Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 апреля 22:02:53
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Взаимодействие процессов управления качеством с другими направлениями деятельности предприятия и необходимость изучения дисциплины «Управление качеством» в системе подготовки менеджеров


Взаимодействие процессов управления качеством с другими направлениями деятельности предприятия и необходимость изучения дисциплины «Управление качеством» в системе подготовки менеджеров

 

Управление качеством в практической работе тесно соприкасается со всеми направлениями деятельности предприятия, которые обеспечивают или участвуют в создании продукции. Руководители этих направлений выполняет свои функции по качеству, а все вместе они образуют субъект управления качеством, воздействующий на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества.

Поскольку управление качеством является одним из аспектов общего управления компанией, оно не может рассматриваться изолированно от науки управления (менеджмента), которая определяет общие закономерности управленческой деятельности. Поэтому для организации эффективного управления качеством необходимо использовать положения и рекомендации менеджмента, которые могут применяться в управлении качеством.

Это позволит:

- получить общее представление об организациях (предприятиях) и факторах внутренней и внешней среды, то есть об условиях, в которых осуществляется управление качеством;

- познакомиться с сущностью управления и структурой управленческой деятельности на предприятии, чтобы уяснить роль и место управления качеством в управлении предприятием в целом;

- применять в управлении качеством управленческие функции, а также подходы и методы их выполнения, накопленные в практике менеджмента.

В этом случае управление качеством получит в свое распоряжение научный фундамент и апробированные практические методы менеджмента, которые обеспечат солидную основу для организации и проведения профессиональной и эффективной работы по управлению качеством на предприятиях.

В течение последних двух десятилетий границы требований к специалистам, владеющим теорией и методологией управления качеством, а также умеющим эффективно применять их на практике, существенно расширились. Это вызвано значительными изменениями, происходящими в мировом сообществе в целом, а также в социально-экономических и политических сферах отдельных регионов и стран.

Если в начале XX в. проблемы качества в основном воспринимались как инженерно-технические, связанные с необходимостью обеспечения требуемого уровня качества продукции, то к концу столетия качество стало восприниматься как глобальная социально-экономическая проблема.

В наступившем тысячелетии продолжает прогрессировать тенденция взаимопроникновения и взаиморазвития различных сфер деятельности, в связи с чем достаточно сложно четко определить принадлежность той или иной исследуемой проблемы к конкретной области знаний. Несмотря на это, исследование проблем качества остается в центре внимания теории и практики менеджмента, что не случайно.

В настоящее время качество стало главным фактором конкурентной борьбы на мировом рынке, символом процветания отдельных организаций, регионов и целых государств. Промышленно развитые страны, обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешнем рынках, занимают передовые позиции в мире по уровню благосостояния и устойчивости развития.

Менеджеры различных уровней управления постепенно приходят к осознанию того, что высокое качество — необходимое условие выживания и развития в рыночной экономике, причем речь идет о качестве во всем многообразии его проявлений:

- от качества продукции, услуг, процессов, персонала, деятельности организации в целом до качества жизни населения.

Практически исчезла ориентированность управления качеством исключительно на промышленное производство. Если в конце 1980х гг. существовало мнение о том, что тот или иной аспект деятельности организации не имеет отношения к качеству, то к началу XXI в. ситуация изменилась. Так, в прогнозе Британского института обеспечения качества (Institute of Quality Assurance — IQA) «Видение 2020», отражающем перспективы развития теории и методологии обеспечения качества, отмечено возрастание роли человеческого фактора в данном направлении. Этот фактор становится общепризнанным, важнейшим компонентом эффективного процесса управления качеством.

Большинство организаций имеет серьезную потребность в применении последовательных подходов к обеспечению качества не только товаров, услуг и соответствующих процессов, но и всех аспектов и областей взаимодействия со всеми заинтересованными в их деятельности сторонами.

В настоящее время менеджеры различных уровней несут ответственность за взаимоотношения организации с потребителями, поставщиками, собственниками и обществом в целом, создание надлежащей корпоративной культуры, мотивацию и развитие персонала, эффективное управление всеми процессами жизненного цикла продукции, разработку и реализацию стратегии развития организации, экологию, промышленную безопасность и, наконец, за постоянный рост конкурентоспособности организации на рынке.

Все эти направления деятельности менеджеров являются неотъемлемыми элементами современной практики управления качеством.

В условиях появления революционных технологий, ужесточения и диверсификации потребительских требований, внедрения инноваций в процессы производства продукции и оказания услуг, в эпоху общественных потрясений и кардинальных перемен во всей системе глобальных экономических отношений менеджер должен с уверенностью смотреть в будущее своей организации. Это становится возможным благодаря постоянному накоплению знаний, приобретению умений и навыков в области управления качеством.

Развитие в России рыночных отношений и стремление к интеграции в мировую экономику постоянно диктуют необходимость развития и приумножения таких знаний и навыков. Поэтому дисциплина «Управление качеством» включена в Государственный образовательный стандарт по специальности «Менеджмент организации».

Данный курс тесно связан с другими управленческими дисциплинами, изучаемыми будущими менеджерами. В табл. 1 отражено пересечение различных областей управления качеством с соответствующими сферами деятельности менеджера, а также с изучаемыми в процессе обучения в вузе дисциплинами.

Таблица 1

Взаимосвязь основных сфер деятельности менеджера с предметными областями управления качеством

Сфера деятельности менеджера

Изучаемая дисциплина

Область пересечения

1

2

3

Разработка стратегии развития организации

Стратегический менеджмент

Политика и стратегия организации в области управления качеством

Управление персоналом

Управление персоналом

 

 

Организационное поведение

Лидерство руководителя в достижении целей в области качества

Вовлечение персонала в процесс управления качеством

Формирование организационной культуры, ориентированной на повышение качества трудовой жизни

Управление инновационной деятельностью

Инновационный менеджмент

Методы и инструменты управления конкурентоспособностью

Управление производственной деятельностью

Производственный менеджмент

 

 

Логистика

Процессы жизненного цикла продукции в системе менеджмента качества

Контроль качества

Формирование системы взаимовыгодных отношений с поставщиками

Управление взаимоотношениями с потребителями

Маркетинг

Реализация принципа «ориентация на потребителя»

Определение требований потребителей к качеству

Исследование степени их удовлетворенности

Принятие управленческих решений

Управленческие решения

Реализация принципа «принятие решений, основанных на фактах»

Методы управления качеством продукции, персонала, процессов

Управление социальными процессами

Социальный менеджмент

Управление качеством трудовой жизни

Управление финансовой деятельностью

Финансовый менеджмент

Управление затратами на качество

Результативность и эффективность управления качеством

Управление системой охраны окружающей среды (экологией)

Экологический менеджмент

Реализация принципа экологической безопасности

Управление системой профессиональной безопасности и здоровья

Менеджмент в области профессиональной безопасности и охраны труда

Реализация принципа профессиональной безопасности и охраны труда

 

Из табл. 1 видно, что деятельность современного менеджера достаточно многогранна и предполагает решение значительного спектра задач, в рамках профессиональной деятельности менеджера:

- Общий менеджмент (Цели, задачи, функции, принципы, методы деятельности менеджера, нацеленные на эффективное управление деятельностью организации);

- Производственный менеджмент;

- Стратегический менеджмент;

- Инновационный менеджмент;

- Экологический менеджмент;

- Менеджмент в области профессиональной безопасности и охраны труда;

- Финансовый менеджмент;

- Менеджмент персонала;

- Организационное поведение;

- Социальный менеджмент.

В настоящее время практически каждая сфера деятельности менеджера связана с той или иной областью управления качеством. Менеджмент предполагает эффективное управление различными аспектами функционирования организации. Современные подходы к управлению качеством свидетельствуют о том, что речь должна идти об управлении качеством деятельности организации в целом (а не только качеством продукции).

Кроме того, в рамках TQM рекомендуется создание систем управления охраной окружающей среды по стандартам ИСО 14000, а также — систем управления профессиональной безопасностью и здоровьем (OHSAS 18000), которые дополняют систему качества (т. е. создание интегрированных систем качества), повышая эффективность и конкурентоспособность предприятия.

Наибольшее внимание сегодня уделяется управлению качеством на уровне отдельной организации. Однако, безусловно, эффективным данный процесс может быть лишь при его осуществлении и на макроуровне, при реализации единой национальной политики в области управления качеством.

Поэтому важное место занимают вопросы, отражающие государственное регулирование процессов управления качеством.

 

Менеджмент качества должен превратитья в «качественный менеджмент»


Количество просмотров: 4636
теги:
12.12.2014 16:36 | 2906311блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама