Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 апреля 23:18:07
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Руководитель и стратегическое управление

Руководитель и стратегическое управление

 

Соберем всю свою волю в кулак и пустим все на самотек - Из армейского фольклора.

Фраза, приведенная выше, отражает достаточно частое поведение руководителей предприятий, особенно малых и средних, в нашей стране.

Они работают очень много, каждый день решают большое количество проблем, выбиваются из сил и при этом часто даже не подозревают, что основной их задачей является стратегическое управление и планирование, а для решения текущих задач имеется штат сотрудников.

Руководители же некоторых крупных предприятий, фактически занимаясь стратегическим управлением, бывает, не знают даже словосочетания «стратегический менеджмент», не говоря уже о теории и инструментах такого управления, а, следовательно, они совершают ошибки, которых можно было бы избежать.

Безусловно, часто руководитель является самым опытным человеком в организации и умеет решать текущие проблемы наиболее эффективно, но в таком случае у него просто нет времени задуматься всерьез над развитием предприятия.

Он делает это урывками, и фактически дело долгосрочного планирования или пущено на самотек, или перепоручено менее опытным сотрудникам, которые не знают всех обстоятельств и особенностей конкретного бизнеса, а тем более, политической обстановки вокруг него. Эффективное развитие предприятия, управляемого таким, образом вызывает сомнения.

Как бы мы определили стратегический менеджмент? Это способность руководителя проанализировать окружающую среду, сделать прогноз и построить работу предприятия таким образом, чтобы через 3-5 лет предприятие и все его подразделения стали более успешными.

Управляющие разрабатывают стратегии для того, чтобы определить в каком направлении будет развиваться компания и как принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий, нет программы достижения результатов.

При этом такой план должен охватывать все функции предприятия: снабжение, производство, распределение, маркетинг, финансы, управление кадрами, научно-исследовательские работы, другие, часто специфические функции.

Пять задач стратегического менеджмента.

Задача менеджера по созданию и реализации стратегии фирмы состоит из пяти взаимосвязанных частей:

- Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития, т.е. необходимо обозначить миссию, цели и долгосрочные перспективы развития.

- Превращение общих целей в конкретные направления работы.

- Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых результатов.

- Эффективная реализация выбранной стратегии.

- Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

2. Кто выполняет задачи по стратегическому управлению

Первый руководитель предприятия должен быть самым влиятельным и самым ответственным менеджером по стратегии. Он является главным постановщиком задач, определяет цели, стратегии и пути их достижения. На нем же лежит и вся полнота ответственности за результат.

Руководители функциональных подразделений также несут ответственность за разработку и осуществление стратегии каждый в своей сфере, внося предложения своим руководителям и организуя исполнение стратегии в подотчетных участках.

При этом если руководители, отвечающие за исполнение стратегии на всех уровнях организации, участвуют в разработке стратегических планов, то им трудно обвинить кого-либо в их неисполнении или в постановке нереалистичных целей.

3. Развитие стратегического видения и миссии компании

Основной вопрос, который задают себе подготовленные менеджеры относительно стратегии компании: Как мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?

То, что компания собирается делать и чем она хочет стать, в общем смысле является миссией компании. Развивая и публикуя миссию и стратегическое видение, руководство компании знакомит сотрудников, владельцев, государственные структуры и общественность с социальным смыслом существования компании и направлением ее будущего развития.

4. Определение цели

Определение целей способствует переходу от миссии к конкретным планам работы, которые помогут достичь успеха. Цели заключают в себе результаты, для достижения которых требуются усилия и организованные действия. Правильно сформулированная цель должна отвечать ряду параметров. Некоторые из них: измеримость, достижимость.

К стратегическим целям относятся долгосрочные, со сроком 3-5 лет. Срок постановки стратегических целей зависит скорости нарастания изменений в окружающей предприятие среде и в самом предприятии.

Умение правильно сформулировать цели является одним из основных навыков руководителей - лидеров.

5. Создание стратегии

Цели - это описание результатов, а стратегии - это пути их достижения. Стратегия - это инструмент менеджера для выполнения определенных задач, как стратегических, так и финансовых. Для правильного определения стратегии необходимо изучить как состояние самой фирмы, так и факторы внешнего окружения.

Неверная оценка ситуации увеличивает риск выбора неверной стратегии. Таким образом, реальная стратегия компании во многом определяется продуманными заранее действиями и реакцией на не предсказанные изменения в окружающей предприятие среде.

Можно говорить о том, что хороший руководитель - разработчик стратегии больше ориентирован на изменения внешней среды, чем на изучение внутренних проблем фирмы, знает основные варианты стратегий и может сделать обоснованный выбор одного из вариантов или создать новый в случае необходимости.

С другой стороны, имеющаяся стратегия подсказывает линейным руководителям, какие действия они должны предпринимать для достижения целей, тем самым снимая с руководителей необходимость заниматься принятием повседневных, операционных решений.

6. Стратегия и стратегические планы

Разработка стратегического видения и миссии компании, выбор целей и стратегии вместе с шагами и действиями по реализации выбранной стратегии и составляют стратегический план.

Такие планы разрабатываются управлением компании и чаще всего представляют собой объемный документ, который целиком или частично доводится до соответствующего персонала. Следовательно, современные менеджеры должны знать составляющие элементы такого плана и принципы его подготовки.

7. Реализация стратегии

Задача реализации стратегии состоит в понимании того, что необходимо сделать, чтобы стратегия работала, а также создать достаточное давление, чтобы эти действия были произведены в намеченные сроки.

Таким образом, работа по реализации стратегии относится к сфере административных задач. Это и есть стратегическое управление.

8. Непрерывность стратегического управления

Менеджер не может позволить себе отвлечься от стратегических задач.

В процессе стратегического управления ничто не может быть окончательным, и все предварительные планы претерпевают изменения в зависимости от новых обстоятельств и возможностей.

Это требует соответствующих корректив стратегии, которые чаще всего касаются частностей, хотя может возникнуть и необходимость полного пересмотра.

Таким образом, управляющий компанией должен быть всегда настороже, готовым определить необходимость изменений и провести эти изменения.

9. Роль и задача специалистов по стратегическому планированию

Возникает вопрос: если мы определили круг лиц ответственных за разработку и реализацию стратегии, то должны ли существовать в организациях специалисты по стратегическому планированию? Ответ - да.

Роль таких специалистов в следующем. Они как внутри предприятия, так и за его пределами собирают и анализируют информацию, которая может повлиять на стратегический выбор, подготавливают эту информацию для принятия решений соответствующими руководителями. Они выполняют задачи по консультированию, координации.

Однако не следует думать, что эти специалисты должны разрабатывать стратегические планы.

Во-первых, они не владеют всем объемом информации, которым обладают управляющие менеджеры, и вряд ли сумеют создать работающий план.

Во-вторых, они не могут отвечать за выполнение такого плана, так как не обладают правами принятия решений и контроля над процессами в организации.

Линейные менеджеры вряд ли смогут взять на себя всю полноту ответственности за реализацию планов, в разработке которых они не принимали участие.

Таким образом, в случае неудачи сложно будет найти виноватых. Понимая это, линейные менеджеры, скорее всего, не будут прилагать максимальные усилия для выполнения планов.


Количество просмотров: 3583
теги:
12.12.2014 16:41 | 2906311блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама