Регион: Выбрать регион
Сейчас: 6 мая 12:48:31
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ВЫГОРАНИЕ НА РАБОТЕ: ПОДВИГ ИЛИ БОЛЕЗНЬ?

ВЫГОРАНИЕ НА РАБОТЕ: ПОДВИГ ИЛИ БОЛЕЗНЬ?

 

Выгорание на работе часто является типичным состоянием современного человека. Если Вы не засиживаетесь на работе допоздна, не отвечаете на почту и телефонные звонки в любое время дня и ночи и не работаете в выходные дни, значит Вы не работаете с полной отдачей и можете не рассчитывать на какой-либо карьерный рост и продвижение в компании.

В тоже время Запад пересматривает такой подход к использованию сотрудников в компании. Наоборот, все больше и больше работодателей совершают странные вещи: запрещают сотрудникам задерживаться на работе (и - о ужас! даже штрафуют за это), разрешают работать из дома и по гибкому графику удобному для сотрудника, вводят принудительные отпуска, выделяют время на спорт и многое-многое другое.

Такое странное поведение совсем не связано с человеколюбием наших западных коллег. И более того, имеет под собой экономическое обоснование. Оказывается, компании теряют миллионы долларов (или евро), когда сотрудники «выгорают» на работе.

Что значит для компании «выгорание» сотрудника?

Во-первых, это снижение эффективности работы самого сотрудника, во-вторых проблемы, которые он начинает создавать для подчиненных, коллег и руководства (негативный настрой, цинизм, раздражительность, обвинение окружающих в собственных ошибках и т.п.) и, в-третьих, это отсутствие на работе в связи с плохим самочувствием. И, наконец, увольнение.

Выгорание на работе – пока не внесено в официальный перечень болезней, но западная медицинская статистика показывает, что до 90% случаев обращений за медицинской помощью менеджеров и высококвалифицированных специалистов присутствуют симптомы, связанные с «выгоранием на работе».

Исследование, проведенное в США National Life Insurance Company, показало, что 59 % опрошенных считают, что стресс на работе негативно влияет на их здоровье.

4 из 10 сотрудников оценивают свою работу как крайне стрессовую.

74% указывают, что имеют проблемы в семейных отношениях из-за постоянного стресса на работе.

В Европейском союзе по проблеме выгорания особое место занимает Германия. До 10% сотрудников крупных компаний имеют проблемы со здоровьем или увольняются по причине эмоционального выгорания. В стране на государственном уровне разрабатываются программы по борьбе с выгоранием специалистов. Так как финансовые потери, связанные с этой проблемой (отсутствия сотрудников и ранних выходов на пенсию), исчисляются миллиардами евро.

В России в 2010 году было зафиксировано около 1,8 миллиона случаев невыхода на работу из-за сильной психологической и эмоциональной усталости. И ситуация только усугубляется.

Как проявляется выгорание в поведении человека? В первую очередь возникают явные симптомы эмоционального истощения, резко снижается мотивация к работе, вовлеченность. А при дальнейшем усугублении процесса, выявляются психические нарушения, такие как раздражительность, замкнутость, агрессивность, апатия, депрессия и т.п. Возникают проблемы со здоровьем, обостряются хронические заболевания, болезни сердца, проблемы с давлением и т.п.

Выгорание напрямую связано со стрессом.

Стресс – это постоянный спутник нашей жизни и до какого-то предела имеет позитивное значение, так как заставляет нас мобилизовать наши способности и возможности для разрешения проблем, освоения нового и т.п., но только до тех пор, пока у нас есть ресурсы справляться со всем этим.

Пока все идет хорошо, стресс придает определенную «остринку» нашей жизни. Если воздействие стрессогенных факторов становится таким, что мы уже не можем с ними справиться, то можно уверенно сказать, что наши ресурсы исчерпались и стресс победил нас.

Выделяют 12 фаз развития «выгорания» (которые не обязательно идут одна за другой):

  1. Все начинается с наших амбиций. Доказано, что выгорают на работе значительно чаще те люди, которые ставят себе очень высокие планки для достижения и которые стремятся быть «лучше всех». Наше общество требует от каждого быть лучшим (к сожалению, быть просто «хорошим» недостаточно). И именно это требование – надежный фундамент для развития проблем связанных со стрессом на работе и дальнейшим выгоранием. Итак, амбициозные цели поставлены, причем, часто не только себе, но и окружающим, что проявляется в завышенных требованиях к подчиненным и коллегам.

  2. Следующий шаг - чтобы достичь сложных и амбициозных целей необходимо работать больше и интенсивнее.

  3. Семья, личная жизнь, интересы и таланты вне работы постепенно отодвигаются на второй план. Работа выходит на первое место, именно здесь происходит самоутверждение. Вся энергия и время тратятся на работу.

  4. Все это ведет к перекосам - дома назревают проблемы, личного развития не происходит, друзья забыты, заброшены любимые хобби. Но проблема пока не осознается… Амбиции никуда не ушли, хотя не удовлетворяет ни темп, ни достигнутый результат. И, конечно, в большинстве случаев виноваты в этом окружающие, которые недостаточно работают и стараются.

  5. Недовольство нарастет. Начинается пересмотр ценностей. Чтобы скрыть раздражение, пораженный симптомами «выгорания» сотрудник начинает изолировать себя от других. Это происходит по ряду причин. Во-первых, энергии все меньше и меньше и нет желания тратить ее на что-либо еще кроме работы, во вторых, растущая раздражительность требует самоконтроля, что тоже забирает и так уже истощенные силы.

  6. Проблемы отрицаются. Изоляция растет. Человек становится абсолютно нетерпимым к ошибкам или промедлениям со стороны окружающих. Общество других раздражает все больше и больше. Возрастает агрессия и сарказм. То, что корень проблем находится в самой модели поведения человека – не осознается. Ситуация усугубляется еще тем, что проблемы, связанные с семьей или плохими отношениями с окружающими, усиливают растущее чувство негатива и делают взаимоотношения с окружающими неконструктивными, что в свою очередь, ведет к потере эмоциональной поддержки от коллег и членов семьи. Круг замыкается.

  7. Наступает изоляция. В этой стадии алкоголь и антидепрессивные препараты могут стать временным решением проблемы. Человек начинает ощущать, что в его жизни что-то не так. Но суть проблемы для него неясна. Так как по внешним и формальным признакам все хорошо.

  8. Окружающие отмечают явные изменения в поведении. Человек стал другим. Если раньше негативные симптомы замечали люди из ближнего круга общения, то теперь это отмечают все.

  9. Деперсонализация. Теряется внутренний контакт с самим собой. Теперь человек перестает воспринимать как ценность себя и окружающих людей. Жизнь теряет краски, становиться механистичной, зона интересов крайне сужена и ограничена только определенными проблемами.

  10. Внутренняя пустота. Возникает ощущение полной бессмысленности существования. Цинизм во всем. Чтобы получить хоть какой-то вкус от жизни, человек может броситься во все тяжкие: экстрим, гурманство, беспорядочный секс, наркотики, алкоголь, ночные клубы и т.п.

  11. Депрессия. Человек чувствует себя истощенным, безразличным, и не видит для себя будущего и ценности своего существования.

  12. Полное выгорание. Крайняя степень эмоционального и физического истощения, в очень редких случаях – попытки самоубийства.

Что является причиной развития «выгорания сотрудников» и что может сделать компания, чтобы не заразиться такой страшной болезнью?

Выгорание может стать системным в организации в следующих случаях:

  • Определенные негативные рабочие нормы и ценности, принятые в компании, которые часто транслируются от высшего руководства. Например, первое лицо компании может сидеть в офисе до ночи и очень расстраивается, если пройдясь в десять часов вечера по офису не находит в нем усердно трудящихся сотрудников.

  • Неэффективно организованная работа, когда постоянно возникают пиковые нагрузки с необходимостью работать ночью и в выходные дни.

  • Низкий уровень профессионализма руководителей. Опытный руководитель отлично понимает сильные и слабые стороны своих подчиненных и их возможности. Поэтому, он никогда не будет ставить перед сотрудником задачи, превышающие его возможности, а потом еще и отчитывать его за плохую работу.

Уровень зараженности компании «выгоранием» напрямую коррелирует с оценкой вовлеченности сотрудников. Замеры вовлеченности, выявление проблемных зон с дальнейшим их лечением, может значительно снизить вероятность выгорания сотрудников.

На индивидуальном уровне причины, способствующие профессиональному выгоранию, могут быть очень разные.

Например, чрезмерный контроль или предвзятое отношение руководителя, перфекционизм, неуверенность в себе, слабые навыки коммуникации, несправедливая система вознаграждения, плохие отношения в коллективе, задачи, которые невозможно выполнить, задачи с противоречивыми требованиями, хроническая перегрузка работой, бюрократия, чрезмерная значимость поставленных целей, удаленность места работы от дома, несоответствие ценностных норм сотрудника ценностям, принятым в компании, проблемы со здоровьем, проблемы в семье и т.д.

Стрессогенным фактором может быть любая причина.

Основное условие возникновения стресса и дальнейшего выгорания – это невозможность справиться с проблемами собственными силами и привычными средствами, а также нарастание количества неразрешённых проблем. Чрезмерная амбициозность в сочетании с неуверенностью в себе обычно усугубляет ситуацию.

Каковы методы борьбы:

  • Прежде всего, это ориентация компании на повышение эффективности труда за счет повышения эффективности бизнес-процессов и принятия правильных управленческих решений, а не за счет увеличения интенсивности труда и развития трудоголизма среди сотрудников.

  • Во многих западных компаниях распространены тренинговые программы (stress management program), которые учат сотрудников и руководителей выявлять стресс на ранних стадиях и предотвращать развитие негативных последствий. Также сотрудникам помогают выявить их индивидуальные стрессогенные факторы и научиться правильно на них реагировать.

  • Создание рабочей среды в компании, способной поддержать сотрудника в тяжелые периоды жизни и предотвратить развитие стрессов. Такая среда создается через формирование определенных коллективных ценностей, связанных с взаимопомощью и поддержкой и готовностью компании идти навстречу сотруднику в сложных ситуациях.

  • Обеспечение баланса личная жизнь/работа через организационные мероприятия, такие как дополнительные отпуска, помощь в решении личных проблем, медицинские услуги, гибкие графики работы, стимулирование сотрудников к активному образу жизни и занятиям спортом, поддержка нормальной продолжительности рабочего времени и т.п.

  • Создание в компании возможностей для профессионального и индивидуального развития для сотрудников. Поддержка и развитие талантов сотрудников.

  • Обучение руководителей работе с персоналом и операционному управлению. У разных людей разная способность противостоять стрессу и то, что для одного сотрудника может быть позитивным вызовом, другого человека может полностью вывести из строя. Умение индивидуально выстраивать работу, правильно ставить задачи и контролировать их выполнение, также очень важны.

  • Справедливая система оплаты труда.

  • Эффективное выявление и разрешение рабочих конфликтов.

  • Постоянные замеры вовлеченности сотрудников и выявления зон риска.

  • Обучение планированию рабочего времени, принятию решений, эффективному проведению совещаний.


Количество просмотров: 1110
теги:
12.12.2014 17:03 | 2906311блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама