Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 16:30:16
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Приоритетные направления совершенствования функционирования логистической системы управления пассажирскими перевозками

В статье рассмотрены проблемы, препятствующие росту конкурентоспособности транспортных услуг, исследованы преимущества развития системы управления пассажирскими перевозками на основе применения логистических принципов и предложены приоритетные направления совершенствования ее функционирования в инновационной логистике.

Ключевые слова: логистическая система, пассажирские перевозки, направления совершенствования, управление

N.V. Astaphieva,

doctor of economics, associate professor,

E.V. Pronina,

post-graduate student,

Saratov state technical University

named after Y. A. Gagarin,

Saratov, Russia

Priority ways of perfection of logistics system of passenger transportation management functioning

The article considers the problems hampering the growth of competitiveness of transport services, investigated the advantages of the development of the control system of the passenger transportation based on the application of logistics principles and proposed priorities for improving its functioning in innovative logistics.

Keywords: logistics system, passenger transportation, areas of improvement, management

 

В современных экономических условиях одной из важнейших проблем развития транспортной отрасли России является отсутствие сбалансированной транспортной системы. Мобильность и транспортная подвижность населения в нашей стране являются очень низкими по сравнению с другими развитыми странами, располагающими обширной территорией. Без обеспечения эффективного процесса функционирования транспортной системы невозможно полноценное развитие экономики регионов и страны в целом, а также полноценное удовлетворение потребностей населения в качественных транспортных услугах.

Основные проблемы, препятствующие повышению конкурентоспособности транспортных услуг, заключаются в низком уровне доступности и качества транспортного обслуживания, недостаточном уровне обеспечения безопасности дорожного движения, усилении неблагоприятного воздействия транспорта на окружающую среду. Данные факторы обусловили существенные ограничения роста экономики регионов и развития транспортной системы страны в целом.

Перспективное развитие российской экономики требует решения следующих системных вызовов транспортной отрасли: повышения требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечения безопасности и устойчивости транспортной системы; существенного роста конкурентоспособности российской транспортной системы; планирования пассажирских перевозок на основе прогноза социально-экономического развития страны и регионов и составления транспортно-экономического баланса; увеличения мобильности населения, грузов, услуг и капитала.

В настоящее время наблюдается тенденция изменения подхода к развитию мировой транспортной отрасли, появляются инновационные технологии, пересматриваются бизнес-модели, осуществляется поиск латентных, не задействованных до настоящего момента резервов управления, происходит изучение лучшего мирового опыта и определяется возможность его использования в российских условиях с учетом корректировки в соответствии с существующими реалиями. Современный подход к развитию данной отрасли должен быть ориентирован, на наш взгляд, на оптимизацию управления пассажиропотоками в транспортной системе и повышение конкурентоспособности транспортных услуг путем интеграции всех транспортных процессов на основе логистического подхода. Инновационные логистические технологии переходят в область повышения эффективности бизнеса и сокращения затрат, что особенно актуально в период кризиса.

Логистика в области организации управления транспортной системой обладает огромным потенциалом, реализация которого проявляется, прежде всего, в следующих направлениях (рис. 1).

Совокупный (или синергетический) эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных транспортных систем ценной для рынка способности обеспечивать перевозки пассажиров в нужное время, в нужное место, с предоставлением необходимого уровня качества транспортного обслуживания с минимальными транспортными затратами.

При организации целостных логистических систем в сфере пассажирских транспортных перевозок происходит смещение акцентов от управления отдельными видами ресурсов к интегрированной оптимизации бизнес-процессов. При этом ценность логистического подхода проявляется в сопряжении интересов транспортных предприятий различных форм собственности, разработки системы стимулирования для привлечения независимых перевозчиков в сегмент социальных перевозок и формирования межкорпоративной координации участников транспортного процесса в целях лучшего обслуживания потребителей [1].

 

6d5215f266276803b9fb76b8ed8b07c2.jpg


 

Рисунок 1 – Направления реализации потенциала логистики в области организации управления транспортной системой

Для совершенствования методов управления пассажирскими перевозками рекомендуется применение логистического инструментария, основанного на положениях адаптивного реагирования логистической системы управления пассажирскими перевозками на изменение пассажиропотоков, которые основаны на имитационном моделировании и построении стохастической модели процесса распределения пассажиропотоков на мезоуровне и направлены на снижение величины логистических затрат. В основе предлагаемых положений лежит использование принципа хронотопа и применение имитационного моделирования. Под принципом хронотопа предлагается понимать взаимосвязь временных и пространственных отношений, возникающих между элементами логистической системы управления пассажирскими перевозками.

Важнейшей особенностью развития современной логистической системы управления пассажирскими перевозками является переход к информационно-аналитическим управляющим системам, основанным на органической взаимозависимости маркетинговых и логистических исследований и позволяющим реализовывать уникальные технологии управления движением автобусов, автобусными станциями и автовокзалами за счет использования современных, в первую очередь, спутниковых, технических средств идентификации и контроля дислокации подвижного состава и состояния инфраструктуры автомобильных дорог. Ключевыми составляющими системы поддержки принятия решений в сфере управления пассажирскими перевозками становятся:

·                    технология аналитической обработки данных и предоставления необходимой информации для оперативного принятия решений;

·                    современные технологии сбора и представления данных (технологии спутникового мониторинга, мобильные технологии, геоинформационные технологии, web-технологии и др.);

·                     технология интеллектуальной поддержки принятия решений и др.

Логистизация отрасли пассажирских перевозок может осуществлять с использованием как базовой, так и инновационной логистики. В современных условиях важным элементом деятельности логистических систем становятся управление инновациями и оценка инвестиционных проектов, а также логистическая координация в процессе выработки решений, касающихся продуктовых или процессных инноваций. Инновационную логистику можно определить, на наш взгляд, как совокупность научных знаний, принципов и методов рациональной организации инновационной деятельности транспортных компаний и управления потоковыми процессами, возникающими в сфере разработки и реализации инноваций, с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования логистических инструментов и принципов управления.

К числу основных задач инновационной логистики в системе управления пассажирскими перевозками относятся:

- генерирование новых идей и разработка логистических стратегий в области управления потоковыми про­цессами в транспортно-логистической системе на основе разработки и последующего внедрения экономико-математических и оптимизационных моделей;

- изучение, интерпретация и использование мирового опыта осуществления инновационной деятельности в области логистики и его адаптация применительно к реальным условиям и потенциальным воз­можностям развития действующих транспортных структур;

- разработка организационно-экономического механизма обеспечения функционирования гармоничной системы управления пассажирскими перевозками с учетом возможностей локализации логистических инноваций и особенностей существующей модели организации пассажирских перевозок.

Инновационная логистика отвечает за процесс проектирования и внедрения организационно-экономических улучшений в систему управления пассажирскими перевозками с целью прогнозирования, конфигурирования возникающих пассажиропотоков и их координации с материальными, финансовыми и информационными потоками пассажирского комплекса, снижения совокупных логистических затрат и повышения качества обслуживания пассажиров [1].

В качестве приоритетных направлений совершенствования функционирования системы управления пассажирскими перевозками в рамках логистических систем, на наш взгляд, можно выделить следующие:

·        обоснование рациональных структур управления пассажирскими перевозками, влияющих на формирование транспортных систем и учитывающих интересы населения и государства;

·        реализация интегрированного подхода к развитию транспортных систем в регионах и стране в целом;

·        развитие сети многофункциональных логистических центров;

·        разработка логистических принципов и методологии обеспечения транспортной системы подвижным составом и современными технологиями с учетом экономических и экологических аспектов;

·        создание специализированных логистических корпораций, как на основе независимых компаний, так и на основе дочерних структур предприятия;

·        интеграция внедренческих и сервисных функций на основе развития инновационного логистического сервиса.

Таким образом, логистические принципы обеспечения поддержки и развития системы управления пассажирскими перевозками и транспортной системы в целом, основанные на интеграции и координации стратегического управления системой пассажирских перевозок на микро-, мезо- и макроуровнях, повысят качество и обоснованность управленческих решений в транспортной отрасли на всех уровнях управления и будут способствовать повышению качества и доступности транспортных услуг и росту мобильности и транспортной подвижности населения.

Библиографический список

1. Голоскоков В.Н. Особенности инновационной логистики и ее применение в сфере железнодорожного транспорта // Креативная экономика. 2007. № 6 (6).  С. 75-82.


ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 26-31


Количество просмотров: 5426
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама