Регион: Выбрать регион
Сейчас: 3 мая 15:34:56
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Круглый стол «Проблемы и перспективы обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов (на примере Эвенкии)»

В Красноярском Доме журналиста состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов (на примере Эвенкии)», который провели редакция газеты «Красноярский рабочий» и информационный портал «Бизнес-Сайт». 20 июня 2013 года в  газете "Красноярский рабочий" опубликована сокращенная версия круглого стола. Ниже опубликована сокращенная стенограмма этого мерприятия.

7ac7c807852a4685d9327925047f54e7.jpg


Дайте здоровому удочку!


Владимир ПАНТЕЛЕЕВ, главный редактор информационного портала «Бизнес-Сайт»:

167dfd28fd55023a14557ebaa2ea4d09.jpg

- Обсуждаемая нами сегодня тема очень серьёзная. Особенно она обострилась после того, как в 2009 году был принят закон об охоте. Само по себе это позитивное явление, но вместе с тем есть в этом законе неполное толкование, позволяющее создавать коррупционные ловушки и прочий негатив, не очень нужный в нашей хозяйственной деятельности.


Семён ПАЛЬЧИН, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае:

99019d99faccb1628bb9069aeef8401e.jpg

- Некоторые законы теми или иными сторонами права - охотниками, рыбаками, надзорными органами, -- толкуются в силу возможной грамотности. Если раньше приходила в стойбища местная газета «Советский Таймыр» или «Эвенкийская жизнь», то теперь и этого нет. Не говорю о том, что наше общество двинулось в Интернет, расширилось информационное пространство, а те, для кого мы собираемся, от информационного поля практически отделены. Недостаточна разъяснительная работа органов исполнительной власти по пропаганде законов: одни говорят, что они несовершенны, другие убеждены, что, пройдясь по запятым, можно сделать законы лучше. Здесь важны мнения людей, на которых возложены полномочия по исполнению нормативов государственного природопользования. Считаю, в Красноярском крае приоритет должен быть на экономическом развитии, а не на социальном пособии, но сегодня жизнь такова, что мы садим наших здоровых, работоспособных людей на иглу социального пособия. Я принципиальный противник этого: слабого надо защищать, а здоровому и сильному дать удочку, сетки, соответствующую правовую основу - и вперёд.


Никита КАПЛИН, руководитель аппарата ассоциации «Арун» («Возрождение») коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района:

560b51721f3767b514947799cf29820a.jpg
- Депутаты как-то отреагировали по поводу вашего доклада в Законодательном Собрании?


Семён ПАЛЬЧИН:
- Есть соответствующее постановление Законодательного Собрания, рекомендации органов местного самоуправления, правительства Красноярского края, правоохранительных структур провести проверку по фактам нарушений, определиться по территории традиционного природопользования, ведь основа всего - земля, промысловые и охотничьи угодья, которые сегодня имеют разные категории толкования. Благодарен депутатам Законодательного Собрания за проявленное ими понимание проблемы.

Почему сокращается число северных общин?


Никита КАПЛИН:
- Сохранение объектов животного мира является гарантией выживания малочисленных народов Севера. А их традиционное природопользование - исторически сложившееся использование животного и растительного мира. В начале 90-х годов было создано общественное движение коренных народов, получившее поддержку правозащитных и природоохранных организаций. Что касается традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов, то этим принципам соответствует 69-я статья Конституции РФ, которая определяет коренные малочисленные народы как субъекты международного, публичного права. На территории Эвенкии в начале 90-х годов было создано около сотни общин и хозяйственных организаций коренных малочисленных народов. По состоянию на 2005 год их осталось 44. В настоящее время существует 31 община, из которых только за 19-ю закреплены территории традиционной хозяйственной деятельности на основании договоров аренды земельных участков. Есть 2 муниципальных предприятия, которые занимаются традиционными видами хозяйственной деятельности, и 2 индивидуальных предпринимателя.
К сожалению, общины вынуждены сворачивать свою хозяйственную деятельность, потому что в связи с объединением Красноярского края центры государственных услуг ушли в Красноярск, и большинство общин не может выполнить требований федерального законодательства 17-ти управлений и служб, которые проверяли хозяйственную деятельность двух муниципальных предприятий. Сразу возникает вопрос: почему такой пристальный интерес к общинам коренных малочисленных народов, которые, согласно федеральному законодательству, являются некоммерческими организациями. В связи с принятием ФЗ-209 об охоте разработчики из Государственной Думы ответили, что не будут ущемлены права коренных малочисленных народов, дополнили статью 19 двумя пунктами, но уже второй пункт этой статьи всё довёл до абсурда на уровне правоприменительной практики, потому что статья 69 Конституции РФ определяет коренные малочисленные народы, есть правовой механизм их определения, на уровне постановления Правительства России утверждён их перечень и распоряжением Правительства России отдельно перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые являются субъектами отношений. Однако в статью 19 добавлено «иные категории», на основании чего на уровне правоприменительной практики получилось, что гражданину, имеющему статус временно безработного, ставится печать. Мы отправили запрос в прокуратуру: какие существуют регламенты определения этого статуса? На территории одной из групп поселения обнаружили 71 гражданина, не относящегося к коренным малочисленным народам, но имеющего эту печать. Эффект её таков: охота в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно без каких-либо разрешений в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления.
Самое интересное, что эти временные безработные фактически являются охотниками - спортсменами-любителями, которые имеют право осуществлять охоту в зонах общего пользования, чего эти граждане не хотят. Они предоставляют инспекторам печать, идут на территории общин, которые имеют долгосрочные лицензии договора аренды, пишут президенту РФ или в органы исполнительной власти, что аборигены общины ущемляют их права. При этом не заключают договор, охотятся без разрешения, так как у них есть печать.
На общины по тридцати наименованиям обязательств возложены обременения на сумму свыше двадцати пяти миллионов. Общины не ропщут. Мы оказали помощь по компенсации расходов на разработку проектов освоения лесов, по охотустройству, по межеванию, кадастровым работам. На территории Эвенкии ежегодно лимит 22 тысячи на добычу особей соболя, а фактически, как утверждает ветеринарная служба и территориальный отдел, добывается 115 тысяч. Это превышение лимитов в пять раз! Кто добывает? Никто не знает. Всё хорошо. По результатам февральского Санкт-Петербургского пушно-мехового аукциона этого года вся эта продукция реализована. При среднем показателе 4500 за шкурку - свыше четырёхсот миллионов только за 2013 год! А нам говорят, что на общину денег нет. Деньги есть, просто их изымают. И самое главное, что браконьеры пишут жалобы на общины, будто те ущемляют их права. Мы вместе с прокуратурой начали отрабатывать этот вопрос. Получается, что любое физическое лицо, которому не нравится член общины, может написать заявление, а органы исполнительной власти даже не проверяют, какое состояние отношений между общиной и заявителем, какие здесь основания.
В течение прошлого года три общины проверяли пять раз, а в этом году - уже дважды. Получается, что общинники, места дислокации которых в труднодоступных районах компактного проживания, должны выезжать в районные центры - Ванавару или Туру - и отчитываться. Когда мы стали выяснять, на основании чего ставятся печати, то инспектор ответить оказался не в состоянии. И охотники-любители самостоятельно строят избы, устанавливают капканы, их ловят на месте преступления за незаконной охотой и отпускают, а куда они потом девают эту продукцию - неизвестно. Ловят гражданина, который перевозил около двухсот соболей, сотрудник охотнадзора составляет протокол - дисциплинарное взыскание, хотя документов ни на что у задержанного нет. Удивительно, что фиксируется незаконная охота, хотя фактически признаки состава преступления незаконное предпринимательство.
Даже обнаруженные соболя оформляются не квалифицированно, в результате дело разваливается, сотрудники правоохранительных органов привозят шкурки задержанному домой, а он благополучно увозит их в неизвестном направлении. Для общин это единственное место жизнедеятельности и источник обеспечения, помимо того, что у них есть обременения, которые они выполняют, но срабатывает субъективный фактор в лице физических лиц, которые пишут куда ни попадя. И самое главное, поднимается вопрос межнациональной розни: главам общин пишут угрозы. Мы отправляем эти письма в прокуратуру - никаких действий. Но как только представитель коренных малочисленных народов что-то сделал, реакция мгновенная - приезжают все службы. Но заявители даже не понимают своего статуса: они трудоустроены в населённом пункте - кто-то кочегаром, кто-то ещё кем-то, но самое главное, они не понимают, что нарушают законодательство. А органы власти, к сожалению, не проводят с ними разъяснительную работу. В Эвенкии нередки случаи исчезновения охотников-промысловиков, лет пять назад пропал даже сотрудник правоохранительных органов, которого так и не нашли.
Возвращаясь к межнациональным отношениям, каждый раз молюсь, чтобы не началась стрельба, потому что у людей, приехавших 15 - 20 лет назад, сложилось стойкое убеждение, что это их территория, что они имеют право. У них была возможность организовать юридическое лицо, как это сделали другие общества охотников, но они этого не сделали, а когда общины начали производственную деятельность и у них стало получаться, сразу пошли претензии: почему у них есть, а у нас нет?


След соболя


Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:
- Можно сказать, сколько соболей добыла община, и сколько частник?


Никита КАПЛИН:

- Так как за нами каждый час смотрит более полутора десятков служб и ведомств, то две общины в среднем покупают ежегодно разрешений на 140 тысяч на объекты животного мира - дикого оленя, лося, пушную дичь. При этом ежегодно отчисляют средства по договору аренды.


Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

- Сколько из 115 тысяч шкурок эвенкийских, а сколько внешних?


Никита КАПЛИН:
- Как показывает практика, лимиты выделяются на район, а раньше - на автономный округ. Органы местного самоуправления делили эти лимиты между хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Года три назад собирались, если вы помните, по поводу лимитов на рыбу. Получалось, что норма питания в сутки 18-20 граммов в сутки на одного аборигена, так как лимиты выделяются на коренные малочисленные народы вначале на уровне региона, а когда приходят в район, распределяются на всех.


Владимир ЗВАНЦЕВ, руководитель службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края:

- Мы не единожды проводили совещания, потому что вопрос по поводу вывоза пушнины с территории края многолетний. Складывается большая сумма из нескольких величин, иначе бы уже всего соболя из края вывезли. Это и привезённые из других регионов шкурки, это и скупка того, что не смогли продать в предыдущий сезон, поэтому сумма не совсем точная. Многие скупают у коренных, пользуясь 19-й статьёй. На последнем совещании, которое мы проводили вместе со службой ветеринарного надзора, внимание заострялось на том, что шкурки будут теперь принимать с указанием охотника, чтобы было понятно, откуда эта шкурка взялась. Думаю, следующий сезон покажет более реальную картину. Потому что общая картина по краю по трём прошедшим годам показывает что-то невероятное: учётные данные практически совпадают с вывозом пушнины за пределы края. По идее должно было кончиться, а не кончается. Выяснилось, что привозят пушнину с Дальнего Востока, из Якутии, с Алтая. Причина не ясна, но, видимо, собирают единый лот, чтобы сократить расходы и получить одно ветеринарное свидетельство. На самом деле, столько не убивается, речь идёт об учёте ветеринарных свидетельств на шкурки.


Общины - организации не коммерческие


Валентина БОКОВА, руководитель агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края:

3bec65f6f8000fd631db1300fd420986.jpg
- Никита Сергеевич, вы говорите, что огромное количество шкурок соболя собирается, но почему же тогда в этом году не освоено 12 миллионов средств на заготовку этих шкурок?


Никита КАПЛИН:
- Наши общины - организации не коммерческие, а то, что касается деятельности муниципального предприятия, то на этот вопрос должен был ответить глава администрации Эвенкийского муниципального района Андрея Черкасов. Он более осведомлён в том, сколько денег и куда перечислено, сколько использовано и на какие цели.



Евгений ЛУЖБИН, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю:

4a45763fb8832658b8cfdf27bba1bd77.jpg
- Те территории, которые закреплены по долгосрочным лицензиям за общинами, способны ли члены общин промышлять самостоятельно без тех же эвенков, заходящих на эту огромную территорию? Или достаточно было бы всех закрепить за определёнными территориями, выделенными под лицензии? Мы говорим о соболе, который является единственной коммерчески ценной товарной группой. И к нам везут шкурки из других регионов потому, что в крае есть несколько крупных закупочных компаний, которые дают самые большие в России цены. И действительно, численность соболя не промышляется вся в крае. А есть ли обстоятельства, способные привести к взрыву межнациональной розни или это несколько надуманно и надо принять какие-то решения административного характера, которые решат все вопросы? Жителей Эвенкии не так много, чтобы на такой огромной территории не охотиться.


Кто рассылает записки с угрозами?


Никита КАПЛИН:

- Общины не только могут, но и самостоятельно осуществляют. Дело в том, что есть определённые граждане, у которых сложилось стойкое убеждение, что они никому ничего не должны, но при этом они будут это делать. Вопрос межнациональной розни исходит не от коренных малочисленных народов, а от того приезжего населения, у которого стойкое убеждение. Пусть прокуратура уточнит, их ли это записки об угрозе убийством? Общинники понимают, что это реально, так как у этих людей нарезное и холодное оружие. Отмечались случаи, когда пропадали эвенки-охотники. Мы делали заявления в правоохранительные органы - и тишина. Возникает вопрос: мы что, не граждане Российской Федерации? Межнациональный вопрос не ставится - дело в другом: право на осуществление охотничьего промысла. А выданную печать можно аннулировать только через суд, но мы же знаем, что ничего бесплатного не бывает. Вот эти бесплатные чеки - 25 соболей на гражданина, которые кто-то должен оплачивать? Это из бюджета. Если он утверждается, то эти соболя должны пройти через агентство по делам Севера, чтобы получить правовое основание: кто эти граждане - коренные малочисленные народы или нет? На уровне закона Красноярского края о защите исконной среды обитания к коренным малочисленным народам приравняли ессейских якутов, старожильческое население. Я долго пытался найти объяснение, что такое старожильческое население - не нашёл, а в законе есть.


Люди дышат одним воздухом


Семён ПАЛЬЧИН:
- Можно долго рассуждать об этом, но это не системная проблема, а частная недоработка тех или иных служб органов местного самоуправления, на которые возложены функции по природопользованию, переданы соответствующие полномочия. Помните, был «Рыбпром»? До ста процентов - русские люди, половина из которых уехала. И что теперь делать? Они такие же люди. Но чиновник не дочитывает до строк - «для которых охота и рыбалка является основой жизнедеятельности». Вопросов нет! Те же ессейские якуты, то же старожильческое население... В этом плане нам бы осторожнее подбирать выражения, потому что искру зажечь легко, а потом будем разбираться, кто первый сказал. А заваруха уже пошла... Все конфликты там рождаются. Раздувать не надо, а следует разбираться в конкретных вещах, чтобы дальше это пламя не ушло. Нельзя разделять людей, которые живут в посёлках, рыбачат, одним и тем же воздухом дышат. В апреле рыбинспектор 160 сетей снял с рыбой, но там живут самые обездоленные люди, которые имеют по 20 оленей. Единственный источник выживания для него - корюшку поймать. А инспектор пишет в газету: «Вот они, виновные в том, что у горожан нет корюшки! Вот почему сегодня рыба не дошла в Дудинку!» Я только что из Дудинки - лёд прошёл, и корюшку хоть сачком лови. Но ты, как человек, наделённый государственной властью, разберись сначала, разъясни, предложи, а не пиши в газету.


Лазейка для вывоза пушнины



Никита КАПЛИН:
- Говоря о том, почему соболей везут в Красноярский край, хочу добавить, что, возможно, в нашем крае есть лазейка для этого - реестр разрешений на соболя, разделённый с реестром ветеринарной службы. Если раньше он был объединён, можно было проследить, кто, когда и что? Сейчас получается: здесь - так, здесь - так... Я удивился, что с Дальнего Востока везут к нам. Значит, у нас в крае что-то сделано не так?



Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:

- Условия лучше. Закупочные цены выше.



Никита КАПЛИН:
-- Если разбираться в деталях, то, насколько я помню, соответствующий орган исполнительной власти, ставящий отметку в документе, должен иметь регламент по этой функции. Вот где кроется национальный вопрос. Элементарно: печати изготовили, а процедурное положение к ним почему-то забыли. Ставят печати безработным, которые претендуют на промысел, на профессиональную деятельность, хотя для них охота является подсобным видом деятельности по отношению к основному.



Владимир ЗВАНЦЕВ:
- Мы прекрасно понимаем, что коренные народы долго бились за свои права, а потом получилось, что все будут иметь такие права и просто кончится ресурс. А сохранение биологических ресурсов -- одна из основных наших задач, иначе встанет вопрос о существовании не только коренных малочисленных народов, но и всех остальных. Поэтому все законодательные инициативы направлены для разъяснения, кто такие приравненные к проживающим в районе Севера, что такое потребление для личных нужд (одному хватает 20 шкурок соболя, а другому нужно 500, так как необходимо детей отправить на учёбу в Москву). Думаю, как только будут внесены изменения, все вопросы автоматически будут сняты. Но нельзя выделять в отдельное юридическое поле коренных, либо должно быть где-то оговорено, если хочет поставить коренной 160 сетей, иначе возникнет вопрос. Всё должно быть законно, в том числе в плане закрепления тех же угодий. Не зря же выезжали и на месте разбирались. Выезжали, пресекли или нет, а сам пользователь на месте что-то сделал?



Никита КАПЛИН:
- Как положено, составил сообщение, сфотографировал и направил в территориальные органы власти. Таких сообщений было два.



Владимир ЗВАНЦЕВ:
-- Сами понимаете, что этого недостаточно. Не должен инспектор выезжать постоянно на место и составлять. Это будет подмена государственных функций.



Никита КАПЛИН:

- Инспектор почему не может выехать? Он просто боится. А вы говорите, чтобы пользователи ехали сами. Я, например, боюсь, чтобы у них между собой чего-то личного не вышло.




Владимир ЗВАНЦЕВ:

- Такое бывает, но на самом деле не боится инспектор. Он не должен и не может выезжать на столько времени. Охотопользователь находится на месте составляет сообщение, прикладывает фотовидеоматериалы, направляет в территориальный отдел, а инспектор по факту составляет административный материал. Если нашему не доверяют, тогда в милицию, а та всё равно нас привлечёт. Должно быть нормальное сотрудничество.


В Эвенкии существуют две власти


Николай ГРИШАНОВ (из зала):

5ce4bd5d1bf451828e32bbf717abafd5.jpg
- Прожил в Эвенкии более 20 лет. Хорошо знаю коренное население. В Эвенкии существует две власти -- дающая указания и невоспринимающая их. Пришла квота на соболя. Ассоциация "Арун" является исполнителем и чётко, грамотно распределяет, сколько кому добыть соболей. Звенки всё исполняют, они народ мягкий, внимательный, равнодушный, по сравнению с русскими. Вы говорите, что цена на соболя повысилась, а это значит, повысилась безответственность со стороны русского населения, которое хотело чихать на все постановления и заботы правительства. Каждый думает только о своей выгоде. Он не коренной, ему надо прожить. Знаете, сколько он получает пенсию? Он её получает, но прожить на эти деньги не может. И он ещё обязан как предприниматель ехать на встречу с каким-то чиновником. А я бы заставил чиновника ко мне ехать! Он бы раз съездил, больше бы не поехал, а писал липовые отчёты, которые всех бы устраивали. Поэтому прав Никита Сергеевич в том, что возникают конфликты. И возникают на почве не эвенков, а русских бичей, которые стремятся добыть столько соболей, сколько смогут унести. И вы даже не знаете пути, которыми эти соболя покидают Эвенкию! Я могу поймать любого русского охотника, который вывозит соболей. Надо сделать так, чтобы ассоциация «Арун» и коренное население, русские, все заключали договора с ним, как это было при Эвенкийском автономном округе. Чиновники продали округ. Нет округа -- нет законов. А тогда каждый охотник имел план добычи, каждый эвенк имел план добычи -- все приходили и сдавали. Пусть ассоциация «Арун» у русских принимает соболя и сама везёт на аукцион и получает прибыль. Так должна быть построена коммерция. Цены растут за счёт того, что безнаказанно уничтожается природа Эвенкии. Вы говорите об особой группе ессейских якутов? Она не считается коренными народами Эвенкии, но была во времена Увачана обособленной группой. Они занимаются в своих районах, у них более-менее порядок -- и то возникают конфликты. А власти все эти вопросы до лампочки. И почему, когда квота приходит на коренное население, должна делиться на всё население Эвенкии? Работаешь ты или нет, приехал, временно находишься -- на него тоже идут все квоты. А что коренному населению остаётся? Шиш. И об этом никто не думает. Ассоциация обращается в вышестоящие органы, а вопросы не решаются. Всё пущено на самотёк. Национальные же конфликты надо гасить в зародыше. И пусть чиновник приедет к эвенку и посмотрит как он в чуме живёт: ни помыться не может, ни бельё постирать. Вникать в дело никто не хочет, а желающих наказывать навалом. Деньги государство даёт, и появляются контролирующие фирмы, их ещё штук пять создадут.



Владимир ЗВАНЦЕВ:
- Никто не выделяет для коренных отдельные лимиты -- они для всех общие, а соответственно, спрос такой же со всех. Выступление, конечно, красивое, эмоциональное, но если по существу, как вывозят соболей, всем прекрасно известно -- летом на самолёте, зимой по зимнику. Поймать всех можно.


Социальная помощь северянам



Валентина БОКОВА:
- Реализация конституционных прав граждан Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов, на жильё, труд, отдых, образование и охрану здоровья осуществляется на основе законодательства РФ. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. В Красноярском крае проводится комплексное содействие устойчивому развитию коренных малочисленных народов, органами государственной власти края эта деятельность ведётся в различных направлениях. В настоящее время на территории края действуют нормативные правовые акты, в рамках которых малочисленные народы обеспечиваются гарантиями их прав. Лица указанной категории , проживающим на территориях Таймырского, Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов, Енисейского, Северо-Енисейского, Туруханского и Тюхтетского районов оказывается социальная помощь в виде предоставления товарно-материальных ценностей; пособий лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, оказывается содействие в повышении уровня образования, медицинского обслуживания, мер поддержки женщинам, в связи с рождением ребёнка. Одной из главных задач является подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы края в области предоставления мер государственной поддержки лицам из числа малочисленных народов и субъектам их предпринимательской деятельности.



Генеральная Ассамблея ООН объявила 2005-2014 годы Вторым Международным десятилетием коренных народов мира. Во исполнение этих обязательств РФ создала национальный организационный комитет по подготовке и проведению в РФ II Международного десятилетия коренных народов мира. Подготовлено распоряжение правительства края, в котором утверждены состав регионального оргкомитета и комплексный план подготовки и проведения в крае II Международного десятилетия коренных народов мира. Агентство осуществляет деятельность по реализации комплексного плана, руководствуясь соответствующими нормативными правовыми актами края.




При подготовке законопроектов работаем совместно с региональной ассоциацией коренных народов, консультируемся с районами.


До объединения в один Красноярский край на каждой территории были свои законы, которые мы пытаемся унифицировать, чтобы не ухудшить положение коренных, которое существовало до объединения. Но всё пока унифицировать невозможно, так как это потребует огромных сумм из бюджета. И тем не менее мы движемся в этом направлении.


Соблюдение требований антикоррупционного законодательства осуществляется в направлении всех нормативных актов министерства юстиции РФ, прокуратуры для рассмотрения на соответствие требованиям законодательства РФ и проведение антикоррупционной экспертизы.



Семён ПАЛЬЧИН:
- Нас, коренных малочисленных народов, чуть более 16 тысяч. Каково примерно число трудоспособного населения, для кого охота, рыбалка является основой жизнедеятельности?



Валентина БОКОВА:

- В Эвенкии около 800 человек, по Таймыру -- около полутора сотен.


На выходные - в тайгу


Семён ПАЛЬЧИН:

- Когда мы говорим о природном биологическом ресурсе -- олени, соболя, рыба, некоторые хватаются за голову: 16 тысяч -- на всех не хватит! Но мы говорим о трудоспособном населении. Но к этому прибавляются пожарные в Дудинке, кочегары, ещё какие-то работники. Скажем, вахтовики: 15 дней работают -- столько же отдыхают. Да не отдыхают они столько! Пять дней дома, а потом сел на лодку -- вот вам нагрузка на ресурс. Тот же кочегар: сетки починил, патрончики зарядил -- на три выходных в тундру или тайгу. Нужно сосредоточить природный биологический ресурс на 4 - 5 тысяч человек. Вот об этой категории людей мы должны заботиться и создавать все условия.



Никита КАПЛИН:

- Всё равно необходимо иметь ввиду, что для наших малочисленных ведение традиционных видов хозяйствования - градообразующий фактор, от которого идёт язык, культура, общность. Если говорить о социальной поддержке, то ФЗ-122 убрал социальную категорию «коренные малочисленные народы». Есть меры государственной поддержки, а ещё в среде обитания есть категории «коренные малочисленные народы» и «ведущие традиционный образ жизни и хозяйствования».


Семён ПАЛЬЧИН:
- Составить список с помощью органов местного самоуправления - три секунды.


Никита КАПЛИН:
- Сразу возникает вопрос: а где подтверждающие документы, чтобы зафиксировать статус?


Евгений ЛУЖБИН:
- Не рассматривался ли вопрос о выделении традиционных территорий в соответствии с федеральным законом?


Валентина БОКОВА:

- Рассматривался. Агентством подготовлен проект постановления, который проходит согласование в правительстве.


Соболь - это товар



Евгений ЛУЖБИН:
- Главный вопрос - выделения отдельных особо охраняемых территорий, которому не уделялось внимание, несмотря на то, что с 2001 года существует федеральный закон, но ни в крае, ни в муниципальных образованиях пока ничего не сделано, хотя этот вопрос ставился давно. По созданию нормальных условий деятельности хочу отметить, что наша служба, в соответствии с действующим законодательством, не ведёт принципиального надзора за деятельностью общин, в антимонопольном законодательстве нет какого-то специального раздела. Что касается оборота соболя, то мы неоднократно к этой теме возвращались. Всё, что касается оборота соболя, запретов, это федеральное законодательство. Пока мы туда не внесём изменений, всё будет по-прежнему. Цены на соболя растут, в этом году они стали, на мой взгляд, критическими - шкурка в России за 12 тысяч. Коммерческая ценность высока, и это связано с тем, что, в том числе, общины, скупая у охотников соболя по достаточно низким ценам, являются субъектами рынка, который поставляет на аукцион пушнину, являющуюся российской валютой. По сути дела, это единственное место, где можно соболя купить. А с браконьерами надо бороться... Касаемо работы общин, у нас на сегодняшний день заявления на три общины по причине того, что их принуждают к заключению кабального договора и требуют скупки шкурок соболя по заниженным ценам. К сожалению, ни на один наш запрос ни одна из общин - Арун, Чивида и Тоимба -- не ответили. Соболь - это товар. Все в нём заинтересованы, и видимо, руководство общин, но я не уверен, что все лица настроены, чтобы своего же коллегу, сородича в чём-то ущемить. Огромные территории Эвенкии позволяют сегодня распределить районы охоты, в том числе профессиональной, и, наверное, хватило бы места всем охотникам, но только нужно навести порядок. Мы не можем подымать национальный вопрос. Его надо пресечь. Нет его, не было и не будет. Покончим с браконьерами, наведём порядок в распределении территорий - все будут зарабатывать свой хлеб законно и правильно.


Информации о коррупции не поступало


Валентина БЫКАСОВА, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Красноярского края:
4bfcb22aeef6ddf82fa63c310f7f0ffa.jpg
- Осуществление надзора в области прав коренных народов выведено в 2013 году прокуратурой края в отдельное направление. В настоящее время осуществляется сбор информации, её анализ для дальнейшей работы. Организована и проводится проверка по фактам нарушения прав коренных малочисленных народов, о которых Семён Яковлевич Пальчин говорил в своём докладе в Законодательном Собрании: нарушение прав обеспечения жилыми помещениями, предоставление использования природных ресурсов, реализация права на рыболовство и охоту, вопросы доступности государственных и муниципальных услуг. Результаты проверок станут известны в конце первого полугодия 2013 года. В 2012 - 2013 годах к нам поступило всего два обращения от граждан. Случаи поступления подобных обращений единичны, и в основном они направлены на вопросы, связанные с применением законодательства, регулирующего порядок предоставления и использования природного и животного ресурсов. При получении какой-либо информации о нарушении прав и свобод коренных малочисленных народов Севера и Сибири, будут организованы соответствующие проверки. До настоящего времени в прокуратуру края никакой информации о коррупционных проявлениях не поступало.


Активная гражданская позиция


Андрей ВАВИЛОВ, руководитель второго отдела управления процессуального контроля Главного следственного управления Следственного комитета России по Красноярскому краю:
c96c080c0a3e230168b59267dd7cd706.jpg
- Если честно, то из услышанного здесь, больше требуется гражданско-правового регулирования: чрезмерные административные барьеры, борьба с браконьерством. Конечно же, некоторые моменты от выступающих я услышал и зафиксировал, поэтому выясню, требуется ли наше вмешательство, например, в отношении должностных лиц, дававших разрешения охотникам, которые не имели на это права. Были, конечно, факты, связанные с неправомерным расходованием бюджетных средств. К примеру, с 2011 года следственным отделом по Эвенкийскому району расследовано и направлено в суд три уголовных дела на глав различных посёлков, где неправомерно устанавливалась себе заработная плата. Дела уже рассмотрены судом, вынесены приговоры, ещё одно дело находится в производстве по факту нецелевого расходования бюджетных средств. По фактам коррупционных сообщений проводится процессуально-следственная проверка. Наблюдается активная гражданская позиция населения, которое зачастую обращается с заявлениями, в которых указывает некоторые факты, по их мнению, являющиеся прямым нарушением. Естественно, с нашей стороны данные факты тщательно проверяются. Если говорить о цифрах, то в 2011 году по коррупционным составляющим было возбуждено три уголовных дела, в 2012 - два, в этом году пока ни одного. Хотя год только начинается...


Заколдованный круг без выхода


Анатолий ЗЫРЯНОВ, заместитель директора по науке Центрального биосферного заповедника, доцент СибГТУ:

666246d003a1af56eb218937f2f7b501.jpg

- Я бы хотел вернуться к статье 19 известного закона ФЗ-209, в которой сказано, что коренные малочисленные народы имеют право на добычу без разрешения в порядке ведения традиционной хозяйственной деятельности. Здесь вкралась грамматическая неточность: почему написали «без разрешения»? На краевом уровне мы не имеем права вносить изменения в федеральный закон, но мы предлагали другую формулировку: «по разрешениям, выдаваемым бесплатно». Тогда бы бесплатные разрешения шли в статистику, и мы бы знали, сколько добывают эвенки, сколько приравненные к ним лица. Заколдованный круг, из которого мы выйти не можем. А всего-навсего надо изменить одну лишь формулировку в федеральном законе. Тогда какая-то печать не будет играть главную роль. Что такое плата за ресурсы? Всю жизнь занимаясь охотой, биологией, понимаю, что плата может быть за разрешение, за лицензии, но вдруг появляется термин «плата за ресурсы». Пока существовало старое управление охотнадзора, где я работал начальником отдела, мы от этого всячески отбивались, но пришла эта плата за ресурсы из Новосибирска, где какие-то ретивые ребята решили, что на этой земле кто-то охотится и ничего за неё не платит. Получается как в той сказке: сколько шкур у медведя? Как ни крути, всё равно одна. А мы платим трижды - за лицензию, территорию, путёвку за услуги, которые не всегда есть в наличии. Более того, термин «промысловая охота» полностью исчез из этого же федерального закона, хотя пять лет назад вместе с Евгением Львовичем Лужбиным мы писали в журнал «Охота и охотничье хозяйство» предложение, чтобы выделить промысловые районы Сибири и Дальнего Востока. Соболем занимаюсь 50 лет. Ресурсы соболя гораздо выше, чем указанные в официальных источниках. В Иркутске на круглом столе пришли к выводу, что ресурсы соболя фактически занижались в 2 - 2,5 раза, потому что по тем нормативам, которые сейчас применяются, не более 32 процентов от численности, в ресурсах с тем лимитом нет перепромысла. Понимаю, что такое промысловый охотник, независимо от того, русский он или эвенк, если они сходятся на какой-то территории и не могут мирно её разделить - это страшно. Я выезжал в общины, опрашивал охотников, сколько соболей они добывают. Иногда не очень охотно, но говорили, что добывают значительно больше лимита. Лимит - это налоговый сбор: за одну шкурку соболя, ещё не выданную, вы должны заплатить 120 рублей. Умножьте на 50 или 100. Учёные предлагают на шкурки вешать чипы, чтобы наладить учёт количества проходящих через аукционы соболей. Но налоговый сбор-то остаётся... Мне не хотелось бы говорить, что нет света в конце тоннеля - просвет всё-таки есть, но как из этого выходить? Трудный вопрос.


Каждый шаг - по конкурсу



Никита КАПЛИН:
- У меня предложение - вести персонифицированный учёт граждан, ведущих традиционный образ жизни. Тогда было бы проще, но опять же это только на основании заявлений этих граждан. Недаром я в своём выступлении уточнил, что община - это форма самоорганизации, это место трудоустройства граждан, работающих в этой общине. А приравненные граждане имеют другой статус: он работает на производстве или в бюджетной сфере, у него есть занятость, а остальное для него - подсобный вид деятельности. Получается, когда коренных обсчитывают на региональном уровне, приходит на район и всё делится поровну. На территории Эвенкийского автономного округа можно было вычленить, сколько коренных, сколько приравненных, сколько сезонников, а сейчас я этой картины не вижу, не вижу, сколько общинников и физических лиц. А те лица, которые написали в антимонопольную службу по поводу ущемления их прав, опять же там смешанный брак, но главное, почему они не заявлялись тогда, когда был этот аукцион? Они работали в бюджетном учреждении, кочегарами, электриками, а когда закрылось или сократили по определённым обстоятельствам, сразу вспомнили, что им нужна охота, тайга, и кто-то ущемил их права. Им никто не запрещает ходить в тайгу, для них выделены общинами зоны общего пользования по 15 - 20 километров. Но нет! Без обязательств, без вступления в общину, но дайте нам наше, своё! В этом камень преткновения: есть коренные граждане, которые хотят этим заниматься и другого способа у них нет. Но нужно их объединять с какими-то физическими лицами, которые приезжают, зарабатывают и уезжают обратно на юг Краснодарского края или в Красноярск.


Александр МАГЗИНСКИЙ, заместитель руководителя службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края:
- Есть правила охоты, где написано, что охотник при осуществлении своей деятельности обязан иметь - и пошло... Охотничий билет для всех и путёвка, а сегодня я, имея льготы, могу добывать 25 соболей без разрешений, но путёвку я должен оформить. Всё прописано в правилах - работайте! А мы говорим о невозможности наладить контроль.


Никита КАПЛИН:

- Вопрос в том, хотят ли эти лица прийти в общину?


Александр МАГЗИНСКИЙ:
- А это нарушители, которых надо привлекать к ответственности.


Оксана ГРИНИШИНА, представитель министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, специалист-эксперт отдела сохранения биологического разнооббарзия:
- По вопросу квот ежегодно, согласно законодательству, принимается указ губернатора края, согласно которому на общины и других пользователей выделяются квоты на основании учётных данных, предоставляемых этими общинами. За исключением объёмов, предусмотренных для личного пользования. Правительством края, агентством по делам коренных малочисленных народов и нашим министерством проводится большая работа по исчислению убытков коренных малочисленных народов, которые им причинены субъектами хозяйственной деятельности. В прошлом году были внесены изменения в закон края, утверждающий соответствующую методику, принято постановление правительства края, которое определяет порядок принятия и утверждения нормативно-справочных показателей, необходимых для исчисления убытков, применительно к территории Эвенкии.


Семён ПАЛЬЧИН:
- Много писем, касающихся того, что принцип распределения рыбопромысловых участков и сами участки требуют пересмотра. На какой стадии эта работа?


Оксана ГРИНИШИНА:
- Вы имеете ввиду отведение участков для традиционного природопользования?


Семён ПАЛЬЧИН:

- Нет, в комплексе надо рассматривать! Нельзя душу от тела отрывать, а вы всегда это делаете! Какая разница - рыбопромысловый участок для традиционного пользования или для жизни? Для жизни! И рыбачий промысле тоже для жизни!


Оксана ГРИНИШИНА:

- Перечень постепенно пересматривается, расширяется. Предусматриваются участки для традиционного природопользования. А в отношении уже заключённых договоров, пока они есть, гражданско-правовые отношения будут сохраняться.


Семён ПАЛЬЧИН:
- Речка разбита на 20 участков, но никто не задумывался, почему он ведёт кочевой образ жизни? Сначала ловит в одном месте по большой воде, а потом перекочёвывает на Енисей, где идёт селёдка, омуль, ряпушка, сиг. Шуга прошла, и опять я перекочёвываю на другое место - на озёра. Получается, на каждый свой шаг этот бедный абориген должен участвовать в конкурсах? До чего мы довели людей! Ну давайте это пересмотрим!.. Это примерно так, как если бы вы, чтобы в своей квартире пройти с кухни в комнату, должны выиграть конкурс. Пойти за угол - тоже конкурс!


Владимир ЗВАНЦЕВ:
- Если найдутся свободные территории природопользования, возможно, будет решение, а сейчас, как вы знаете, новых конкурсов не проводится. Законопроект висит, обсуждается, вроде как на последней стадии, должен вот-вот подписаться.


Семён ПАЛЬЧИН:

- Я лично сам по участкам ходил. Там и участков нет, гнилое место, болото, плавник... Есть пословица: у семи нянек дитя без глаза. Так же и комплекс природопользования. Вроде бы федеральный ресурс, но Федерация занимается этим не до конца, передав некие полномочия субъекту, тот на уровень местного самоуправления. Замкнутый круг: я не могу - это не мои полномочия... Все вроде занимаются, но не занимается никто.


Никита КАПЛИН:
- Грешным делом, для себя я определил, что в Эвенкии происходит бесконтрольное использование животного мира. По пушнине мы ещё что-то можем сказать, а сколько по оленю? Куда пойдёт человек, у которого есть печать, но он не входит в общину? На территорию той же общины, потому что там слаще кусочек, что-то ещё сохранилось. Мы даже договор заключили, привезли егерей из другого района, чтобы они независимо всё фиксировать. Самое смешное: егеря отработали, а их обвинили в том, что они у кого-то украли из ледника рыбу и мясо. В ответ на претензии, что их поймали на месте преступления, тут же заявление в милицию по поводу кражи. И это воспринимается правоохранительными органами как равные уровни рассмотрения заявления. В Финляндии есть закон: если финн женат на саами, то имеет право получать меры государственной поддержки в области производства оленины. Но если брак распался, то финн лишается поддержки. Проживание в традиционной среде обитания - статус гражданина.


Кому можно ставить печать?


Владимир ПАНТЕЛЕЕВ:
- Здесь всё-таки есть рациональное зерно. У нас две точки зрения. Первая - как охотятся, так пускай и охотятся. Вторая - ребята, коренных обижают! Готовясь к этому круглому столу, я в Интернете обнаружил, что закон 2009 года не прописывает, кому можно ставить такую печать? В прошлом году подобный круглый стол проводился в Хабаровском крае, и там люди решали, как мы будем ставить печать некоренному населению? И там было решено, что надо справки предоставить, бумажки собирать, чтобы получить такую печать и охотиться на территории коренного поселения. Там этот прецедент создали. У нас по-другому: что не запрещено, то разрешено. Отсюда возникают конфликтные ситуации. Хабаровский край поступил мудрее.


Андрей ЗАДОРИН, заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Енисейского территориального управления Росрыболовства:
- Говоря о получении, квоты, хочу отметить, что у нас нет контроля над выловом. Был такой случай, когда инспектор не мог знать, кто осуществляет рыболовство. 160 сетей он изымал в том месте, где рыболовство, кроме традиционного, запрещено. Сети не обозначены, никому не принадлежат, хозяина определить невозможно. Инспектор не мог предположить, что это представитель коренных народов. По жалобам, которые к нам поступали, и обращениям депутатов мы проводили проверки согласно закону. Инспектор сети изымал правильно, никто о них не заявил, они находились на ответственном хранении. Получается превышение квоты в больших объёмах, но заявителя, естественно, нет. Стоят сети в месте, где рыболовство запрещено, а мы не знаем, чьи они.


Семён ПАЛЬЧИН:
- Был один инспектор на весь округ, который не только каждого рыбака знал, но и сколько у него детей, где он рыбачит, что у него внутри. К сожалению, этот пласт людей нами тоже потерян.


Проверки - по закону


Сергей ТРОФИМОВ, заместитель красноярского природоохранного прокурора:
- Есть право коренных малочисленных народов осуществлять природопользование в определённых границах, есть желание данных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, то есть добывать природные ресурсы для дальнейшей продажи. Это же касается и общественных организаций, родовых общин и т. д. Традиционный образ жизни - это те виды хозяйственной деятельности, которые определены постановлением правительства РФ. Что касается закрепления за родовыми общинами территорий для права пользования, то здесь говорится о предпринимательской деятельности и извлечении прибыли. Данные общины никто не заставлял брать долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, но если вы получили такое право и за вами закреплена территория, у вас есть определённые права и обязанности. И государственные органы проверяют вас не как представителей коренных малочисленных народов, а как хозяйствующий субъект, осуществляющий ту или иную деятельность, направленную на пользование объектами животного мира. Проверки должны проводиться минимум раз в три года. За определёнными родовыми общинами закреплены очень большие угодья - миллионы гектаров, где возникают большие затраты на проведение разного рода работ. Если считается, что денег недостаточно, обращайтесь в краевые органы власти, чтобы разработать программы поддержки, проекты освоения лесов, хозяйственного охотоустройства. Считаете, что органы полиции принимают недостаточные меры воздействия, вы вправе обжаловать действия данного лица в вышестоящей инстанции - в суде или прокуратуре Эвенкийского района. Просто нужно пользоваться своим правом в соответствии с законом. Не удовлетворены ответом - есть вышестоящие инстанции. Здесь право коренных малочисленных народов ничем не ущемляется.


Обещаем завалить информацией


Никита КАПЛИН:

- Никто не скулит - согласны платить налоги, выполнять договорные обязательства. Я хочу услышать: будет ли продолжаться процесс граждан с печатями? Мы согласны давать, но есть люди, которые не хотят обращаться в общину с заявлением. Мы не можем перехватывать этих людей с соболями, хотя делать это можно, ключевые точки известны, но некому, потому что один инспектор на Байкит, Ванавару и Туру. Обещаю, в этот сезон мы завалим информацией: будем всех фотографировать, оснастим общинников аппаратурой. Но насколько мы можем привлечь этих людей к ответственности? Готовим гражданские иски по нанесению ущерба общинам, однако эти ребята, помимо пушнины, ещё и рыбу вылавливают. Бывшие товарищи приехали когда-то на заработки, а сейчас говорят, что здесь живут. Но есть же законодательство! Однако если представителю правоохранительных органов угрожают, то как быть простым общинникам? А мы ведь уже своих людей в тайге теряем. Преступники понимают, что отвечать скоро придётся, но будут защищаться.


...Ссылайся на букву закона


Николай ГРИШАНОВ:
- Один великий человек сказал: «Если хочешь скрыть свою безответственность, ссылайся на букву закона».


Семён ПАЛЬЧИН:
- Я помню те времена, когда инструктор райкома партии садился даже не в вертолёт, а на оленью упряжку, и разъезжал по чумам, стойбищам. Я вырос там, но одно решение возникает здесь, а когда спустишься к оленеводам, рыбакам, охотникам, иногда оттуда возвращаешься с абсолютно другим решением. Пересматриваешь свою жизнь, свою позицию. Советовал бы участникам дискуссии чаще этим пользоваться, потому что многое рождается на почве недопонимания жизни, обычаев людей. Если бы наши чиновники спускались бы к людям, может быть, и опустошения такого не было бы, как сегодня почти в каждой российской деревне. Ресурсы есть - и немалые. Давайте создадим для людей условия, чтобы они могли охотиться и рыбачить.


Владимир ПАНТЕЛЕЕВ,


Сергей ПАВЛЕНКО.


Фото Альфира ФАХРАЗИЕВА.



Количество просмотров: 3526
20.06.2013 04:05 | rootблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама