Регион: Выбрать регион
Сейчас: 3 мая 1:29:20
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

"Много" - не значит хорошо

"Много" - не значит хорошо

 

Геннадий ВОРОНИН,

профессор, президент

Всероссийской организации качества,

2007 г.

 

Воспитание культуры качества

 

Воспитание культуры качества - одна из основ качественной трансформации современного российского общества.

Мы привыкли оперировать понятиями гуманитарное, техническое, экономическое образование или - из другого слоя понятий - общее, среднее, высшее, доступное, малодоступное, бесплатное и т.д.

Когда идет речь о приобретении человеком таких социально необходимых качеств, как толерантность, гражданственность, любовь к ближнему, совестливость, трудолюбие и т.д., мне кажется, надо говорить не об образовании, а о воспитании.

Этим качествам нельзя научить, их надо воспитывать.

Как воспитывать и с какого возраста - это острейшая проблема, поскольку мы уже упустили не одно поколение и вырастили родителей, которые не способны прививать своим потомкам эти необходимые качества.

Но я хотел бы обратить внимание лишь на одно из социально важных качеств, воспитание которого упущено не нами, а еще нашими предками, - это культура качества.

Почти 80 лет тому назад один из великих русских мудрецов (его имя я назову позже), раздумывая о судьбе России, написал такие слова:

«...Все основные затруднения России были от объема и количества. На протяжении веков вся беда наша, вся опасность наша состояла в том, что судьба навязывала нам неисчерпаемое обилие - обилие пространств, племен и людей - и не давала нам времени для того, чтобы проработать это обилие, овладеть им, извлечь из него скрытые силы и довести их до качественного расцвета.

Русская душа до сих пор еще не поняла и не осмыслила, какой соблазн, какую отраву она впитала в себя вместе с этой идеей бескачественного обилия и объема. Мы и теперь еще не научились тому, что «много» и «здорово» - не значит хорошо.

Где-то в глубине души у русского человека живет смутная, но твердая уверенность, что качество ему «не нужно»; что это - «заморская выдумка», что при «нашем» обилии и при «нашей» даровитости мы без учения и без старания, без умения и без навыка «по-своему справимся и даже еще лучше выйдет».

И далее он замечает: «Культивировать наше качество, наши душевные и естественные дары мы начали, строго говоря, лишь в девятнадцатом веке. А далее поспешили отречься от созданного «в толстовстве и в революции».

Автор этих слов Иван Александрович Ильин, опубликовавший в 1928 году в эмигрантском издании «Русский колокол» статью «Спасение в качестве!»

К сожалению, статья эта не получила широкой известности в свое время, да и теперь ее знает узкий круг ученых из числа политиков, философов и экономистов. Хотя я сделал бы эту статью материалом для углубленного изучения в старших классах средней школы и заменил бы ею все публикации по поводу национальной идеи, поиском которой мы озабочены с 90-х годов прошлого века.

Всероссийская организация качества, от имени которой я выступаю, назвала эту статью своим идеологическим манифестом.

Кстати, в начале 90-х годов прошлого века в рамках одной из первых дискуссий о национальной идее статья была перепечатана, если не ошибаюсь, газетой «Известия», но никакой реакции на эту публикацию со сторону так называемых широких кругов общественности не последовало.

А почему?

Видимо, дело в том, что в восприятии большинства наших соотечественников понятие «качество» связано исключительно с экономикой - качество продукции и услуг, качество работы и обслуживания, качество управления.

В каком только контексте не встречается слово качество применительно к экономическим проблемам! Его измеряют, повышают, улучшают и, надо сказать, в большинстве случаев с пользой для дела.

Известно, какую действительно огромную роль играет качество в экономике, будучи одной из основ конкурентоспособности.

Но качество не только и не столько экономическая, сколько социально-нравственная категория.

В повседневной жизни и в экономике она работает именно как нравственный ориентир добросовестного труда и обустроенного быта.

Это нужно показывать человеку с младых ногтей, воспитывать в нем уважение к людям, которые живут, следуя этому ориентиру, внушать уважение к чужому труду, выращивать любовь к порядку и хорошо сделанной работе, способность гордиться красиво сделанным делом.

К сожалению, этим, казалось бы, само собой разумеющимся правилом воспитания не так-то часто руководствуются родители и педагоги.

Отношение к качеству, говоря словами И.А.Ильина, как к «заморской выдумке», создало у нас цивилизацию людей, живущих по принципу: «кое-как» и «как получится».

Такой подход к жизни позволяет бездумно рубить леса, а вырубленное использовать на 30 процентов (лесов-то много!), разрешает качать нефть без оглядки на будущее и при этом извлекать из нее далеко не все, что можно взять. А запущенные поля, а заброшенные стройки?!

Так привыкли жить взрослые, а начинается все с комнаты, заваленной игрушками, которые можно безжалостно корежить (их же много!), с «троечной психологии» в школе (зачем хорошо учиться, и так сойдет), с замусоренного и загаженного подъезда (а нам все равно!).

Так и растет поколение за поколением общество не хозяев, а расточителей. И это пришло не с Запада, который будто бы виноват в нашей нескладной жизни. Это наше, родное.

Против качества работает, например, такое наследие отечественной истории, уходящее корнями в эпоху крепостного права, как двойной стандарт в отношении к работе.

Работа «на барина», «из-под палки» была отбыванием повинности, поэтому делали ее кое-как, без заинтересованности в результате.

Работать для себя надо было иначе: добросовестно, быстро, с полной отдачей.

В начале XX века A.M.Горький в одной из своих статей писал: «На святой Руси труд не дает радости еще и потому, что он подневолен, ограничен надзором со стороны командующих нами людей, им же несть числа. Свобода деятельности уродливо стеснена, и это внешнее стеснение, почти необоримое при нашей лени, уродует всех нас».

«Командующие люди, которым несть числа», присутствовали и в советское время в избытке, да и сейчас мы никак не можем избавиться от лишних надзирающих.

В массе своей трудящиеся люди в России считали и считают, что работают на «начальников», которым важно не качество, а количество. А, кроме того, в оплате труда качество практически не играло никакой роли.

Немалую роль в пренебрежительном отношении к качеству сыграли и продолжают играть низкие потребительские требования большинства населения России.

Наш народ, на долю которого досталось немало войн и революций, к тому же живущий в суровых природных условиях, когда работа в поле - не работа, а «битва за урожай» и три четверти года надо думать о том, как согреться, выработал привычку обходиться малым.

Это замечательное свойство народа эксплуатировали все правители России от великих князей и господ, дравших по три шкуры со своих подданных, до образованных вершителей судеб, готовых ради «высших идеалов» или других целей держать народ на скудном пайке.

Отсюда исповедуемые большинством жителей российской глубинки представления: о качестве еды - лишь бы было съедобно и не очень дорого, о качестве одежды - лишь бы недорого и чтоб сразу не порвалась и т.д.

Такие потребительские стандарты были очень удобны для производства, особенно в советский период, когда не надо было думать о сбыте и удовлетворении потребителя.

Я перечислил лишь некоторые родимые пятна российского общества, которые мешали и мешают развитию культуры качества. Думаю, в трудах наших социологов, экономистов, философов можно найти немало наблюдений, примеров, умозаключений, позволяющих грамотно выявить другие признаки болезни «бескачественности» и разработать программу ее «лечения».

Мы должны поставить перед собой задачу - выращивание человека с новым менталитетом.

Ему должно быть стыдно пользоваться двойным стандартом в отношении к труду, он должен почувствовать пагубность «количественных путей», которые давно исхожены. Он должен четко представлять себе, какое влияние оказывает культура качества на его собственную жизнь, а главное - на рост национального богатства.

Кое-какие шаги в этом направлении уже делаются. Хотя пока это все касается только производственно-хозяйственной деятельности.

Нашей организацией, учеными Академии проблем качества с участием ряда вузов разработана и начала проводиться в жизнь программа непрерывного многоуровневого образования в области качества - от школы до докторантуры, от профессионального училища до системы повышения квалификации.

К сожалению, реализация программы идет медленно, серьезной поддержки со стороны государства она не имеет, но усилиями энтузиастов дело все-таки движется.

Одним из лидеров здесь является Московский институт стали и сплавов, очень многое делается в Московском авиационном институте, в МГТУ имени Н.Э.Баумана и ряде других вузов.

В соответствии с программой идет постепенное формирование корпуса высококвалифицированных профессионалов в области менеджмента качества. Таких специалистов выпускают уже многие вузы России. Есть опыт введения уроков качества в школах. Выходят в свет учебники и учебные пособия, написанные лучшими специалистами.

В стране издается много литературы, отражающей самые последние новации в области менеджмента качества в промышленности.

Но от всей этой работы не приходится ждать скорой отдачи. Требуются дополнительные усилия еще со стороны государства и общественности, чтобы ускорить овладение культурой качества.

Во-первых, мы должны поверить, что это необходимо хотя бы для становления конкурентоспособной экономики.

Во-вторых, надо начинать не с вуза, а с самого раннего детского возраста. Это должно войти в программы педагогических вузов и колледжей.

Я мечтаю о том, чтобы была разработана и официально принята Национальная политика в области качества. Такой акт мог бы положить начало процессу овладения культурой качества в масштабах государства.

Заканчиваю свои размышления цитатой из статьи И.А.Ильина:

«Верим и знаем: придет час, и Россия встанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и нового величия.

Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!»


Количество просмотров: 1269
теги:
18.01.2015 12:09 | 2906311блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама