием рыночного регулирования - механизмов конкуренции, свободного рынка. Их инструментами служат цены, процентные ставки, валютный курс, курс ценных бумаг и др. Сложная система диверсифицированных рынков и товаров, капиталов, труда, валюты, ценных бумаг через складывающуюся на них систему меновых, курсовых сигналов направляет ресурсы в сферы их эффективного использования. Давление конкуренции, побуждая к инновациям, регулирует динамику издержек, качества продукции. Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночным механизмам распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют предприятиям осуществлять самонастройку применительно к императивам экономического роста, инновациям, быстро меняющимся внутренним и внешним условиям.

В условиях растущей диверсификации производства и интеграции предприятий в крупные многоотраслевые производственные конгломераты повышается роль корпоративного регулирования развития и повышения эффективности таких крупных объектов как плодоовощной комплекс. Многоотраслевые конгломераты такого типа обладают высокой конкурентоспособностью, мощным воздействием на распределение ресурсов, структуру рынков и существенным влиянием собственной логистической системы на развитие всей экономики. Формы корпоративного регулирования многообразны и базируются на сочетании иерархических принципов управления и контроля над ресурсами внутри многоотраслевых конгломератов, долгосрочных стратегий в области производства, маркетинга и логистики с образованием гибких и автономных производств, ячеек на микроуровне, налаживанием кооперационных связей между фирмами в инновационной сфере, инвестиционного, информационного и инфраструктурного обеспечения.

Государственное регулирование  дополняет и корректирует действие механизмов рыночного и корпоративного регулирования, создает условия для их функционирования и нейтрализует связанные с ними негативные тенденции. В этих целях используется обширный арсенал средств административного и правового, прямого и косвенного регулирования в различных формах экономического регулирования,  прежде всего на основе косвенных, кредитно-денежных регуляторов. Эта система регуляторов диктует правила экономического поведения субъектам рынка правила экономического поведения.

Вместе с тем, современные рыночные отношения, складывающиеся в конкурентной среде, требуют использования новых механизмов регулирования для повышения эффективности деятельности предприятий плодоовощного комплекса. Этим новым механизмом может стать логистический подход. Он не отвергает иных механизмов регулирования – макроэкономического, финансового и т.п., но развивает и дополняет их. При этом  выступая как важнейший способ саморегулирования деятельности предприятий антиэнтропийной направленности. В отличие от других механизмов регулирования он имеет свои собственные, присущие только ему инструменты и рычаги.

Однако они не однородны и делятся на две группы. В первую входят инструменты и рычаги общего характера. Они в определенной степени подобны такого же рода инструментам, используемым в иных механизмах. Вторую же группу образуют исключительно специфические элементы, присущие только логистике.

К первой группе относится программирование потоков (материальных, финансовых и информационных), предполагающее разработку стратегических и текущих программ формирования хозяйственных связей между предприятиями. А также  организация потоков, включающая установление контрактных отношений, определение форм, условий и направлений поставок, в-третьих, обеспечение мониторинга материальных, финансовых и информационных потоков, в-четвертых, стимулирование создания эффективных потоков.

Вторая группа инструментов логистического механизма регулирования эффективности предприятий плодоовощного комплекса включает следующие элементы: реализация конкурентоспособной стратегии; ориентированное обслуживание потребителей; снижение издержек; стратегическое управление временем выполнения заказов; управление цепью поставок и запасами.

Совокупность этих инструментов регулирования органично взаимосвязана и может быть представлена в следующей матрице разработанной автором  (табл.1.)

Прямые и обратные связи в квадрантах матрицы показывают взаимосвязь инструментов регулирования. К примеру, вектор-строка S1 говорит о том, что конкурентоспособная стратегия реализуется путем программирования, организации, мониторинга и регулирования. Аналогично вектор-столбец  S1 показывает, что программирование материальных, финансовых и информационных потоков предполагает реализацию конкурентоспособной стратегии, ориентированного обслуживания потребителей; снижения издержек, стратегического управления временем выполнения заказов, управления цепью поставок и запасами.

Раскрытие  инструментов логистического механизма регулирования и форм их взаимосвязи позволяет сформулировать методологию формирования логистических потоков и анализа эффективности их реализации на предприятиях плодоовощного комплекса. Они вытекают, во-первых, из открытого  принципа множественности воздействия на регулируемый объект и во-вторых, из интегрального влияния, определяющего синергетическое воздействие на эффективность предприятий. 

Таблица 1.

Матричная система логистических  инструментов механизма регулирования эффективности развития плодоовощного комплекса

c568a916eed058094815f9f87ac64212.jpg

Поэтому, как мы полагаем анализ эффективности должен вестись на основе не одного, а целой системы критериев, при этом общий эффект достигается не суммой отдельных эффектов от реализации действия того или иного инструмента регулирования, а от упорядоченной  эксплуатации дополнительных возможностей, возникающих при реализации всей совокупности логистических инструментов, синхронизации на базе этого индивидуальных, групповых и общих действий по регулированию материальных, финансовых и информационных потоков, достижения   таким путем лучших результатов, чем это можно было бы сделать при применении каждого инструмента регулирования в отдельности. Иными словами, можно априори говорить о том, что общий эффект от запуска всего логистического механизма значительно превышает суммарный эффект от частного использования его инструментов.

Библиографический список

1.                  Асадуллина Н.Р. Формирование концепции логистического подхода в управлении отраслевым комплексом в условиях модернизации экономики: монография, изд. «Фан» АНРУз., Т. 2008. –173с.

2.                  Афанасенко И., Борисова В. Экономическая логистика: Учебник для вузов.  Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013.-432 с.

3.                  Гаррисон А., Ван Г.Р. Логистика. Стратегия управление и конкуренция через цепочки поставок: учебник/ НАуч. Ред. К.В. Садченко; Пер. 3-го англ. изд. – М.: Дело и Сервис, 2010. -368 с.

4.                 Логистика учебник/ В.В.Дыбская,  Е.И.Зайцев,  В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. – М.: Эксмо, 2011. – 944с. – (Полный курс МВА). Левкин Г.Г.  Использование Концепции логистики в сельском хозяйстве /Г.Г. Левкин // Логистика сегодня №4  2012 С. 222-234.

5.                 Логистика учебник/ В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И.Сергеев, А.Н.Стерлигова. – М.: Эксмо, 2011. – 944с. – (Полный курс МВА).

6.                 А.Ф. Расулев, К.В. Павлов, Н.Р. Асадуллина. Экономика Узбекистана в условиях интеграционных процессов на постсоветском пространстве: РАН. ИНИОН. /Россия и современный мир М.: 2014. №3 (84) стр.157-168.


ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 36-42


Количество просмотров: 2011
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама