Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 апреля 21:48:43
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Концепция многоуровневой транспортно-логистической системы Крымского анклава России

 

Концепция   многоуровневой транспортно-логистической системы    Крымского анклава России 

         Статья посвящена актуальным вопросам преодоления транспортной изоляции Крымского полуострова в условиях экономических санкций, рассматриваются предложения по созданию интегрированной логистической системы в Крыму из нескольких уровней на базе различных видов транспорта и связанные с этим проблемные вопросы развития полуострова, выдвинуты предложения по созданию транспортно-логистического кластера в Крыму,  рассматриваются проблемы интеграции Крыма в международные транспортные коридоры.

         Ключевые слова: транспортно-логистическая система, транспортные услуги, кластеры, транспорт

A.A. Anfalov,

candidate of economics, associate professor,

V.F. Lukinykh,

doctor of economics, professor,

Krasnoyarsk State Agrarian University,

Krasnoyarsk, Russia

The concept of multilevel Transport-Logistics System of the Crimean enclave of Russia

         The article is dedicated to the actual issues of overcoming the transport isolation of the Crimean peninsula in the conditions of economic sanctions, suggestions are examined to create the integrated logistic system in Crimea consisting of several levels on the base of different types of transport and related problematic questions of peninsula's development, proposals offered to create the transport-logistic cluster in Crimea, the problems of Crimean integration in the international transport corridors are examined.

 

         Keywords:  transport-logistic system, transport services, clusters, transport

Современные условия импортозамещения и экономических санкций против РФ актуализируют важность интенсификации развития рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) и систем (ТЛС) в России, особенно в региональном аспекте. Это создаёт объективные организационно-экономические предпосылки для формирования и развития в РФ многоуровневых ТЛС (МТЛС) и транспортно-логистических кластеров (ТЛК) -  по определению  Т.А. Прокофьевой, «наиболее эффективной инновационно-ориентированной формы интеграции участников рынка транспортно-логистических услуг, обеспечивающей на основе инноваций и согласования экономических интересов всех контрагентов цепи поставок максимальный синергетический эффект» [9]. Однако, по нашему мнению, не все ТЛК и ТЛС способны обеспечить синергетический эффект, тем более – максимальный, а только наиболее эффективно организованные из них, сочетающие все виды транспорта и, особенно, встроенные в международные транспортные коридоры (МТК).

По мнению Саруханяна О. М., ТЛК относятся к одной из трех категорий: портовые, пограничные и территориальные (региональные) ТЛК, причём  пограничные и региональные ТЛК могут быть объединены в категорию внутриконтинентальных ТЛК [11]. По нашему мнению, можно выделить также пристанционные (влизи крупных железнодорожных станций), приаэропортовые ТЛК (Франкфурт, Лейпциг и др.). Этот опыт   актуален для Крыма, оказавшегося в серьёзной транспортной изоляции со стороны Украины и ряда стран Запада. В то же время    развитие   ТЛК в Крыму   является сегодня приоритетной задачей для подъёма экономики, а также для поддержания национальной безопасности РФ и социальной стабильности в регионе, в частности, в рамках особой экономической зоны [10].

В настоящее время отмечается структурная переориентация пассажиропотока в Республику Крым – с приоритетного ранее железнодорожного транспорта на авиа - и водный транспорт.  Структура транспортных коммуникаций   Крыма    после его вхождения в Россию не отвечает необходимым внутренним и внешним транспортно-экономическим связям и  нуждается в существенном улучшении [2]. 

  В Крыму практическими приоритетами при формировании ТЛК , на наш взгляд, должны быть:    организация эффективного транспортного и сервисного логистического обслуживания грузовых и пассажирских перевозок на основе взаимодействия всех 4х основных видов транспорта (автомобильного, авиационного, морского, железнодорожного);    организация  мультимодальных схем  перевозок в транспортных узлах Севастополя, Керчи, Евпатории, путем модернизации существующей инфраструктуры, в частности, аэропорта Бельбек, не приспособленного пока для регулярного приёма тяжёлых воздушных судов   [1], а также через развитие  аэропорта в Керчи и создание гражданского аэропорта в Евпатории;   внедрение современных информационных технологий в процесс перевозок;   включение в международные транзитные потоки путем   использования Крыма в качестве транзитного узла через территорию РФ по направлениям Азия-РФ-Европа, Азия-РФ-Средиземноморье и Азия-РФ-Южная Америка, в рамках БРИКС).

Известно, что в этой связи интерес к Крыму, несмотря на режим санкций,     проявляют инвесторы Китая, интересующиеся строительством морских портов, транспортных развязок и магистралей, а также отелей мирового уровня; инвесторы из Турции (интересуются созданием индустриальных парков) и других стран [4].

Процесс формирования   интегрированной МТЛС в Крыму многоэтапен в соответствии с масштабами преобразований. На первом этапе формируется 1-й, нижний,   уровень   взаимодействия терминальных и грузовых комплексов, складских хозяйств, туроператоров, транспортных предприятий. На втором этапе формируется 2-й уровень  - это   логистические центры (ТЛЦ) различной мощности (местные, региональные и международные); на третьем этапе формируется уровень   региональных транспортно-логистические систем  (РТЛС); на четвертом этапе происходит формирование ТЛК Крымского региона; на пятом этапе происходит интеграция региона в единую интегрированную национальную ТЛС РФ как подсистему макрологистической системы (МЛС) страны (рис. 1).

Перспективные положения о формирования  геоэкономической оси "Север-Юг" в направлении из Европы через Кавказ и Каспий на Средний Восток и Индию пока остаются декларативными, хотя Крым в этом отношении мог бы сыграть огромную транзитную роль. Китайский проект "Великого шёлкового пути" в его Крымском сегменте пока что сорван и реализуется через Турцию, в обход Крыма. В этой связи для РФ, а также будущей обновлённой Украины, Грузии, Азербайджана - весьма актуально создание коммуникационного моста Западная Европа - Средний Восток - и далее с разветвлением на Китай, Индию, страны азиатско-тихоокеанского региона. Впервые такая попытка  была сделана во второй  половине  ХIХ  в. после окончания Крымской войны. Это был проект железной дороги Лондон - Париж - Турин - Триест - Одесса - Керчь и далее через  Кавказ в Персию и Индию. В Крыму дорога проектировалась  по средневековому  караванному пути в Индию, где уже была проложена  линия индийского  телеграфа (Лондон - Калькутта).   В соответствии с геополитическими планами Германии предусматривалось создание  транспортного  выхода  в Персию через Кавказ [3]. Однако так и не состоявшийся мост через Керченский пролив (существовавший лишь короткое время в 1944-1945 гг.) поставил на этих планах крест. Возрождение данного моста после присоединения Крыма к РФ (по планам - к 16.12.2018 г.), а также развитие связей РФ с Ираном в XXI веке может способствовать реализации этих идей уже на новой материально-технической базе современной МТЛС в рамках Крымского ТЛК.

При развитии Крымской МТЛС строительство железнодорожного моста (даже комбинированного с автомобильным) не решит, однако, полностью проблемы железнодорожного сообщения между Крымом и материковой Россией через Керченский пролив: от станции Джанкой до станции "Порт Крым" около 200 километров неэлектрифицированного одноколейного пути, что резко ограничивает пропускную способность транспортного коридора и требует перехода на электрическую тягу. Аналогичная картина и на Таманской части транспортного коридора в материковой России от станции "Порт Кавказ" [8].

 

 c4ca4238a0b923820dcc509a6f75849b.jpg

 Рис. 1. Состав  интегрированной многоуровневой транспортно-логистической системы   Крыма

В этой связи наиболее актуально строительство новой, прямой двухпутной железной дороги вдоль давно выделенной оси интенсивного транспортно-коммуникационного развития – Симферополь-Феодосия [13] с дальнейшим выходом на "Порт Крым" и мост через Керченский пролив.   Без этой дороги   ТЛС в Крыму просто не сможет эффективно функционировать.

В исследованиях  В.Ф.Лукиных [6] при разработке теории и методологии многоуровневых логистических систем   доказано, что в рамках МТЛС необходимым инновационным проектом региональной экономики является развитие логистической транспортно-складской инфраструктуры (ЛТСИ), проведены исследования условий интегрированного развития ЛТСИ в концепции точки роста и их классификация, на базе чего разработана методика и алгоритм двухэтапного реформирования ЛТСИ.

Эти разработки могут быть успешно применены при создании эффективной МТЛС   в Крыму на базе методологии формирования региональной ЛТСИ.

Проектирование и технико-экономическое обоснование МТЛС   в Крыму, на наш взгляд, целесообразно не только на базе существующей ЛТСИ, но и за счёт создания новых элементов ЛТСИ, с включением организаций по обслуживанию объектов портовой ЛТСИ (в существующих портах Севастополь, Феодосия, Ялта, Керчь, Евпатория), а также учитывая планы строительства глубоководного порта в Крыму. Отметим, что  глубоководный порт, способный принимать супертанкеры, у России есть в соседнем Новороссийске, однако создание такого порта в Крыму усилило бы транспортно-транзитные мощности государства, ускорив время в пути и грузооборот (Крым ближе к проливам Босфор и Дарданеллы, чем Новороссийск), т.к. отмечено, что ТЛК развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал [15].

Целевые ориентиры "Транспортной стратегии России на период до 2030 года" (в новой редакции от 11.06.2014 г.) включают развитие системы транспортных коридоров, в т.ч. МТК, реализацию транзитного потенциала России в системе евроазиатских МТК и развитие экспорта транспортных услуг. Однако условия экономических санкций наложили ограничения на участие РФ в схемах МТК, особенно это относится к Крыму. В этой связи следует применять различные схемы обхода санкций, развитие ТЛС со странами, игнорирующими режим санкций.  В указанной транспортной стратегии Крыму уделено незаслуженно мало места: Крым   упоминается только дважды, в качестве «перспективного полигона курсирования длинносоставных поездов» от Санкт-Петербурга и Москвы в направлении юга России, а также в связи с планами строительства нового направления автомобильной дороги М-2 «Крым» [14]. Крайне актуальной задачей является ещё одна корректировка транспортной стратегии государства с более активным вовлечением в неё Крыма как транзитного региона в Евроазиатских МТК. В частности, актуально включение Крыма в проект "Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел". Формирование Крымского ТЛК также стало бы одним из наиболее эффективных инструментов решения задач модернизации транспорта и устаревшей, обветшалой транспортной инфраструктуры в Крыму. Например, автомобильные дороги в Крыму на 90% находятся в неудовлетворительном состоянии, предусмотрен капитальный ремонт 1755,8 км автомобильных дорог общего пользования, что составит почти 40% от общего километража автодорог общего пользования [1]. 

 Важнейшим фактором    развития МТЛС   в Крыму является курортно-рекреационная специфика региона. Проект Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» (утверждённый 11.08.2014 г.) сконцентрирован на снятии инфраструктурных ограничений и развитии экономического потенциала территории полуострова по основным направлениям развития Крымского федерального округа, один из которых -формирование 6-ти туристско-рекреационных кластеров (далее – ТРК) в Евпатории, Саках, с.Курортном Ленинского района, Бахчисарайском, Черноморском районах и пос. Коктебель [2]. Данные ТРК необходимо связать с ТЛК Крыма, в частности, для этого может быть использован аэродром в Евпатории: давно разработана концепция создания там гражданского аэропорта с пассажирским и грузовым терминалом, что является "ключевым вопросом дальнейшего развития транспортной инфраструктуры Западного Крыма" [5]. 

Созданию эффективной многоуровневой ТЛС в Крыму, интегрированной с ТРК, также будет способствовать развитие малой авиации общего назначения (МАОН) на полуострове - не только на месте уже существующей инфраструктуры (аэродромы Симферополь - Заводское, Севастополь - мыс Херсонес и Юхарина Балка, Кара-Гоз, возле Коктебеля и др.), но главным образом, вблизи курортно-рекреационных объектов.   Экономический эффект от развития МАОН демонстрирует опыт развитых стран Запада. Актуально развитие аэротакси и гидроавиации в  морском сообщении между Краснодарским краем и Республикой Крым, а также в быстрой доставке туристов и отдыхающих на Черноморское и Азовское побережье Крыма из узлового хаба - центрального аэропорта "Симферополь",  аэропорта Анапа и др. Источники финансирования развития МАОН диверсифицированы, преимущественно - частный капитал (перевозчики, любители воздушного спорта, крупные туристические компании, авиаконструкторы и др.) [7].

         Для Крыма, фактически отрезанного водным пространством от России с точки зрения транспортной инфраструктуры, развитие аэропортов и роль авиации (в т.ч. и МАОН, включая особенно деловую авиацию, авиатуризм, аэротакси) являются чрезвычайно важным и рациональным элементом построения МТЛС.  Это должно вести к тому, чтобы услуги авиационных компаний (особенно небольших частных) пользовались не меньшим   спросом, чем   "Единый билет" в Крым и из Крыма через Краснодарский край. Ожидается, что к 2018 г. Крым будет принимать около 10 млн. туристов в год, а воздушный транспорт с 2014г. является доминирующим по отправке туристов на курорты Крыма. Наиболее напряженная работа аэропорта Симферополь, где недавно был проведен ряд работ по ремонту и реконструкции (но необходим ввод нового аэровокзального комплекса) ожидается в летний сезон 2017 и 2018 гг. до ввода мостового перехода через Керченский пролив [1]. Также 21.03.2015г. объявлено о планах создания новой крымской авиакомпании с базированием в Симферополе с 6-ю самолётами Сухой Superjet 100 - инвестиции в 1,45 млрд. руб., срок выхода на положительную рентабельность - не ранее, чем через 3 года [12]. 

Существующая концепция "Развитие региональных авиационных перевозок в Автономной Республике Крым" на 2011-2015 годы [4], в которой выделено 12 направлений развития рынка авиационных перевозок, работ и услуг, устарела и нуждается в существенном развитии и дополнении, её цели на указанный период, во многом, до сих пор не достигнуты, далеко не все направления реализованы. Однако предварительные экономические расчеты прибыльности только внутрикрымских авиаперевозок показывали, что при выполнении полетов только по двум маршрутам (Симферополь-Керчь, Симферополь-Джанкой), учитывая сезонность перевозок (5 месяцев в году – 100 % загрузка и 7 месяцев в году – 66 %), получался прогнозируемый годовой доход более 3,8 млн.грн. (при курсе ЦБ РФ на 14.04.2015г. - свыше 8,816 млн. руб.), а с учётом операционных расходов и рентабельности 15% прибыль прогнозировалась на уровне более 550 тыс. грн. (свыше 1 млн. 276 тыс. руб.) в год [4. C учётом вхождения Крыма в состав РФ эти показатели нуждаются в существенной корректировке, но вряд ли они будут значительно отличаться в худшую сторону, особенно после прохождения переходного периода.

Таким образом, предлагаемая концепция  создания МТЛС в Крыму будет способствовать интеграции полуострова как в государственное пространство РФ, так и в пространство ЕАЭС и МТК, поскольку в Республике Крым до настоящего времени не сформировались крупные грузовые транспортно-логистические центры, а предоставление услуг в данной сфере осуществляется субъектами хозяйствования малого бизнеса [1]. Государственная транспортная политика РФ должна больше учитывать интересы развития Крыма и быть скорректирована с учётом предлагаемых выше мероприятий по созданию МТЛС в Крыму.

Библиографический список

  1. Государственная программа Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 2015-2017 годы.-[Электронный ресурс].-URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_237161.pdf (дата обращения: 10.04.2015).

2. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы.-[Электронный ресурс].-URL: http://minkurort.ru /attachments/article/5917/Паспорт_Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы.pdf (дата обращения: 10.04.2015).

3. Дергачев В. Геополитическая трансформация международных транспортных коридоров // Вестник аналитики.-2006.-№3.- http://dergachev.ru/analit/5.html (дата обращения: 10.04.2015).

 4.    Китайских инвесторов интересуют порты и транспортные магистрали Крыма.-[Электронный ресурс].-URL: http://logirus.ru/news/infrastructure /kitayskikh_investorov_interesuyut_porty_i_transportnye_magistrali_kryma.html (дата обращения: 10.04.2015).

 5. Концепция строительства аэропорта "Евпатория". - [Электронный ресурс].-URL: http://www.kalamit.info/index.php?area=1&p=static&page= aeroportevp (дата обращения: 10.04.2015).

 6. Лукиных В.Ф.  Теория и методология управления многоуровневой региональной логистической системой. -[Электронный ресурс].-URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-metodologiya-upravleniya-mnogourovnevoi-regionalnoi-logisticheskoi-sistemoi (дата обращения: 10.04.2015).

7. Малая авиация в Крыму. Выход для многих? Как Крым может стать площадкой для развития малой авиации. -[Электронный ресурс].-URL: http://interesting-planet.ru/rossiya/krym/malaya-aviaciya-v-krymu-vyxod-dlya-mnogix-kak-krym-mozhet-stat-ploshhadkoj-dlya-razvitiya-maloj-aviacii-2.html (дата обращения: 10.04.2015).

8. Мост через Керченский пролив // Википедия. -[Электронный ресурс].-URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мост_через_Керченский_пролив (дата обращения: 10.04.2015).

9. Прокофьева Т.А. Кластерный подход к управлению развитием логистических операторов и формированию конкурентоспособного рынка логистических услуг в России. -[Электронный ресурс].-URL: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/921/92171519dcfd95b851f7173aaad9ea1d.pdf (дата обращения: 31.03.2015).

 10. Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Анализ перспектив развития Республики Крым посредством особых экономических зон // Современные научные исследования и инновации. -2014. -№ 5.- [Электронный ресурс].- URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34245 (дата обращения: 09.12.2014).

11. Саруханян О. М. Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров России на региональном уровне [Текст] / О. М. Саруханян, К. Г. Гедз // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 14-16.

 12. Создаваемая в Крыму авиакомпания планирует закупить 6 самолетов Sukhoi Superjet 100.- [Электронный ресурс].- URL: http://tass.ru/ekonomika /1846052(дата обращения: 10.04.2015).

13. Солдатова С.А. Приоритеты формирования комплексной политики экономико-экологической кластеризации Автономной Республики Крым // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012.-№4(111). - [Электронный ресурс].-URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ prioritety-formirovaniya-kompleksnoy-politiki-ekonomiko-ekologicheskoy-klasterizatsii-avtonomnoy-respubliki-krym (дата обращения: 13.04.2015).

14. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями от 11.06.2014 г.). - [Электронный ресурс].- URL: rosavtodor.ru/storage/b/2014/06/24/trans_strat.pdf (дата обращения: 10.04.2015).

15. Федотенков Д.Г. Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона / Д. Г. Федотенков, А.А. Падалко // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 270-273.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 7-14 


Количество просмотров: 8719
теги:

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама