Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 мая 6:16:10
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистические модели и алгоритмы регулярного контрейлерного сообщения на территории РФ

Одной из успешно применяемых в развитых странах интермодальных (мультимодальных) технологий транспортировки являются контрейлерные перевозки. Основными результатами выполненных работ являются: анализ существующей методологии и успешного опыта реализации кон­трейлерных перевозок (КНТРЛ) в нескольких странах Евросоюза и США; анализ действующей в РФ нормативно-правовой базы; анализ методик применения средств компьютерного моделирования; разработка возможных моделей организации регулярного контрейлер­ного сообщения, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП); разработан подход к созданию компьютерной модели.

Ключевые слова: логистика, интермодальные и мультимодальные технологии, грузоотправитель, грузополучатель, грузовладелец, транспортировка, перевозка, груз, контрейлер, нормативно-правовая база; компьютерное моделирование, государственно-частное партнёрство

A.V.Astaphiev,

T.A.Zaistev,

D.E. Steblestov,

post-graduate students

Moscow State University of Railway

Engineering (MIIT)

Moscow, Russia

Logistical models and algorithms regular contrailer transportations in territory of the Russian Federation

One of successfully applied in the developed countries intermodal (multimodal) technologies of transportation are contrailer transportations. The basic results of the executed works are: the analysis of existing methodology and successful experience of realisation contrailer transportations in the several European Union countries and the USA; the analysis of is standard-legal base operating in the Russian Federation; the analysis of techniques of application of means of computer modelling; working out of possible models of the organisation regular contrailer traffics, including with application of mechanisms PPP; the approach to creation of computer model is developed.

Keywords: logistics, intermodal and multimodal technologies, consignor, consigner, the cargo owner, transportation, traffic, cargo, contrailer, standard-legal base, computer modelling, state-private partnership

 

Настоящее исследование проводится в рамках государственного контракта № РТМ-58/14 от 29.09.2014 г., заключенного между Федеральным казенным учреждением «Дирекция государственного заказчика по реализации ФЦП Модернизация транспортной системы России» (ФКУ «Ространсмодернизация») и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ)).

Важнейшим направлением развития транспортного комплекса нашей страны, определенным «Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года», является сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры и современных логистических технологий транспортировки. Одним из приоритетов при этом является развитие интермодальных перевозок, в том числе контрейлерных технологий (КНТРЛ). Уникальность данного вида транспортной деятельности состоит в сочетании надежности, скорости и пунктуальности железно-дорожного (ж.-д.) транспорта с оперативностью и гибкостью автомобильного.

Анализ современной отечественной и мировой практики показывает, что наиболее востребованным транспортно-логистическим сервисом является до-ставка товаров непосредственно от грузоотправителя грузополучателю. Так называемая доставка «от двери до двери». Поскольку такая доставка во многих случаях не может быть выполнена одним видом транспорта, все большее значение приобретает развитие интермодальных (мультимодальных) перевозок.

Одной из успешно применяемых в развитых экономиках интермодальных (мультимодальных) технологий транспортировки являются КНТРЛ, которые в России пока ещё не получили недостаточное развитие.

В период 2009-2013 гг ОАО «РЖД» проведена значительная работа по реализации проекта организации регулярных КНТРЛ на «пространстве 1520», в том числе: определены основные требования к системе «подвижной состав – терминалы»; разработаны технические требования на проектирование специализированных вагонов-платформ для КНТРЛ, изготовлены и проходят сертификационные испытания промышленные образцы; разработаны типовые решения технологического процесса эксплуатации контрейлерного терминала; разработан технологический процесс работы ж.-д. станции, обслуживающей контрейлерный терминал; определена Тарифная политика, разработан (в виде исключительного) тариф на КНТРЛ по маршруту ст. Бусловская – ст. Кунцево-2 (утвержден ФСТ); в части формирования нормативно-правовой базы разработаны контрейлерный габарит погрузки, Приложение № 14 к Соглашению о международном грузовом ж.-д. сообщении (СМГС) в части размещения и крепления автотранспортных средств в КНТРЛ, порядок перевозок и регламент размещения и крепления интермодальных транспортных единиц в российско-финляндском ж.-д. сообщении, в рамках ревизии СМГС ведётся работа по утверждению правил перевозки интермодальных транспортных единиц в международном ж.-д. грузовом сообщении; проведена серия опытных КНТРЛ по маршруту Хельсинки - Москва. В 2014 году ОАО «РЖД» разработаны соответствующие изменения и дополнения в Правила перевозки грузов ж.-д. транспортом, а также проекты Межправительственных соглашений по организации КНТРЛ для пилотных маршрутов в сообщении с Финляндией, Латвией, Литвой, Польшей, Украиной и Словакией.

Актуальное состояние проекта характеризуется следующими основными документами: Системные решения (предпосылки, анализ зарубежного опыта, технологический концепт) - одобрены научно-техническим советом ОАО «РЖД»; Концепция организации регулярных КНТРЛ на «пространстве 1520» (определение требований к системе «подвижной состав – терминалы», маршрутная сеть, перевозочные технологии, основы тарифной политики, основные экономические и социальные эффекты), одобренная Объединенным ученым советом ОАО «РЖД», получила положительное заключение Минтранса РФ.

По результатам соответствующих слушаний в Общественной палате РФ, РСПП, Федеральном Собрании РФ, ОАО «РЖД», Государственной Думе РФ и др. / 16-22 / рекомендовано: считать организацию КНТРЛ одним из приоритетов транспортной политики РФ; рассматривать инфраструктуру КНТРЛ (подвижной состав, терминалы) в качестве сетевого мобилизационного ресурса в системе обеспечения национальной безопасности; определить в качестве оптимальной модели управления проектом реализацию принципов ГЧП; предусмотреть необходимость корректировки нормативно-правовой базы.

Обоснование инвестиций в организацию регулярных КНТРЛ (анализ рыночных условий, генеральная схема, основные эффекты, схема финансирования, «дорожная карта»), предполагающее, что инвестиционная нагрузка будет распределена в зависимости от получаемых эффектов, при этом государственные инвестиции будут направлены, главным образом, на формирование терминальной сети, ОАО «РЖД» – на ж.-д. путевое развитие, частного бизнеса – на развитие операторской деятельности, включая оснащение терминалов и приобретение подвижного состава.

Оценка основных проектных рисков показала высокий уровень зависимости проекта от привлечения значительных объемов инвестиций из различных источников финансирования (в том числе бюджетного), а также скоординированности действий органов исполнительной власти и бизнес-структур.

С учетом перечисленных факторов, для дальнейшего развития КНТРЛ в РФ в настоящее время требуется: доработка Концепции развития КНТРЛ в РФ / 5, 11 /; разработка эффективных организационно-финансовых механизмов реализации модели ГЧП; разработка социально-экономического прогноза приме-нения КНТРЛ в РФ; определение объёмов, источников, календарного плана и порядка финансирования; определение основных показателей социально-экономической эффективности инвестиций в организацию регулярных КНТРЛ на территории РФ; разработка основных положений регламентации организационного взаимодействия с использованием мобилизационного ресурса сети контрейлерных терминалов в условиях чрезвычайных ситуаций; разработка рекомендаций по необходимой корректировке международных и национальных нормативно-правовых актов, отраслевых административных регламентов и т.п., регулирующих КНТРЛ; разработка технических требований к системам и средствам информационно-аналитического обеспечения, а также обеспечения комплексной безопасности процесса перевозки, терминального хранения и обработки грузов с использованием контрейлерных технологий; создание компьютер-ной модели КНТРЛ на заданном маршруте, способной обеспечить расчет и детализацию полной стоимости доставки «от двери до двери» и эффективности доставки на рассматриваемом маршруте для клиента, экономический эффект для всех участников процесса доставки.

Объектом работы являются регулярные КНТРЛ, предметом работы - разработка модели организации регулярных КНТРЛ в РФ, а также практических механизмов её реализации, включая нормативно-правовые, методологические, технологические, организационные и финансовые аспекты.

Обоснование экономической целесообразности применения предложен-ной модели организации КНТРЛ и её конкурентоспособности в сравнении с иными видами транспорта путем компьютерного моделирования процесса доставки грузов по принципу «от двери до двери» на отдельном маршруте с использованием основных существующих альтернативных транспортных технологий, позволяющего проводить сравнительный анализ КНТРЛ по отношению к альтернативным вариантам доставки грузов на том же маршруте.

Научная новизна данной разработки заключается в следующих основных аспектах: практическая модель и механизмы реализации ГЧП при организации нового вида транспортной деятельности в РФ; идентификация полигона курсирования регулярных контрейлерных поездов, типовые перевозочные и терминальные контрейлерные технологии; принципиально новый подход к оценке эффективности КНТРЛ на различных маршрутах с использованием компьютерного моделирования; научные подходы по формированию клиентоориентированной тарифной политики и корректировке нормативно-правовой базы КНТРЛ на базе результатов компьютерного моделирования; разработка методологических основ оценки экономической эффективности КНТРЛ; использование компьютерной модели для комплексного анализа эффективности инвестиций, анализа необходимых условий (в том числе клиентоориентированной тарифной политики) для достижения требуемых результатов деятельности; системные решения по прогнозированию объемов КНТРЛ, разработанные исходя из анализа результатов компьютерного моделирования, мирового опыта, конъюнктуры рынка логистических услуг, важнейших тенденций его развития, а также с учетом результатов проведения серии опытных КНТРЛ.

Практическая значимость: оценка конкурентоспособности услуг доставки грузов по принципу «от двери до двери» на заданном маршруте с использованием контрейлерной технологии по сравнению с использованием основных существующих альтернативных транспортных технологий; повышение эффективности деятельности транспортного комплекса, ускорение процессов интеграции в мировую экономическую и транспортную системы, развитие национального рынка логистических услуг, развитие экспорта транспортных услуг; повышение конкурентоспособности российских производителей за счёт снижения транспортных издержек и увеличения скорости доставки грузов; укрепление национальной безопасности за счет формирования сетевого мобилизационного ресурса, обеспечивающего высокую скорость передислокации воинских соединений, оперативное реагирование в режиме чрезвычайных ситуаций и т.п.; оптимизация распределения объемов грузовых перевозок в РФ между различными видами транспорта, загрузки элементов транспортно-логистической инфраструктуры; генерирование новых бизнес-процессов для транс-портных и экспедиционных предприятий, логистических провайдеров, создание новых рабочих мест; создание необходимых условий для развития транзитных и внешнеторговых КНТРЛ на российских участках международных транспортных коридоров, повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих по территории и через порты РФ; оптимизация грузовой работы в крупных транспортных узлах; снижение негативного воздействия на окружающую среду; снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, степени разрушения дорожного полотна автомагистралей и со-ответствующее снижение затрат на содержание и ремонт, повышение безопасности дорожного движения за счет переключения части автомобильного грузопотока на ж.-д. транспорт и улучшения условий труда водителей; повышение инвестиционной привлекательности проекта организации регулярных КНТРЛ для частного инвестора; формирование основы для подготовки и реализации соответствующей Программы организации регулярных КНТРЛ в РФ; упрощение таможенных процедур на контрейлерных терминалах, сокращение риска нанесения ущерба грузу при доставке.

Целями работы является развитие контрейлерной системы перевозок в РФ и повышение эффективности национального транспортного комплекса путём решения следующих задач: разработка модели и возможных механизмов реализации проектов по организации КНТРЛ в РФ; проведение компьютерного моделирования процесса доставки грузов с использованием КНТРЛ на заданных маршрутах с использованием компьютерной модели, способной обеспечить расчет и детализацию полной стоимости доставки «от двери до двери» и эффективности доставки на рассматриваемом маршруте для клиента, экономический эффект для всех участников процесса доставки; разработка социально-экономического прогноза применения КНТРЛ в РФ.

Основными результатами первого этапа работ являются: анализ существующей методологии и успешного опыта реализации КНТРЛ в нескольких странах Евросоюза и США; анализ действующей в РФ нормативно-правовой базы, регулирующей КНТРЛ; анализ методик применения средств компьютерного моделирования при реализации подобных проектов; разработка возможных моделей организации регулярного контрейлерного сообщения, в том числе с применением механизмов ГЧП и обоснование выбора оптимальной модели; разработка подхода к созданию компьютерной модели и сбор исходной информации для работы модели.

В рамках проведенных работ выполнен многофакторный анализ ретроспективы возникновения и развития КНТРЛ в Европейских странах, существующих успешных практик по технологиям «бегущее шоссе» и «lift-onlift-off», прежде всего, в таких странах как Германия, Австрия, Франция, Швейцария и др., рассмотрен опыт реализации контрейлерных технологий «piggyback» и «roadrailer» в Северной Америке, инновационной технологи организации КНТРЛ Modalor, опытных технологий MegaSwing (Швеция) и CargoBeamer (Германия). В процессе анализа исследованы основные организационно-финансовые модели реализации КНТРЛ в Европейских странах, получили оценку политические, географические, экономические, технологические и др. факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на развитие КНТРЛ в Европе. Отдельное внимание уделено динамике развития и актуальному состоянию экологических нормативов и природоохранной деятельности. Проведен анализ действующей в РФ нормативно-правовой базы, регулирующей КНТРЛ по следующим уровням: международный; федеральный (Федеральные законы, Постановления правительства Российской Федерации); отраслевой (Правила технической эксплуатации, приказы Минтранса России и др.); ведомственный (ОАО «РЖД», ФТС, ГИБДД и др.). Проведен анализ различных методик приме-нения средств компьютерного моделирования транспортных систем (отдельных элементов и комплексных), а также лучшего программного обеспечения отечественных и зарубежных разработчиков. Подробно исследован опыт и результаты проведения имитационного моделирования основных логистических процессов терминально-логистического центра «Белый Раст» (в том числе контейнерный и контрейлерный терминалы для приёма поездов длиной не более 71 у.в.) при помощи инструментов программного комплекса AnyLogic. Проведен ретроспективный анализ развития КНТРЛ на полигонах РЖД, исследовано актуальное состояние проекта организации регулярного контрейлерного сообщения на территории РФ, включая определение основных параметров технологической модели. Проведена разработка альтернативных организационно-финансовых моделей с различным сочетанием участия государственных структур и частного бизнеса на основе структурирования проекта организации регулярного контрейлерного сообщения на территории РФ по видам эффектов, бенефициарам (государство, частный бизнес, население), предполагаемым участникам, направлениям и источникам финансирования, применения норм национального нормативно-правового регулирования ГЧП и др. Определены подходы к созданию компьютерной модели КНТРЛ и проведен сбор необходимой исходной ин-формации для её разработки.

Результатом организации регулярных КНТРЛ в РФ станет ускорение процессов интеграции в мировую экономическую и транспортную системы, развитие национального рынка логистических услуг и экспорта транспортных услуг, увеличение мобилизационного потенциала, снижение нагрузки на экологическую систему и улично-дорожную сеть, повышение конкурентоспособности национальных производителей за счет снижения уровня транспортных издержек и увеличения скорости доставки грузов, снижение аварийности на автодорогах, улучшение условий труда водителей и прочее.

Библиографический список

  1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года№ 1734-р.
  2.  ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».
  3. Белозёров В.Л., Куренков П.В., Кизимиров М.В., Зайцев Т.А. Контрейлерные перевозки в России, СССР и РФ: От царской кареты до подводных лодок, танков, самолётов и космических кораблей // Вестник транспорта.- 2013.- № 11.- С.8-20.
  4. Вакуленко С.П., Зайцев Т.А., Куренков П.В. Контрейлерные перевозки в России: история, проблемы, перспективы // Экономика железных дорог.- 2013.- № 1.- С.34-38.
  5. Ведомственная нормативная база контрейлерных перевозок (ОАО «РЖД») разработана на базе основных положений Концепции организации контрейлерного сообщения на «пространстве 1520», одобренной Объединенным ученым советом ОАО «РЖД» (протокол № 25 от 22.03.12 г.), а также Минтрансом России (исх. № АН – 25/2856 от 21.03.2012 г.)

    ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 20-26

Количество просмотров: 3488
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама