Регион: Выбрать регион
Сейчас: 6 мая 12:36:36
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЭТИКА СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЭТИКА СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Легко говорить приятное, не правда ли? О том же, что нам в поведении человека не нравится, сказать намного труднее - так можно и отношения испортить, и обидеть его.

Молчать и носить недовольство в себе невозможно, все равно рано или поздно это выльется и почти наверняка приведет к конфликту или даже к нервному срыву. Как же высказать свои претензии коллеге, подчиненному и даже своему начальнику, и при этом - не обидеть, не прослыть скандалистом, а напротив, даже улучшить деловые отношения?

Улыбайтесь людям

Известно, что от настроения тоже зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений в коллективе. А настроение в свою очередь зависит от обстоятельств повседневного бытия и способности управлять своим настроением.

Когда бы ни начинался рабочий день (утром, днем или вечером), исходным началом его всегда остается домашняя обстановка: как отдохнулось, каковы отношения в семье и т.д.

Улыбка и утреннее приветствие оказываются сильным стимулятором хорошего настроения для обоих супругов. Но настроение может испортиться позже - в дороге, в городском транспорте. Теснота в автобусах, трамваях и троллейбусах, особенно в часы пик, повод для раздражения, а значит, и падения настроения. Можно ли сохранить хорошее настроение и в таких условиях? Можно. Вспомните, чему вас учили еще ребенком: толкнул кого-то - извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена шуткой, улыбкой.

Отсюда первый совет:

Научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми, вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.

Будем здороваться

Вошедший в помещение после других обязан первым приветствовать присутствующих. А присутствующие отвечают не хором, как в классе, а только те, кто ближе сидит, кому удобно. Вряд ли нужно при встрече с большой группой знакомых всем по очереди жать руку. Но зато если уж остановились и подали руку знакомому, который разговаривает с одним или двумя незнакомыми вам людьми, будьте добры - приветствуйте так же всех, называя себя, как при первом знакомстве.

Стало традицией, что первым приветствует начальника подчиненный, а вот руку для рукопожатия должен предложить начальник.

Случается, что руководитель не отвечает на приветствия подчиненных. Такое поведение неизбежно подрывает его авторитет.

Зачем так много говорить о таком пустяке, как приветствия? Однако для дела имеет существенное значение настроение людей перед началом рабочего дня.

Отсюда вытекает второе правило:

Придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Между "ты" и "вы"

О начальнике, обращающемся ко всем на "ты", обычно говорят как о "своем человеке", простом и доступном. Но надо знать, что не всем такая манера нравится. Есть немало людей, кому она кажется проявлением невоспитанности. Конечно, манера общения между коллегами зависит от состояния межличностных отношений. Если эти отношения доброжелательные или дружеские, то и обращение друг к другу на "ты" вполне уместно.

Что же касается обращения начальника к подчиненным... Если начальник обращается к одним подчиненным на "ты", а к другим - на "вы", то возникает впечатление, что у него есть приближенные. Бывает и другой вариант: начальник пренебрежительно обращается к одним на "ты", а к другим - уважительно на "вы". В обоих случаях последствия отрицательны. Не годится и одинаковое обращение ко всем на "ты", которое ведет к снижению требовательности, панибратству. Местоимение "вы" является не только выражением культуры общения, но и способом поддержания служебной дистанции.

Итак, сформулируем третье правило:

Обращение к подчиненным на "вы" - необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.

На паритетных началах

Собрания, заседания, совещания - коллективные формы управления. Их эффективность достигается тогда, когда поставленные вопросы рассматриваются на равных условиях - независимо от должностного положения, возраста, стажа работы и т.п.

На практике эти условия далеко не всегда соблюдаются, особенно руководителями-автократами. Реплика и откровенное навязывание своего мнения, иногда спорного и даже неверного, убивают у подчиненных желание участвовать в обсуждении и вынуждают пребывать в рядах "молчальников". А ведь это не на пользу делу.

Поэтому советуем придерживаться такого правила:

Проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Люди приходят на них для того, чтобы выработать управленческие решения, в которых в первую очередь заинтересован руководитель. Научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность участников совещаний.

Приказ и просьба

На практике руководители дают указания своим подчиненным в основном в двух формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Там, где приказ необходим, иногда звучит просительный тон. А где можно обойтись вежливой просьбой, раздается приказ, да еще с угрозой наказания.

Мы не сторонники всепрощающего либерализма. Бездельника, лодыря надо жестко приструнить, а иногда и пригрозить ему наказанием за беспечное отношение к своим обязанностям. Приказная форма необходима в экстремальных условиях: угроза срыва выполнения важного задания.

Но не следует превращать жесткие формы указаний в основной метод административного управления. Подчиненные со временем перестают реагировать на угрожающий тон, и эффективность указаний снижается.

Какие же формы распоряжений уместны в повседневных рабочих условиях? Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг прямых обязанностей подчиненного. Но тон всегда и непременно должен быть вежливым.

Бесспорно, на службе часто возникают напряженные ситуации. В таких условиях, говорят, трудно удержаться от грубых манер. Мы с этим не согласны. И опыт подтверждает, что в любых условиях можно сохранить деловой тон служебных отношений без ущерба для производства, скорее для его пользы.

Поручения, не входящие в круг обязанностей данного подчиненного, следует давать в форме просьбы. Вообще такая форма поручений воспринимается подчиненными с большим желанием и, естественно, выполняются они охотнее.

Сформулируем пятое правило этики служебных отношений:

В любых ситуациях сохраняйте самообладание; будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным. Помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.

Благодарите, но и взыщите

Поощрения и наказания - существенные инструменты активизации и воспитания личного состава. По своему назначению они несравнимы, но опыт показывает, что поощрения оказывают большее влияние на трудовую активность людей, чем наказания.

Отсюда вывод: надо чаще и умело пользоваться мерами поощрения.

Отдавая им предпочтение, мы не отвергаем и мер наказания, но здесь должны соблюдаться элементарные нормы этики. Неразумно подходить с одинаковой меркой наказания к работникам разного возраста, пола и темперамента за сходные проступки.

Например, пожилому человеку или женщине лучше высказать замечание в вежливой форме, а легкомысленному молодому человеку или флегматику - публично и потверже.

Шестое правило этики служебных отношений:

Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое "спасибо", высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия. Если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.

Критика и этика

Часто можно слышать: критику никто не любит. Да, критикой нельзя злоупотреблять, как нельзя и пренебрегать ею.

Критика имеет три направления: сверху, снизу и изнутри (самокритика). Каждое из них на практике имеет свои этические черты и проблемы.

Критика сверху, как известно, развивается беспрепятственно, но и здесь есть проблемы. Они сводятся к мере и такту. Постоянные мелочные упреки и разносы деморализуют работников, подрывают их веру в свои силы и в справедливость руководства.

В выборе форм и методов критики в адрес подчиненного опытные и воспитанные руководители всегда учитывают возраст, пол и темперамент критикуемого. Известно, например, что женщины более чувствительны к замечаниям, чем мужчины. Холерики более возбудимы, чем флегматики. Эти черты и особенности тоже надо учитывать.

Практика, многочисленные публикации показывают, что больше всего препятствий у критики снизу. Негативное отношение к такой критике распространено довольно широко до сих пор. Бороться с этим только методами этики трудно.

Не меньше трудностей у самокритики. Люди склонны переоценивать свои способности и реже замечают свои слабости. Как-то академик А.А.Туполев заметил: "Люди оптимисты. Преимущества своих идей видят сразу и хорошо, а недостатки не сразу и хуже..."

Сформулируем седьмое правило:

Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте им, не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками, не допускайте перерастания критики в элементарную ссору. Не преследуйте за конструктивную критику снизу, она избавит вас от ошибок и упущений в работе, укрепит связи с коллективом. Будьте самокритичными - это только укрепит ваш авторитет.

Подлежит безоговорочному осуждению

В служебных отношениях, как и во всех других формах общественных отношений, важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого сотрудника, инициативу и творческий подход к делу.

Ярко выраженные формы угодничества, подобные тем, которые проявлял грибоедовский Молчалин, теперь редко встретишь. Но в более деликатных, внешне малозаметных формах угодничество, подхалимаж наблюдаются нередко.

Они проявляются по-разному: в слепой покорности своим руководителям, в беспрекословном согласии со всем, что говорит и делает начальник, в восхвалении вышестоящих руководителей. Подхалимы и угодники своим поведением нравственно разлагают не только своих начальников, но и всю атмосферу трудового коллектива.

Возникновению и существованию подхалимажа содействует встречающаяся еще абсолютизация принципа единоначалия.

Малоограниченное в некоторых коллективах единовластие создает предпосылки как для служебных злоупотреблений, барских замашек, так и для угодничества. Это две стороны одной и той же медали.

Восьмое правило этики служебных отношений:

Цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете содействовать укреплению здорового психологического микроклимата в коллективе и повышению общей эффективности руководства. Не злоупотребляйте правом единоначалия, советуйтесь с общественными органами самоуправления по всем принципиально важным вопросам неоперативного управления.


Количество просмотров: 3176
теги:
12.12.2014 17:00 | 2906311блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама