Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 апреля 11:39:09
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Анализ подходов к управлению логистической инфраструктурой в городских агломерациях

Несогласованность при формировании и управлении логистической инфраструктурой приводит к диспропор­циям в развитии городских агломераций в целом. Одной из причин этого является то, что применяемые методы локаль­ного разрешения проблемных участков в рамках от­дельных городов и районов аг­ломераций не позволяют решить задачу оптимизации процессов управления материальными и иными потоками в логистических инфраструктурах в интеграцион­ном формате, что приводит к неравномерной нагрузке на от­дельные звенья  логистических инфраструктур. Это противоречит принципам системного подхода: неоптимальное функционирование хотя бы одного из данных объектов может привести к ослаблению и деградации всей системы, поскольку производи­тельность всей системы не превышает производительность наиболее узкого из ее звеньев.

Следовательно, становятся востребованными  исследования по развитию теоретических положений и методических инструментов по   формиро­ванию алгоритма управления логистической инфраструктурой  в городских агломера­циях.  

Рассматривая  современные  городские агломерации, можно сделать вывод, что в развитии ядра городских агломераций выявляется от одного до нескольких    четко выраженных центров аккумулирования товаропотоков, вследствие чего городские агломерации приобретают черты полицентрических. Тем самым, степень энтропии в рассматриваемых полицентрических  системах является более высокой, нежели в  моноцентрических системах.

На наш взгляд, в качестве наиболее подходящей концепции управления для логистической инфраструктуры полицентрических городских агломераций можно предложить модель многоуровневой системы управления.

Рассмотрим предпосылки к формированию многоуровневой модели управления в логистической инфраструктуре городской агломерации. А . Лола выделяет [1] следующие принципиальные факторы: объект сложной антропогенной и социальной природы первичен, субъекты управления вторичны; границы объекта  управления в городских агломерациях не являются четко установленными, что побуждает субъект управления реагировать на их изменения; эффективное управление требует, чтобы объект более полно отражался в субъектах управления; структура объекта сложной природы (городской агломерации) иерархична; механизмы управления логистической инфраструктурой детерминируются внешней средой; механизмы управления логистической инфраструктурой  должны быть взаимоувязаны ресурсами, программно-проектной документацией, правовой основой, информационной базой для обеспечения эффективности их функционирования.

Рассматривая вопросы управления логистической инфраструктурой городской агломерации, стоит отметить, что они, на настоящий момент, исследованы недостаточно. Существуют различные подходы к их решению. На практике используется несколько моделей управления логистической инфраструктурой городской агломерации: создание многоуровневой модели управления логистической инфраструктурой, когда на верхнем уровне создается координирующий элемент, охватывающий всю территорию городской агломерации, а на нижнем уровне функционируют более мелкие управляющие объекты инфраструктуры, и функции разделены между ними тем или иным образом; согласование стратегий городской агломерации и инфраструктурных проектов, организация совместного предоставления услуг отдельными самостоятельными инфраструктурными муниципальными образованиями на территории городских агломераций; отказ от создания регулирующего органа на уровне городской агломерации и регулирование вопросов развития логистической инфраструктуры городской агломерации в целом с уровнем региональной инфраструктуры; создание единой системы управления логистической инфраструктурой, охватывающей всю территорию городской агломерации.

Эти модели в разной мере сочетают элементы централизованного и децентрализованного подхода к управлению. Очевидно, что выбор той или иной модели управления логистической инфраструктурой зависит от конкретных условий формирования и развития городской агломерации, сложившихся управленческих традиций, разделения полномочий между различными уровнями управления [2]. Кроме того, не последнюю роль в выборе оптимальной структуры управления городской агломерацией играет ее пространственная структура: те принципы управления, что являются при-менимыми для моноцентрической городской агломерации могут не сработать в том случае, если данный объект включает несколько крупных центров, либо же вообще не имеет ярко выраженного центра. 

В многоуровневых  моделях управления распределенными логистическими системами, такими как логистические инфраструктуры городских агломераций, основную роль  в управлении выполняют координирующие воздействия. Анализ опубликованных результатов исследований  показывает, что синтез новой методологии представляет создание ее компонентов и их взаимосвязи. Поэтому, предложено к формированию методологии применить системный подход, то есть - рассматривать ее как систему, состоящую из совокупности элементов, обладающих иерархией, структурой, объединенных взаимосвязями и целью [3]. 

К многоуровневым иерархическим системам  относятся системы, обладающие следующими существенными характеристиками: последовательное вертикальное расположение подсистем, составляющих данную систему (вертикальная декомпозиция); существование приоритета действий или права вмешательства подсистем верхнего уровня; зависимость действий подсистем верхнего уровня от фактического исполнения функций подсистемами низших уровней [3]. На деятельность подсистемы любого уровня в многоуровневых иерархических системах вышерасположенные уровни оказывают воздействие (вмешательство), носящее для нижележащих уровней обязывающий характер [4]. На практике, в структуре городских агломераций, преимущественно распространены различные подсистемы в виде предприятий и групп предприятий с собственным алгоритмом выполнения операций и функций.

В многоуровневых иерархических логистических системах существует взаимозависимость действий между уровнями. Исходя из общих свойств систем,   можно утверждать, что в иерархических системах, несмотря на то, что вмешательство (приоритет действий) обязательно направлено сверху вниз в виде управляющих команд, успешность действия иерархической системы в целом и фактически подсистем любого уровня зависит от поведения всех подсистем. Данная взаимозависимость  просматривается в логистических системах, управляющих товарными потоками в условиях неопределенного спроса. В таких системах информация о спросе транслируется с нижних, приближенных к потребителям уровней, к уровням принятия решений о распределении продукции [3, 7].

Как утверждают М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара в [4], "с ростом размеров целей системы как в количественных, так и в качественных параметрах увеличивается число иерархических слоев системы". В таком случае, целесообразно принять трактовку уровня, как эшелон. Концепция эшелонов по мнению авторов [4] применяется для определения взаимосвязи между элементами принятия решений, образующими логистическую систему.

Под понятием организационной иерархии в многоэшелонных системах подразумевается, что система включает четко выраженные взаимодействующие подсистемы, и некоторые из них являются принимающими решения элементами. Такие элементы располагаются иерархически, находясь под влиянием или непосредственно управляясь другими решающими элементами.

Важной отличительной характеристикой многоуровневых многоэшелонных (многоцелевых) иерархических логистических систем является то, что элементы верхнего уровня, обуславливая целенаправленную деятельность элементов нижних уровней, управляют ей не в полной мере. Это позволяет достигнуть более оперативной рационализации процессов в потоках логистических систем, а также экономии ресурсов, вследствие возможности принятия оперативных решений элементами на нижних уровнях. Следовательно, рациональное распределение между элементами различных уровней сфер принятия решений является необходимым условием самого существования организационной иерархии  в логистических системах [4].

Таким образом, модель управления ЛИГА, на основе концепции многоуровневого подхода лежит в основе разработки  методов управления всеми материальными и сопутствующими им потоками в соответствии со целями, синхронизированными с экономическими задачами городской агломерации.

Важнейшей категорией в управлении потоковыми процессами ЛИГА является координация подсистем. По мнению Д.А. Иванова, "необходимость координации управления лежит в самой природе цепей поставок как целостной социально-экономической системе, а именно в теснейшей взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимообусловленности всех бизнес- процессов, реализуемых в сложных производственно-логистических системах. Основные направления координации заключаются в координации данных, функций, процессов, моделей, программ и структур" [5].

Координация может быть представлена в качестве деятельности вышестоящей управляющей подсистемы, добивающейся в процессе своего функционирования согласованности в работе нижестоящих подсистем в соответствии с определенными задачами системы для достижения поставленной общей цели.  Данная цель в рамках ЛИГА формулируется в соответствии с задачами экономической системы городской агломерации и называется целевым ориентиром ЛИГА. Таким образом, уровень координации в ЛИГА определяется по отношению к качеству решения целевого ориентира (рис. 1) [3,4,6].

ff09e6d0bc274fcf1f882b11c4ce45e8.jpg

Рис. 1. Взаимосвязь целевых ориентиров при  управлении

        

         Необходимо учитывать, что нижестоящие решающие элементы подсистем скоординированы на определенных условиях и определенным способом, если могут быть скоординированы при тех же условиях решаемые ими задачи. То есть, можно сделать вывод, что многоуровневая логистическая система является координируемой, если задачи, решаемые на уровне нижестоящих уровней, могут быть скоординированы относительно поставленной целевой задачи [3]. В таком случае задачи подсистем и цели системы могут считаться совместимыми. На этом  основаны три принципа координации: принцип прогнозирования взаимодействий, принцип согласования взаимодействий и принцип оценки взаимодействий [4].

Исходя из вышеизложенных обоснований, наиболее оптимальной концепцией управления логистической инфраструктурой полицентрической городской агломерации является трехуровневая структура управления (трехэшелонная), в которой централизованно определяются стратегические вопросы развития ЛИГА, в то время как вопросы оперативного управления остаются в компетенции входящих в нее локальных объектов ЛИГА.

 

Список использованной литературы

1.                А. Лола. Принципы управления крупнейшим городом. – http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_2_97.htm . Регионы: управление и развитие.  1997 – №2.

2.                Нещадин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России  / А. Нещадин, А. Прилепин // Общество и экономика, 2010 – №12.

3.                Лукиных В.Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой  / В.Ф. Лукиных; Красноярск, 2010. – 292 с.

4.                Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. Пер. с английского. – М.: Мир, 1973. – 344 с.

5.                Иванов Д. А. Управление цепями поставок  /  Д. А. Иванов. – СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2009. – 660 с.

6.                Куликовский Р. Оптимальное управление сложными иерархическими системами, сб. «Дискретные самонастраивающиеся системы» /  Труды 3-его конгресса ИФАК, вып. 3, изд-во «Наука», М., 1971.

7.                Лукинский В.С.Модели и методы теории логистики: Учебное пособие /  Под ред. В. С. Лукинского. 2-е изд. – СПб. : Питер,2007. – 448 с.


Количество просмотров: 3961
20.05.2015 08:26 | PavelShvalovблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама