Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 14:47:39
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Специфика применения логистики в формировании логистической инфраструктуры городских агломераций

Практика формирования мезологистических систем показывает, что в мезологистическая система включает организационные формы разной степени сложности, и при ее описании нужно исходить, в частности, из того, как эти общие формы модифицированы в конкретной территориальной логистической системе. Под та­ким углом зрения  мезологистическая система обретает  характер многоуровневой системы, представляя из себя ряд различных  уровней индивидуальной организации, а процесс развития  осуществляется в виде перехода от элементарных - низших уровней ор­ганизованности к сложным, комплексным - высшим уровням [1].

Формирование региональных и агломерационных организационных логи­стических структур, являясь принципиально новым направлением в отечествен­ной экономике, ставит перед исследователями ряд проблем теоретического и ме­тодологического характера. По мнению В.И. Сергеева, исходной методологиче­ской предпосылкой синтеза организационной структуры должно быть ее наи­лучшее соответствие реализации глобальной целевой функции логистической системы. При этом эффективное управление  логистической системой должно ба­зироваться на следующих централистских принципах: оптимальное число уровней управления (иерар­хии); информационная обеспеченность каждого уровня менеджмента; наличие и эффективность контроля.

Разработанная схема взаимодействия в макрологи­стической  региональной системе [2] дополняется модулем "городская агломерация" (рисунок 1), системно вписанным в региональную систему. Однако реализация модели  региональной логистической системы при централистском подходе является трудно реализуемой задачей.

Частичный вклад в решение этой проблемы вносят результаты исследова­ний Д. Уотерса. По мнению Д. Уотерса [3, с. 76], при проектировании логисти­ческой стратегии локальной организации, которой может быть и регион, и городская агло­мерация, стратегии более высокого уровня – социально-экономические стратегии ре­гиона – задают цели (глобальные задачи) агломерационной логистической сис­теме и контекст, с учетом которых принимаются все логистические решения в инфраструктуре городской агломерации.
 

90ec5e4ec56a514202c9bc14b5c73c51.jpg

Рисунок 1. Схема взаимодействия в макрологистической региональной системе

Подход к формированию логистической инфраструктуры городской агломерации на основе межфирменной интегрированной логистики основан на согласованном функционировании логистической и экономической систем городских агломераций. Одной из задач логистической инфраструктуры, как мезосистемы, является управление товаропрово­дящими микросистемами с заданными параметрами материальных потоков на входе и выходе. Цель управления в инфраструктуре, как логистической системе – это дос­тавка товаров в заданное место, в нужное время, в требуемом количестве, при оп­ределенных затратах [4].

Экономическая система является нелинейной, стохастической, дискретной, самонастраивающейся и самоорганизующейся системой с глубокими обратными связями. Обратная связь в экономической системе осуществляется через рынок [5].

Логистическая система – адаптивная (самонастраивающаяся или самоорга­низующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистиче­ские функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой [6].

Экономическая система, в которой действуют социальные факторы, называ­ется социально-экономической. В частности, любая городская агломерация не может не включать социальный сектор и поэтому является  социально-экономи­ческой (в дальнейшем – экономической). Логистическая система в социально-экономической системе региона является потокопроводящей системой, организующей социально-экономические связи.

Объекты логистической инфраструктуры состоят из элементов, выполняющих те или иные логистические операции и функции. Все объекты в одной и той же цепи по­ставок, при одинаковых целевых установках, подразделяются на две группы: те, которые отличаются постоянством своих ответных действий, то есть – системные объекты и те, у которых ответное действие непостоянно и непредсказуемо – не­системные объекты. Следовательно, постоянство и одинаковость реакции взаимодействующей группы элементов по отношению к определенному внешнему воздействию явля­ется критерием системности» [7].

Опираясь на результаты исследования в [8], можно утверждать, что цели управления  в логистических инфраструктурах направлены на оптимиза­цию потоков на уровне предприятия, а также потоков на уровне городской агломерации.

  Известно, что логистические системы российские исследователи подразделяют на макро­логистические, микрологистические, мезологистические и глобальные в зависи­мости от  соответствующих территорий их функционирования [8]. С нашей стороны предложено дополнить эту классификацию понятием "городская агломерация" на од­ном уровне с понятием "регион", поскольку ее также можно классифицировать как мезосистему, объединяющую признаки, характерные как для макро-, так и для микрологистических систем (таблица 1).

Таблица 1

Классификация логистических систем в зависимости от территорий функционирования[8, 9]

Территория функ­ционирования

Классификация по Семененко [10]

Классификация по Сковронеку [11]

Классификация по Носову [8]

Классификация по Сергееву [2]

Предприятие, органи­зация

Микрологистика

Микрологистика

Микрологистика

Микрологистика

Городская агломерация

Мезологистика

Мезологистика

Региональная логистика

 

 Макрологи­стика

 

 

Регион (в России - субъект  Федерации)

Страна

Макрологистика

Макрологистика

Макрологистика

Евросоюз

-

Еврологистика

-

Межстрановая

-

Глобальная ло­гистика

Глобальная ло­гистика

В соответствии с приведенной классификацией, логистическую инфра­структуру городской агломерации можно представить как территориальную логистическую систему, то есть, как мезологистическую систему по признакам администра­тивно-территориального деления. Поэтому, на основании анализа данных, представленных авторами в [2, 12, 13], в ос­нову процесса формирования и развития логистической инфраструктуры городских агломераций можно заложить ряд принципов (таблица 2), присущих логистическим системам:

 Таблица 2

Основные принципы процесса формирования логистической инфраструктуры городских агломераций

 

Принцип

Роль

1

Принцип системного под­хода к формированию ло­гистической инфраструк­туры

развитие логистической инфраструктуры должно быть всесто­ронним, гибко и адекватно реагируя на возникающие изменения в социально-экономической системе городской агломерации

2

Принцип тотальных затрат

развитие логистической инфраструктуры с целью минимиза­ции совокупных издержек в цепях и сетях поставок

 

3

Принцип логистической координации

создание управляющей структуры, роль которой будет заклю­чаться в координации работы подсистем, объединяемых логи­стической инфраструктурой, согласования целей и задач этих подсистем и субъектов права

4

Принцип гуманизации всех функций и технологиче­ских решений в логистиче­ской системе

все принимаемые решения должны соответствовать социаль­ным, этическим и экономическим требованиям, направленным на улучшение качества жизни;

 

  Таким образом, сущность логистической инфраструктуры городских агломераций, исходя из принципов теории систем,  состоит в преобразовании входящих потоков социально-экономической системы городской агломерации в исходящие для достижения заданных параметров этих потоков, в целях дос­тавки товаров в соответствии с требуемыми параметрами времени, количества, издержек.

 

Список литературы:

1.    Щербаков В. Основы логистики: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. В.Щербакова. – СПб.: Питер, 2009. – 432с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

2.    Сергеев, В. И. Логистика в бизнесе [Текст]: Учебник / В. И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с.

3.    Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок [Текст] / Д. Уотерс: Пер. с англ. –  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –  503 с.  - (Серия "Зарубежный учебник").

4.    Прокофьева Т. А., Лопаткин О. М. Логистика транспортно-распределительных систем: Региональный аспект [Текст] / М. : РКонсульт, 2003. – 400 с. с ил.

5.    Чернышев С. Л. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития [Текст]: Учебник / С.Л. Чернишев– М.: изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 232 с.: ил.

6.    Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь [Текст] / А. Н. Родников. – М. : Инфра-М, 2000. – 194 с.

7.    Гайдес М. А. Общая теория систем (системы и системный анализ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.PolBu.ru . Библиотека «Полка букиниста», 2004.

8.    Носов, А.Л. Региональная логистика [Текст] / А.Л. Носов. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 168 с.

9.    Лукиных В.Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой [Текст] / В.Ф. Лукиных; Красноярск, 2010. – 292 с.

10.   Семененко А. И. Логистика. Основы теории: учебник для вузов [Текст] / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. – СПб. : Союз, 2001. – 322 с.

11.   Сковронек Ч., Сариуш-Вольский З. Логистика на предприятии: Учебно-метод. пособие [Текст] / Пер. с пол. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.

12.   Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст] : учебник для вузов / А.Г. Гранберг; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 4-е изд. [стер.]. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2004, – 495(1) с.

13.  Николаева, Л.А., Черная, И.П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: Методическое пособие / Л. А. Николаева, И. П. Черная. – Режим доступа : http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Nikolaeva/index.html . Экономическая библиотека, 2007-2010.


Количество просмотров: 3561
31.10.2014 08:43 | PavelShvalovблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама